Введение
Выступления артистов-исполнителей в цирковом искусстве требуют отличной физической подготовки. Выступления бывают очень сложными с точки зрения физического аспекта и требуют от артистов гибкости, пластики, силы и выносливости [5].
Большое количество будущих артистов-исполнителей занимаются танцами, гимнастикой, йогой и иными спортивными направлениями. Акробаты часто занимались до циркового искусства боевыми искусствами.
У артиста-исполнителя в цирке должно быть отличное состояние сердечной и сосудистой системы, глубокая дыхательная система, должен быть укреплен мышечный корсет [6].
При обучении еще для будущих артистов цирка создана специальная программа с физкультурной и спортивной направленностью, которая включает художественные элементы [8].
Цирковое искусство сформировано из представлений, которые проходили на площадях в давние времена, из соревнований спортивного характера, представленных в виде постановки. В том числе туда входили номера акробатики [2].
Специальная программа для обучения цирковому искусству дает возможность развить в детях музыкальные и двигательные качества, развивает ловкость, силу, координацию, придает движениям выразительности, а также просто дает хорошую физическую подготовку [4].
Для того, чтобы стать артистом в цирке необходимо иметь определенный набор требований с точки зрения физической подготовки:
- владение базовыми элементами акробатики и жонглирования;
- умение двигаться в такт музыке;
- иметь крепкую мышечную систему;
- иметь правильно поставленную осанку, походку, правильно координированные движения;
- иметь хорошую растяжку, гибкость, быть сильным и выносливым.
Отличие обучения цирковому искусству от иных спортивных программ состоит в том, что эта программа включает художественное и эстетическое направления. Хореография является неотъемлемой частью циркового искусства и лежит в основании обучения [1].
Для того, чтобы пройти конкурсный отбор по обучение цирковому искусству с точки зрения физической подготовки нужно иметь основную -первую группу здоровья, подтвержденную заключением специальной врачебной комиссии, а также допуск к урокам по физической подготовке, которые несут в себе чрезмерную физическую нагрузку [3].
Перед тем как оттачивать навыки циркового искусства, обучающиеся должны усвоить и наработать базовую физическую подготовку, укрепить основные рабочие мышцы (рук, ног, спины), а только после этого они могут перейти к рабочему этапу, который включает в себя изучение базовых элементов эквилибристики и акробатики [7].
К первому году обучения ученик должен уметь:
- исполнять базовые элементы по физической подготовке, в том числе акробатике;
- владеть предметами и исполнять с ними элементы жонглирования;
- выполнять базовые трюки под музыку.
К концу второго года обучения:
- жонглировать самостоятельно и в паре (3 мяча и 3 кольца);
- выполнять соответствующие нормативы;
- работать с двумя и тремя обручами;
- владеть составными упражнениями с тростью;
- работать в жанре "антипод" (базовые упражнения).
К концу третьего года обучения:
- упражнения акробатического характера выполняются правильно;
- жонглирование происходит свободно;
- движения под музыку легкие и без напряжения, свободная импровизация при исполнении трюков [10].
Программа обучения по физической подготовке артистов-исполнителей циркового искусства включает выполнение таких упражнений и элементов как прыжок, подскок, умение правильно ползать, выполнять кувырки, делать мост.
Таким образом, физическая подготовка артистов-исполнителей в цирковом искусстве должна быть очень хорошей и требует особого внимания, труда и постоянной работы от обучающихся и их педагогов. Невозможно войти в цирковое искусство без специальной подготовки и с легкостью начать выступать. Цирковое искусство это постоянная и напряженная работа, требующая особого внимания [9].
Список литературы
- Буш-Остерманн Э. Гимнастика для позвоночника / Пер. с нем. В.Малахова. – М: Олимпия Пресс, 2021. -56с.
- Буш-Остерманн Э. Гимнастика для ног / Пер. с нем. В.Малахова. – М: Олимпия Пресс,2020.
- Васильева, Е. Танец [Текст]: книга для учителей / Е. Васильева – М.: Искусство, 2020. – 210с.
- Козлов, В.В. Физическое воспитание обучающихся в учреждениях дополнительного образования: Акробатика. [Текст]: учеб.- метод. пособие / Козлов В.В. – М.: ВЛАДОС 2020.- 64 с.
- Козлов, В.В. Физическое воспитание обучающихся в учреждениях дополнительного образования: Акробатика. [Текст]: учеб.- метод. пособие / Козлов В.В. – М.: ВЛАДОС 2020.- 64 с.
- Козлова В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М.:Терра-спорт, 2018.-31с.
- Миллер, Э., Блэкмэн, К. Упражнения на растяжку. [Текст]: учеб.- метод. пособие / Э. Миллер , К. Блэкмэн - М: Москва, 2022.
- Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. [Текст]: книга для учителей / Е. Г. Попова - М: Искусство, 2020.– 240с.
- Семѐнов Л.П. определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты: учеб.-метод. Пособие.- М.:, 2018.- 142 с.
- Холодов, Ж.К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.-480 с.