ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ В АВИАЦИИ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ В АВИАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Электротехника

Просмотры

61

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (144), Ноябрь ‘23

Дата публикации 23.11.2023

Поделиться

Целью исследования является изучение радиотехнических средств в авиации. В статье рассмотрены их различные классификации.

Радиотехнические средства (РТС) – комплекс приборов и средств, которые объединены между собой и необходимы для рационального выполнения общего набора задач, касающегося передачи, извлечения и преобразования информации.

Носителем информации являются радиосигналы. В аппаратной части – это токи и напряжения, в направляю­щих искусственных линиях – электромагнитные волны.

Устройство работы всякой РТС отталкивается от функциональной связи информационных величин с одним или несколькими электрическими параметрами радиосигналов. Информационные параметры – текстовые сообщения; величины, характеризующие положение и движение летательных аппаратов и т.д. Основные электри­ческие параметры радиосигналов – амплитуда, частота, фаза.

Существуют несколько типов РТС по виду используемых сигналов.

  1. В цифровых используется аналоговый сигнал, который передает информацию, конвертируется в цифровой и модулирует несущее колебание.
  2. В непрерывных (аналоговых) информация представлена с помощью постоянных изменений одного или нескольких величин несущих колебаний, например, фазы или амплитуды.
  3. В импульсных РТС информация представлена либо как параметры отдельных импульсов, например, длительность или частота, либо как величины последовательности (число импульсов в порядке, интервал между ними). В этом типе системы сигнал – порядок радиоимпульсов, в котором и содержится информация.

Также есть классификация по назначению системы.

  1. Передачи информации. Это системы телевидения, радиовещания, радиосвязи.
  2. Извлечения информации. Системы радиоразведки, радионавигации, радиолокации.
  3. Системы радиоуправления, которые руководят летательными аппаратами, дистанционными взрывателями и т.п.
  4. Разрушения информации. К этому типу приписывают системы радиоэлектронной защиты объектов от радиоуправляемого ору­жия.

Передатчик и приемник – главные оборудования преимущественной части РТС.

Одни РТС могут состоять не только из устройств со схемы, но и из совсем иных, а другие системы, наоборот, не будут иметь и половины описанных конструкций.

Радиотехнические системы – одни из самых важных средств для обеспечения точной аэронавигации, которые могут располагаться как на земле, так и на самолете. Приводные и радиовещательные радиостанции, радиолокаторы, радиопеленгаторы, радиомаркеры и радиомаяки – это всё наземные РТС, которые обычно называют радионавигационными точками (РНТ). Самолетные радиолокаторы и радиостанции, радиокомпасы, доплеровские измерите угла сноса и путевой скорости, радиовысотомеры считаются бортовыми РТС.

Часто наземные и самолетные средства используются не в одиночку, а в связке, например, наземные радиопеленгаторы пеленгуют воздушное судно, если на нем есть радиостанция. В таком случае, РТС является неавтоматической. Совокупность радионавигационных средств на земной поверхности и на борту называется радионавигационной системой РНС. Существуют и автономные РТС, которые расположены только на борту воздушного судна и не требуют дополнительного рабочего наземного оборудования для получения навигационной информации, например, доплеровский измеритель угла сноса и скорости, радиовысотомер и т.д.

РНС по методам измеряемых величин делятся на несколько типов.

  1. Угломерные, которые измеряют угловые величины (пеленг самолета и радиостанции, курсовой угол радиостанции КУР (рис.1) и т.д.). В эту разносность входят:
    1. радиокомпасные системы, которые состоят из наземной радиостанции и бортового радиопеленгатора – автоматического радиокомпаса АРК;
    2. радиопеленгаторные системы – наземный автоматический радиопеленгатор АРП (рис.2) и бортовая связная радиостанция;
    3. радиомагнитные – наземный радиомаяк, излучающий радиоволны и бортовое средство, способное принимать радиоволны и определять значения угловых параметров
  2. Дальномерные, которые включают в себя наземный радиомаяк и бортовое оборудование (самолетный дальномер).
  3. Угломерно-дальномерные, позволяющие одновременно измерять угловую величину и дальность. Это наземные и самолетные радиолокаторы, системы ближней навигации и т.п.
  4. Разностно-дальномерные измеряют разность расстояний до двух радиостанций. Их другое название – гиперболические, потому что линия положения, определяемая системой, является гиперболой. Работа данной системы основана на измерении разности по времени между приходом сигналов от ведущей и ведомой станции с помощью приемоиндикатора. Эта разность и устанавливает линию положения – линию равных разностей расстояний. Дальность действия средства – 3000 - 4000 км. Включает в себя от трех наземных станций (ведущая и ведомые), координаты которых известны и бортового приема индикаторного вычислительного устройства. Ведущая станция координирует работу ведомых. 

Список литературы

  1. Никольский, Б. Основы радиотехнических систем: учеб. / Б. А. Никольский. - Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, 2013. - 315 с.
  2. Сарайский Ю.Н., Липин А. В., Либерман Ю.И. Аэронавигация. Ч.П. Радионавигация в полете по маршруту: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. / СПбГУ ГА. Санкт-Петербург, 2021. 384 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее