ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА

ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

20

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Дата публикации 03.07.2021

Поделиться

В ходе написания статьи изучено общее понятие менеджера и его типы. Определены черты менеджера исследовательского типа. Разобраны методы оценки менеджера исследовательского типа.

Введение

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном мире распространена и востребована профессия менеджера. Ни одна компания не обходится без менеджера, поэтому, для её успешного развития, очень важно, чтоб сотрудник, занимающий эту должность, был компетентен в своей деятельности, умел анализировать и находить выход из сложивших ситуаций. Такого сотрудника называют менеджером исследовательского типа.

Цель статьи - изучение черт менеджера исследовательского типа. Исходя их этого, поставлены следующие задачи:

  1. Общее понятие менеджера и его типы;
  2. Определить черты менеджера исследовательского типа;
  3. Разобрать методы оценки менеджера исследовательского типа.

Новизна заключается в исследовании новых материалов для изучения, которые никто еще не использовал.

Понятие менеджер и его виды

Менеджер – руководитель, занимающийся управлением бизнес-процессами и персоналом на определённом участке предприятия или отделом компании. Может быть её владельцем, либо является наемным работником.

Руководитель, его опыт, деловые и черты характера играют ведущую роль в управлении компании. Но требования и качества руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов, и наоборот. Вопрос о проявлении и формировании качеств руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Нужно учитывать, что сказанное не исключает возможности определить те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческой ступени в различных социальных организациях.

Менеджер, по большей части является должностным лицом в организации, в которой работает, входящий в средний и высший руководящий состав компании. Один из признаков управляющего – наличие подчиненных.

Основной функцией менеджера является управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины и количества объектов, входящих в состав управления различают уровни управления, следовательно, и менеджеров.[1]

Менеджеров разделяют на следующие виды:

Менеджеры младшего звена – управленцы начального уровня, которые находятся непосредственно над другими работниками (не управленцами). К этой категории относят заведующих отделом (магазинов, учреждений), складом, кафедрой и лабораторией в учебных и научных заведениях, начальников участков и смен, менеджеров продаж, которым подчиняются специалисты по продажам, торговые консультанты, торговые представители, агенты и т.п. Вообще, большая часть менеджеров — это менеджеры младшего, т.е. начального звена. Большинство специалистов становятся управленцами именно в этом качестве.

Менеджеры среднего звена — управленцы среднего звена, которые руководят менеджерами младшего звена. В компании, может быть, несколько уровней таких менеджеров, все зависит от её величины и структуры. Менеджерами среднего звена, как правило являются непосредственные руководители отделов, подразделений, департаментов, деканы факультетов, начальники цехов, складов, хозяйства.

Менеджеры высшего звена — топ-менеджеры, высший административно-управленческий состав. Эта группа менеджеров очень малочисленна. В самых крупных компаниях их обычно несколько человек. Обладать такими должностями может генеральный директор предприятия, управляющий, ректор университета, председатель правления, председатель совета диреторов.[2]

Менеджера можно рассматривать в трех аспектах:

  1. профессионал — автор решений, стратегии, планов;
  2. организатор — создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике, человек, способный увлечь людей, повести за собой;
  3. начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.

Деятельность менеджера ориентирована на то, чтобы сотрудники компании стали не просто группой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на результат, на выполнение общей задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди и объединятся, чтобы организация стала действительно эффективной организацией.

Одной из деятельности менеджера является управление людьми. Необходимым условием социального управления является власть. Существуют принципиальные различия между следующими формами власти: традиционной, компетентной, эталонной, харизматической, а также базирующейся на мотивации и основанной на принуждении. Наиболее стабильно и эффективно управление, основанное на компетентной власти.

Цель деятельности менеджера – это обеспечение максимально эффективной совместной деятельности людей. [3]

Методы оценки личности менеджера

Одна из проблем – это аттестация кадров на руководящие должности. Изучение свойств личности руководителей, их психологической пригодности к выполнению функционала управления людьми, приобретает ценность в условиях современной жизни выделения социальной теории менеджмента, как прикладной области психологии. Обоснованные пути оценки личности руководителя состоят в использовании методов, среди которых следует выделить:

  • наблюдение и анализ предпринятых решений руководителя компании;
  • естественный эксперимент (тусовка, вечеринка, нестандартный досуг) деловые, ролевые игры);
  • экспертные вердикты специалистов по управлению;
  • тестирование с использованием интеллектуальных личностных и профессиональных тестов;
  • социометрию — для установления престижа в группе и психологической совместимости;
  • биографический метод (изучение документации, анализ личности).

Личность есть сложная система разнообразных свойств. Применение метода тестирования, не даст правильного прогноза о пригодности человека к выполнению руководящих функций.

В свете последних лет требования к личности менеджера значительно повысились.

В процессе решения экспериментальных задач члены группы устанавливают взаимоотношения, благодаря чему определяется дифференциация людей:

  1. лидеры руководящие, организовывающие и направляющие действия всей группы, показывают личный пример;
  2. коллективисты, заботящиеся об успехе всей группы;
  3. индивидуалисты, предпочитающие работать изолированно;
  4. лица, способные быть только ведомыми.

Использование активных методов способствует ускорению адаптации руководителей к изменениям условий труда, позволяет обоснованно устанавливать организаторский потенциал претендентов на определенную руководящую роль, оказывает помощь руководителям в организации своей деятельности и самовоспитании.[4]

В современном мире приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается выстроить общение с подчиненными.

Влияние ситуации и ее восприятия на выбор управленческого стиля неоспоримо. Для одних людей предпочтителен авторитарный стиль. Другие придерживаются демократии при взаимодействии.

К менеджеру предъявляются следующие требования:

  1. наличие знаний для управления предприятием;
  2. компетентность в деятельности фирмы;
  3. владение навыками предпринимательства;
  4. способность принимать обоснованные и компетентные решения;
  5. наличие практического опыта в анализе экономической ситуации;
  6. умение проводить маркетинговые исследования;
  7. прогнозирование развития хозяйственной конъюнктуры.

Важнейшее требование к менеджеру— рационально управлять людьми. Сюда относится:

  • знание своих подчиненных, их способностей и возможностей;
  • знание условий, связывающих предприятие и работника;
  • обеспечение единства и правильности функционирования трудового коллектива.

Черты менеджера исследовательского типа

Менеджер исследовательского типа — человек, который управляет, помогает, направляет и поддерживает коллег. Он терпеливый, понимающий и в то же время решительный и компетентный. Руководство трудно учить, но менеджеры это делают посредством опыта. Оценка руководства всегда субъективна и очень важна.

Со временем менеджер научится понимать, как объективно оценивать свое руководство. Объективность требует смелости, честности и дипломатии. Такой менеджер должен иметь следующие черты:

  1. Критическое мышление.
  2. Умение предвидеть проблемы.
  3. Широкое видение действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.
  4. Антиномичность (проявление гибкости)
  5. Экспрезентность — способность делать верные выводы при нехватке информации.
  6. Стрессоустойчивость, определяющая отношение к проблемам и их оценке.
  7. Заменяемость функций членов коллектива.
  8. Проницательность, позволяющая видеть в людях потенциал и амбиции.
  9. Инновационность и безынерционность мышления.
  10. Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
  11. Способность быстро перестраиваться психологически.
  12. Умение делегировать.
  13. Способность к латентному (скрытому) руководству.

Все эти свойства существуют в системе взаимодействия. Именно это характеризует менеджера исследовательского типа.[5]

Список литературы

  1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. - 288 c.
  2. Пашкус, В.Ю. Современные теории управления: теории менеджмента на пороге XXI века / В.Ю. Пашкус. - М.: ИД Сентябрь, 2016. - 272 c.
  3. Тысленко, А.Г. Менеджмент. Организационные структуры управления: Учебно-практическое пособие / А.Г. Тысленко. - М.: Альфа-Пресс, 2017. - 320 c
  4. Савельев, И.И. Менеджмент персонала: основы управления в аспекте организационного поведения / И.И. Савельев, Ш.З. Мехдиев. - М.: Русайнс, 2017. - 192 c.
  5. Анопченко, Т.Ю. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления / Т.Ю. Анопченко, М.А. Чернышев, Г.А. Болошин. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 380 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее