СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ, С ПОМОЩЬЮ УЧЕТА ДЕЙСТВИЙ ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ, С ПОМОЩЬЮ УЧЕТА ДЕЙСТВИЙ ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (144), Ноябрь ‘23

Дата публикации 22.11.2023

Поделиться

Обоснование необходимости внесения изменений в методику расчета индивидуального пожарного риска, анализ влияния пожарных подразделений при спасении людей, составление предложений.

Целью работы является обоснование необходимости учета действий пожарных подразделений по спасению людей в методике расчета пожарного риска.

С 2008 года с выходом Технического регламента «О требованиях пожарной безопасности» [1] начался переход к новому риск-ориентированному подходу обеспеченности пожарной безопасности в зданиях и сооружениях на территории РФ. Данный подход, который в последнее время получил широкое развитие в нашей стране, предлагает решение технических, организационных и других задач в области пожарной безопасности.

В п.4 ст.5 Технического регламента [1] говорится о том, что на любом объекте защиты должен быть обеспечен комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска. Понимая буквально, каждый собственник должен доказать, что на его объекте величина индивидуального пожарного риска не превышает допустимое значение, а это возможно только путем проведения необходимых расчетов.

Так как оценка пожарного риска является одним из критериев оценки состояния защищенности объекта в области пожарной безопасности, то полагаем, что в скором времени обсуждаемая нами оценка затронет абсолютно все объекты.

До настоящего времени для обеспечения подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности необходимо было выполнить одно из двух условий указанных в ст.6 Технического регламента [1]. К этим условиям относится выполнение всех требований технических регламентов установленных ФЗ №184 «О техническом регулировании»[2] и, либо доказать, что на объекте защиты пожарный риск не превышает допустимых значений, либо выполнить в полном объеме требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами.

В 2022 году, с выходом ФЗ №276 [3] о внесении изменений в Технический регламент [1], условий соответствия стало пять, каждый из которых состоит из двух частей, где первой частью является выполнение требований Технического регламента, а вторые части индивидуальны. Однако при анализе вторых частей условий становится ясно, что при определенных обстоятельствах для выполнения остальных частей условий все равно требуется проводить расчет пожарного риска.

Значение допустимого пожарного риска, законодательно установленные в  ФЗ №123, неоднократно подвергались критике, так как данные значения на самом деле установлены еще более сорока лет назад, в 1976 г., и оценивалась в то время не гибель человека, а только вероятность воздействия на человека опасных факторов пожара, включая их предельно допустимые значения.[4 (стр.9)].

На сегодняшний день методика расчета пожарного риска, установленная приказом МЧС России №1140 [5], к сожалению, не учитывает всех возможных факторов, влияющих на итоги расчета, и на выполнение требований пожарной безопасности объектами защиты, а именно работа пожарных подразделений по тушению пожара. Данная работа подразделений в корне способна изменить ход пожара, в первую очередь увеличить время блокирования путей эвакуации путем уменьшения очага пожара, не допустить распространение пожара, осуществить вентиляции помещений и т.д.

Затрагиваемая проблема частично отражалась в п.16 уже недействующей методики индивидуального расчета риска [6], в качестве коэффициента, учитывающего дислокацию подразделений пожарной охраны на территории поселений и городских округов, и учувствовал в расчете, только для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1, Ф1.3, Ф1.4.  В новой методике [5] данный коэффициент по каким-то причинам исключен из расчета, хотя имеет влияние.

Что бы показать данное влияние был определен показатель эффективности пожарных подразделений и считался как доля количества спасенных на пожарах людей от суммарного количества спасенных и погибших на пожарах людей. [8 стр.19].

 

 

На графике видно, что в среднем 81% людей спасаются пожарными подразделениями.

