Состояние, проблемы и перспективы развития студенческого спорта в Российской Федерации и мире

Состояние, проблемы и перспективы развития студенческого спорта в Российской Федерации и мире

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (144), Ноябрь ‘23

Дата публикации 21.11.2023

Поделиться

В статье рассматривается проблема студенческого спорта в системе высшего профессионального образования. Работа посвящена исследованию ситуации развития студенческого спорта в Российской Федерации и мире, а также изучению проблем и перспектив студенческого спортивного движения. Авторы приходят к выводу, что современная система развития студенческого спорта несовершенна и определяют возможности и направления ее оптимизации.

На сегодняшний день высшие учебные заведения, подготавливая студентов, ставят перед собой цель не только формирования компетентных специалистов, но и развития у них полноценной, здоровой личности. Значительная роль в процессе становления молодого специалиста принадлежит образованию в области физической культуры и спорта, а овладение данными дисциплинами способствует приобретению необходимых знаний и умений для поддержания физического и психологического здоровья студента.

Студенческий спорт – это часть спорта, направленная на физическое воспитание и подготовку обучающихся профессиональных образовательных организаций, а также привлечение студентов к спортивным и физкультурным мероприятиям [1, с. 24].

Широкое распространение студенческий спорт впервые стал приобретать за рубежом в середине XX века. Сегодня студенческий спорт как сфера интересов общественной жизни стремительно развивается, а уровень финансовых вложений в данную сферу почти сопоставим с затратами на профессиональный спорт. Развитие студенческого спорта в настоящее время является общепризнанным показателем экономического и социального благополучия страны, а данное направление физического образования присутствует только в развитых странах [2, с. 155].

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» в задачи государства входит развитие студенческого спорта, академическая подготовка профессиональных спортсменов, а также создание центров физической подготовки сборных команд России на базе высших образовательных учреждений [4].

В России и во всем мире студенческий спорт, в первую очередь, служит для пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, формирования компетенций в данной сфере у населения, а также создания спортивного резерва для профессиональной спортивной деятельности [6, с. 345].

Таким образом, студенческий спорт сегодня имеет большое влияние на социальную и экономическую сферы государства.

Цель исследования: изучение состояния, проблем и перспектив развития студенческого спорта в Российской Федерации и мире.

Материалы и методы исследования. В ходе работы были изучены отечественные и зарубежные литературные источники: научные журналы, статьи, монографии.

Результаты и их обсуждение. История возникновения студенческого спорта берет начало в 1843 году, когда был создан первый лодочный клуб при Йельском университете в США. Совместное занятие общим спортивным интересом, командный дух и соревновательная мотивация хорошо сплотили студентов. Данный опыт быстро был перенят другими образовательными организациями, и вскоре в Америке и странах Европы стали повсеместно формироваться первые студенческие спортивные клубы при колледжах и университетах, которые носили характер любительских секций [2, с. 156].

Постепенно участие в спортивном клубе стало настолько массовым явлением, что организаторы клубов начали проводить полноценные спортивные соревнования между учащимися различных высших учебных заведений. Официально Студенческое спортивное движение в странах запада было инициировано в 1919 году в Страсбурге, после создания Международной конфедерации студентов (C.I.E.), президентом которой был избран Жан Петижан [5, с. 240].

В 1923 году под эгидой Международной конфедерации студентов были организованы первые Всемирные спортивные игры между студентами высших учебных заведений. Всемирные спортивные игры послужили прообразом современных Универсиад [2, с. 157].

Уже в послевоенное время родилась новая организация, Международная Федерация Студенческого Спорта, которая объединяла университеты Европы и Соединенных Штатов. В СССР в то время проводились отдельные, всесоюзные спортивные соревнования. Мировые спортивные эксперты полагали, что такое разделение негативно влияет на развитие мирового студенческого спорта, однако оно существовало еще много лет [5, с. 241].

В 1957 году состоялось объединение капиталистических и социалистических стран на Международном спортивном университетском чемпионате, который прошел успешно и зрелищно. Мировым спортивным сообществом было принято решение о том, что политическим разногласиям не место на спортивной арене. Два года спустя, в 1959 году, в Турине для Всемирного студенческого соревнования было утверждено название Универсиада, а гимном данного события стал известный «Гаудеамус». По форме проведения соревнований Универсиады практически полностью схожи с Олимпийскими играми. В отличие от Олимпийских игр Универсиады проходят раз в два года [2, с. 159].

Становление сферы российского студенческого спорта берет истоки еще в Российской империи, в конце XIX – начале XX века. Первые студенческие клубы физической подготовки были открыты на базе электротехнического и политехнического Московских институтов.

В 1904 г. в Российской империи вели деятельность по спортивной подготовке студентов около 40 студенческих клубов, большая часть которых находилась при столичных вузах. После установления в стране Советской власти студенческий спорт приобрел академическое направление. В 1918 году появилось первое высшее учебное заведение в сфере физкультуры и спорта, на тот момент крупнейшее в Советском Союзе, – Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (ГЦОЛИФК). Данный вуз существует и в настоящее время под названием Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма [2, с. 160].

В довоенное время на базе советских университетов периодически проводились спортивные соревнования, включавшие состязания по лыжным гонкам, хоккею, боксу, конькобежному спорту и пинг-понгу.

В 1957 году было создано всесоюзное студенческое спортивное общество «Буревестник», на которое была возложена ответственность за подготовку спортсменов и проведение студенческих соревнований. В 70-х годах физическая подготовка студентов высших учебных заведений приобрела не только спортивное, но и оздоровительное, общеукрепляющее направление. В дальнейшем студенческий спорт в России получил основной вектор развития уже после распада Советского Союза [1, с. 25].

Начиная с 1994 года, нашу страну на Всемирных Универсиадах представляет Российский студенческий союз. Ежегодно российские спортсмены занимают лидирующие места практически на всех зимних Универсиадах. Особое внимание стало уделяться российскому студенческому спорту после Универсиады 2013 года, прошедшей в Казани, когда российские спортсмены заняли первые места в различных соревнованиях, показав незаурядный уровень физической подготовки [5, с. 245].

В настоящий момент в России происходит модернизация системы физической подготовки студентов высших учебных заведений. Новая «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» определяет основные направления развития студенческого спорта и физической подготовки в вузах:

  • создание условий в высших учебных заведениях для поддержания и укрепления физического и психического здоровья учащихся, недопущение социально-негативных явлений в молодежной среде при помощи привлечения студентов к спорту и физической культуре;
  • поиск новых форм, методов и средств организации занятий спортом, в том числе во время каникул, для укрепления здоровья и улучшения физической формы учащихся;
  • создание условий для функционирования спортивных клубов и спортивных команд на базе учреждений начального, среднего и высшего образования;
  • создание многоуровневой и вариативной системы мероприятий для спортивных команд различных образовательных организаций;
  • проведение всероссийских проверок физической подготовки граждан призывного возраста для прохождения военной службы;
  • укрепление материально-технической базы за счет обеспечения образовательных организаций необходимым инвентарем и оборудованием, а также подготовки квалифицированных педагогических кадров [4].

Государственные и общественные организации ведут активную работу в данных направлениях, уделяя особое внимание существующим проблемам в сфере студенческого спорта, среди которых отмечается:

  • снижение общего уровня здоровья и физической подготовки студентов высших образовательных организаций;
  • незаинтересованность администрации университетов в развитии студенческого спорта, создании спортивных клубов, привлечении учащихся к спортивным мероприятиям;
  • низкий уровень стимулирования деятельности преподавателей кафедр физической культуры и спорта;
  • недостаточная оснащенность университетов современным спортивным оборудованием и инвентарем;
  • отсутствие освещения средствами массовой информации событий студенческого спорта, низкий уровень пропаганды физической культуры среди молодежи [6, с. 346].

Основываясь на анализе нормативных документов, регулирующих развитие спорта в сфере высшего образования, а также с учетом вышеописанных проблем, можно утверждать, что создание эффективной структуры управления физической культурой и спортом в университетах должно осуществляться с учетом следующих положений ее функционирования:

  • гармоничное сочетание академической и внеучебной работы (оздоровительные физические мероприятия, массовый спорт);
  • финансовая и экономическая независимость в соответствии с уставами университетов и действующим законодательством [3, с. 38].

На сегодняшний день необходимо искать пути оптимизации и совершенствования студенческого спорта в высших учебных заведениях. Развитие студенческого спортивного движения, на наш взгляд, возможно путем организации факультативных курсов по физической подготовке в вузах. Также основным направлением дальнейшего развития студенческого спорта является более активное привлечение студентов к деятельности в данной сфере, а именно:

  • создание спортивных секций и развитие студенческого спортивного движения в целом;
  • улучшение материальной базы и разнообразия спортивного инвентаря в соответствии с современными аккредитационными требованиями;
  • обеспечение методической базы реализации спортивного развития студентов;
  • учет новейших достижений педагогики, медицины, психофизиологии и других наук, занимающихся вопросами физического развития молодежи;
  • разработка информационного ресурса для организации взаимодействия студенческих спортивных клубов с целью предоставления консультаций, методической поддержки, обмена опытом и т.д.;
  • расширение освещения темы физической культуры и спорта в социальных сетях и средствах массовой информации среди молодежи;
  • активная пропаганда здорового образа жизни в университетах;
  • организация мероприятий массового спорта на базе высших учебных заведений;
  • привлечение внимания работодателей спортивных компаний к студентам-спортсменам с целью обеспечения спонсорской поддержкой;
  • мотивация учащихся к систематическим занятиям спортом посредством их участия в университетских спортивных мероприятиях и соревнованиях различного уровня [7, с. 69].

Однако на данный момент осуществления деятельности по данным направлениям недостаточно для всестороннего развития спортивного движения в рядах студенческой молодежи. На наш взгляд, необходимым условием для улучшения перспектив развития студенческого спорта в дальнейшем является осуществление теоретической и методической поддержки процесса повышения престижа спорта среди молодежи, а также реализация возможностей подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе их обучения в высшей школе [6, с. 347].

Выводы. Таким образом, студенческий спорт является одним из важных аспектов социально-экономической сферы государства. В настоящее время в России стало уделяться большое внимание развитию студенческого спортивного движения. Тем не менее, на данный момент все еще существует потребность в дальнейших фундаментальных исследованиях проблем студенческого спорта с целью разработки теоретических аспектов и решения вопросов организационно-методического обеспечения сферы студенческого спорта.

Список литературы

  1. Prospects for the development of student sports and Olympism: a collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference of Students with international participation / edited by O. N. Savinkova, A.V. Yezhova. – Voronezh: Publishing and Printing Center "Scientific Book", 2018. – 412 p.
  2. Volkova, K. R. Sport in the student environment as a social phenomenon // Prospects for the development of modern student sports. The results of the performances of Russian athletes at the Universiade 2013 in Kazan: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (December 12-13). – Kazan: Fatherland, 2013. – pp. 24-25.
  3. Danilochkin, A. E., Degtyarev, I. G., Lobyntsev, I. A. The emergence and development of student sports / A. E. Danilochkin, I. G. Degtyarev, I. A. Lobyntsev. – Text : direct // Science-2020. – 2019. – №9 (34). – Pp. 155-162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-i-razvitie-studencheskogo-sporta (date of application: 12.11.2023).
  4. Yezhova, A.V. Pedagogical support of the effectiveness of the process of physical education in higher education / A.V. Yezhova, S.S. Artemyeva, O. N. Kryukova // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of higher education. – 2017. – No. 3. – pp. 37-39.
  5. On the approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030 (as amended on April 29, 2023) : Decree of the Government of the Russian Federation of 11/24/2020 No.3081-r // Collection of Legislation of the Russian Federation, N 49, 07.12.2020, V.7958.
  6. Turovsky, A. N. Development of student sports in the conditions of Russian universities: problems and prospects / A. N. Turovsky. – Text : direct // MNKO. – 2019. – №6 (79). – Pp. 345-347. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-studencheskogo-sporta-v-usloviyah-rossiyskih-vuzov-problemy-i-perspektivy (date of application: 12.11.2023).
  7. Chiklyaev, E. G. Prospects for the development of modern student sports / E. G. Chiklyaev, M. S. Boychenko. – Text : direct // Young scientist. – 2022. – № 1 (396). – Pp. 68-69. – URL: https://moluch.ru/archive/396/87559 / (accessed: 13.11.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary