Введение
Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном мире распространена и востребована профессия менеджера. Ни одна компания не обходится без менеджера, поэтому, для её успешного развития, очень важно, чтоб сотрудник, занимающий эту должность, был компетентен в своей деятельности, умел анализировать и находить выход из сложивших ситуаций. Такого сотрудника называют менеджером исследовательского типа.
Цель статьи - изучение черт менеджера исследовательского типа. Исходя их этого, поставлены следующие задачи:
- Общее понятие менеджера и его типы;
- Определить черты менеджера исследовательского типа;
- Разобрать методы оценки менеджера исследовательского типа.
Новизна заключается в исследовании новых материалов для изучения, которые никто еще не использовал.
Понятие менеджер и его виды
Менеджер – руководитель, занимающийся управлением бизнес-процессами и персоналом на определённом участке предприятия или отделом компании. Может быть её владельцем, либо является наемным работником.
Руководитель, его опыт, деловые и черты характера играют ведущую роль в управлении компании. Но требования и качества руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов, и наоборот. Вопрос о проявлении и формировании качеств руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Нужно учитывать, что сказанное не исключает возможности определить те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческой ступени в различных социальных организациях.
Менеджер, по большей части является должностным лицом в организации, в которой работает, входящий в средний и высший руководящий состав компании. Один из признаков управляющего – наличие подчиненных.
Основной функцией менеджера является управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины и количества объектов, входящих в состав управления различают уровни управления, следовательно, и менеджеров.[1]
Менеджеров разделяют на следующие виды:
Менеджеры младшего звена – управленцы начального уровня, которые находятся непосредственно над другими работниками (не управленцами). К этой категории относят заведующих отделом (магазинов, учреждений), складом, кафедрой и лабораторией в учебных и научных заведениях, начальников участков и смен, менеджеров продаж, которым подчиняются специалисты по продажам, торговые консультанты, торговые представители, агенты и т.п. Вообще, большая часть менеджеров — это менеджеры младшего, т.е. начального звена. Большинство специалистов становятся управленцами именно в этом качестве.
Менеджеры среднего звена — управленцы среднего звена, которые руководят менеджерами младшего звена. В компании, может быть, несколько уровней таких менеджеров, все зависит от её величины и структуры. Менеджерами среднего звена, как правило являются непосредственные руководители отделов, подразделений, департаментов, деканы факультетов, начальники цехов, складов, хозяйства.
Менеджеры высшего звена — топ-менеджеры, высший административно-управленческий состав. Эта группа менеджеров очень малочисленна. В самых крупных компаниях их обычно несколько человек. Обладать такими должностями может генеральный директор предприятия, управляющий, ректор университета, председатель правления, председатель совета диреторов.[2]
Менеджера можно рассматривать в трех аспектах:
- профессионал — автор решений, стратегии, планов;
- организатор — создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике, человек, способный увлечь людей, повести за собой;
- начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.
Деятельность менеджера ориентирована на то, чтобы сотрудники компании стали не просто группой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на результат, на выполнение общей задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди и объединятся, чтобы организация стала действительно эффективной организацией.
Одной из деятельности менеджера является управление людьми. Необходимым условием социального управления является власть. Существуют принципиальные различия между следующими формами власти: традиционной, компетентной, эталонной, харизматической, а также базирующейся на мотивации и основанной на принуждении. Наиболее стабильно и эффективно управление, основанное на компетентной власти.
Цель деятельности менеджера – это обеспечение максимально эффективной совместной деятельности людей. [3]
Методы оценки личности менеджера
Одна из проблем – это аттестация кадров на руководящие должности. Изучение свойств личности руководителей, их психологической пригодности к выполнению функционала управления людьми, приобретает ценность в условиях современной жизни выделения социальной теории менеджмента, как прикладной области психологии. Обоснованные пути оценки личности руководителя состоят в использовании методов, среди которых следует выделить:
- наблюдение и анализ предпринятых решений руководителя компании;
- естественный эксперимент (тусовка, вечеринка, нестандартный досуг) деловые, ролевые игры);
- экспертные вердикты специалистов по управлению;
- тестирование с использованием интеллектуальных личностных и профессиональных тестов;
- социометрию — для установления престижа в группе и психологической совместимости;
- биографический метод (изучение документации, анализ личности).
Личность есть сложная система разнообразных свойств. Применение метода тестирования, не даст правильного прогноза о пригодности человека к выполнению руководящих функций.
В свете последних лет требования к личности менеджера значительно повысились.
В процессе решения экспериментальных задач члены группы устанавливают взаимоотношения, благодаря чему определяется дифференциация людей:
- лидеры руководящие, организовывающие и направляющие действия всей группы, показывают личный пример;
- коллективисты, заботящиеся об успехе всей группы;
- индивидуалисты, предпочитающие работать изолированно;
- лица, способные быть только ведомыми.
Использование активных методов способствует ускорению адаптации руководителей к изменениям условий труда, позволяет обоснованно устанавливать организаторский потенциал претендентов на определенную руководящую роль, оказывает помощь руководителям в организации своей деятельности и самовоспитании.[4]
В современном мире приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается выстроить общение с подчиненными.
Влияние ситуации и ее восприятия на выбор управленческого стиля неоспоримо. Для одних людей предпочтителен авторитарный стиль. Другие придерживаются демократии при взаимодействии.
К менеджеру предъявляются следующие требования:
- наличие знаний для управления предприятием;
- компетентность в деятельности фирмы;
- владение навыками предпринимательства;
- способность принимать обоснованные и компетентные решения;
- наличие практического опыта в анализе экономической ситуации;
- умение проводить маркетинговые исследования;
- прогнозирование развития хозяйственной конъюнктуры.
Важнейшее требование к менеджеру— рационально управлять людьми. Сюда относится:
- знание своих подчиненных, их способностей и возможностей;
- знание условий, связывающих предприятие и работника;
- обеспечение единства и правильности функционирования трудового коллектива.
Черты менеджера исследовательского типа
Менеджер исследовательского типа — человек, который управляет, помогает, направляет и поддерживает коллег. Он терпеливый, понимающий и в то же время решительный и компетентный. Руководство трудно учить, но менеджеры это делают посредством опыта. Оценка руководства всегда субъективна и очень важна.
Со временем менеджер научится понимать, как объективно оценивать свое руководство. Объективность требует смелости, честности и дипломатии. Такой менеджер должен иметь следующие черты:
- Критическое мышление.
- Умение предвидеть проблемы.
- Широкое видение действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.
- Антиномичность (проявление гибкости)
- Экспрезентность — способность делать верные выводы при нехватке информации.
- Стрессоустойчивость, определяющая отношение к проблемам и их оценке.
- Заменяемость функций членов коллектива.
- Проницательность, позволяющая видеть в людях потенциал и амбиции.
- Инновационность и безынерционность мышления.
- Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
- Способность быстро перестраиваться психологически.
- Умение делегировать.
- Способность к латентному (скрытому) руководству.
Все эти свойства существуют в системе взаимодействия. Именно это характеризует менеджера исследовательского типа.[5]
Список литературы
- Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. - 288 c.
- Пашкус, В.Ю. Современные теории управления: теории менеджмента на пороге XXI века / В.Ю. Пашкус. - М.: ИД Сентябрь, 2016. - 272 c.
- Тысленко, А.Г. Менеджмент. Организационные структуры управления: Учебно-практическое пособие / А.Г. Тысленко. - М.: Альфа-Пресс, 2017. - 320 c
- Савельев, И.И. Менеджмент персонала: основы управления в аспекте организационного поведения / И.И. Савельев, Ш.З. Мехдиев. - М.: Русайнс, 2017. - 192 c.
- Анопченко, Т.Ю. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления / Т.Ю. Анопченко, М.А. Чернышев, Г.А. Болошин. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 380 c.