Для учета действий пожарных подразделений при расчете индивидуального пожарного риска, были определены следующие задачи:

  1. Анализ статистических данных по пожарам и деятельности пожарных подразделений;
  2. Анализ влияния действий пожарных подразделений на спасение людей и линейную скорость распространения пламени;
  3. Сравнительное время наступления критических значений ОФП с учетом и без учета действий пожарных подразделений;

Проанализировав статистические данные на примере объектов Тульской области по пожарам установлено, что наибольшее количество пожаров отмечается в жилом секторе и прочих объектах жилого сектора (1191 пожар или 85%), но 15% (177 пожаров) от общего числа пожаров составляют общественные здания, что подтверждает актуальность исследуемого вопроса.

Проводя анализ влияния пожарных подразделений на спасение людей при пожарах, выделено два вида влияния: прямое и косвенное.

1) прямое спасение заключается непосредственно в выносе человека из здания

2) Косвенное спасение заключается в увеличении времени достижения опасных факторов пожара в здании, путем своевременного прибытия к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в очаг пожара повлияв на линейную скорость распространения пламени.

Для определения влияния пожарных подразделений на линейную скорость распространения пожара, были проанализированы пожары, произошедшие на территории Российской Федерации, по повышенным номерам выезда. Результат анализа показал снижение линейной скорости распространения после подачи огнетушащих веществ первым прибывшим подразделением. Среднее время уменьшения линейной скорости составляет 1,9 раза. Таким же образом в методике расчета риска учитывается снижение линейной скорости при учете в расчете системы пожаротушения.

Так же требуется определить за какое же время пожарным подразделениям требуется прибыть к месту пожара, чтобы эффективно повлиять на ход тушения на первоначальном этапе.

Проводя анализ возможности своевременного прибытия пожарных подразделений к месту пожара, был проанализирован эксперимент, указанный в статье «Оценка пожарного риска с учетом действий пожарных подразделений» А.В. Подгрушного [7 (стр 64)]. В помещении размерами 35х12х4 м. и горючей нагрузкой из мебели и бытовых изделий был смоделирован пожар, который показал, что время начала эффективных действий пожарных подразделений не должно превышать 10 минут. Обусловлено это тактическими возможностью 1 пожарного подразделения, а именно подачей огнетушащих веществ одним стволом, с расходом (в данном случае) 7,5 л/с.

Сопоставив данный показатель со средним временем прибытия пожарных подразделений в г. Тула, и учитывая, что к данному времени прибавляется еще время сбора личного состава и время боевого развертывания, то делаем вывод, пожарное подразделение не успевает прибыть к месту пожара за требуемое время. Но это не всегда может быть так, а своевременное прибытие зависит от расположения подразделения. В таких случаях предлагается рекомендовать добровольную пожарную охрану на объекте, с целью участия в тушении пожара на начальных этапах.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного предлагается ввести коэффициент, учитывающий работу пожарных подразделений, который в свою очередь учитывающий дислокацию подразделений пожарной охраны на территории поселений и городских округов, и принимать равным 0,9 в случае соответствия ее требованиям Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности или 0,95 при наличии на объекте защиты ДПД, соответствующей требованиям Федерального закона «О добровольной пожарной охране» от 06.05.2011 № 100-ФЗ.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о 1. Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
  2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  3. Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»»;
  4. Руководство по оценке пожарного риска для промышленных предприятий. Москва 2006;
  5. Приказ МЧС России от 14.11.2022 года №1140 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности";
  6. Приказ МЧС России от 30.06.2009 г. №382 «Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности»
  7. Журнал «Технологии гражданской безопасности» том 18,2021 г. Статья Д.А. Вечтомова, А.Б. Ичмеляна, Л.В. Краснова, С.В. Михайленко, А.В. Подгрушного «Оценка пожарного риска с учетом действий пожарных подразделений»;
  8. Журнал «Современные проблемы гражданской защиты» Статья А. А. Порошина, В. В. Харина, Е. В. Бобринева, А. А. Кондашова, Е. Ю. Удавцова «Научно-методические подходы к оценке эффективности спасения людей на пожарах пожарно-спасательными подразделениями».
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее