РАЗВИТИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

698

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (143), Ноябрь ‘23

Поделиться

В данной статье анализируется историческое развитие инвентаризации и состояние на современном этапе действия инвентаризации.

Актуальность работы.

Как и любая современная наука - бухгалтерский учет, имеет свою древнейшую историю развития, как правило, сопровождающееся одновременным развитием инвентаризации. Обусловлена необходимость инвентаризации упрощением учета и списания материальных ценностей людей. Как правило, историческое развитие всегда играло важную роль в жизни человечества, оно всегда показывает истоки своего происхождения, что в свою очередь помогает понять, как развитие может повлиять на саму структуру, по этой причине изучение исторического развития инвентаризации позволяет утвердить необходимость и востребованность проверки в организации. Стоит выяснить происхождение инвентаризации, её развитие на протяжении веков, где и как возникла инвентаризация и почему он существует.

 

Анализ последних достижений.

Исследованию истории развития инвентаризации посвящено много работ отечественных и зарубежных учёных. Среди них: И.К.Кирилов, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, К.Ф.Герман, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин, Бровкина Н. Д., Макальская М. Л., Дубоносов Е. С.

 

Изложение основного материала

В концепции современного понимания инвентаризация - это проверка наличия имущества организации и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сравнения фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Истоки первых развитых систем бухгалтерского учета лежали на востоке, в долине рек Евфрат, Нил и Тигр (Древний Египет). Некоторые условия были необходимы для появления письменных записей, для ведения записей и первичных документов.

Люди научились составлять папирусы огромное количество лет назад, даже тысячи лет назад.

Инвентаризация в Древней Греции.

Античная инвентаризация велась на папирусе, дощечках, выбеленных гипсом. Пользовались глиняными черепками для черновых записей. Так же здесь впервые появились деньги в виде монет.

Из двух источников возник бухгалтерский учёт Греции: учёта расчётов и материального учёта (инвентаризации). Отчеты (инвентаризация) о государственных доходах и расходах составлялись в Афинах государственными служащими и контролерами. Этот отчет находился в руках десяти народных избранников.

В Афинах были специальные чиновники и контролеры, в обязанности которых входило составление отчетов о доходах и расходах государства. Финансовый учет и контроль находился в руках десяти выбираемых населением лиц, в ведение которых входил учет всех государственных доходов и расходов, учет храмового имущества, проведение инвентаризаций движимого и недвижимого имущества.

 

Инвентаризация в Древнем Египте.

Чтобы узнать, увеличиваются или уменьшаются ресурсы, граждане и правительство всегда подсчитывали значения. В Древнем Египте непрерывный подсчет проводился каждые два года. Земля и другое имущество принадлежали фараону. Записи велись также им. Дом принадлежит горожанам. Считается, что чем больше людей, тем счастливее и мудрее правитель Египта. Именно в долине Нила возникла концепция учета – максимально точно описывать движение ценностей. Древний Египет в определенной степени можно назвать если не родиной бухгалтерского учета, то, по крайней мере, родиной инвентаризации.

Была создана комиссия, которая ежедневно получала письменный отчет от начальника о ходе его работы. Если отчет признавался неудовлетворительным, писец подвергался телесному наказанию. Документы составлялись в двух-трех экземплярах.

Бывшие бухгалтеры должны были быть максимально честными и внимательными, поскольку выявленные нарушения наказывались штрафом, отсечением части тела или даже смертью.

Несмотря на всю сложность и аккуратность, древнеегипетский счетовод за всю свою тысячелетнюю историю не заходил дальше простых списков. Причинами были: неграмотность и отсутствие системы денежного обращения. Египтяне рассматривали золото и серебро как товар, а не как меру стоимости. В отсутствие единой системы измерений создать полноценную систему учета было практически невозможно. 

Денежная оценка в инвентаризации.

Первоначально инвентаризация проводилась только в натуральной форме. Она позволяла количественно определять учитываемые объекты, но не было объектов, позволяющих определить их стоимость. Это было вызвано тем, что в Древнем Египте, Вавилоне, древней Персии, Палестине долгое время не было денег. Только в 7 веке нашей эры в Международной федерации появляются первые деньги, которые вкладываются в новую программу с общей целью. Основной задачей в данном случае был вопрос выбора оценки имущества: по цене покупки или по цене продажи. Несмотря на это, появление счетчика монет, которое сильно повлияло на развитие бухгалтерского учета, сделало его более гуманным для ответственных лиц.

Таким образом, в Древней Греции нехватка больше не воспринималась как моральное преступление, в отличие от Древнего Востока, а как материальный ущерб, который необходимо было возместить в денежной форме.

VIII-IX век нашей эры для развития учетa был неоднозначным, но в любом случае в основном выделяли следующие группы ценностей:

  1. здания и сооружения;
  2. продукты питания;
  3. скот;
  4. хозяйственный инвентарь.

Нельзя не обратить внимание на то, что данные перечисления полностью перекликаются со статьями нашего, уже привычного, бухгалтерского баланса, что даёт нам понять, что уже в те времена зародились основные статьи.

Но, стоит обратить своё внимание на то, что все вышеперечисленные объекты не содержат вместе с собой денег, что может указывать на довольно низкий уровень товарных взаимоотношений, по сравнению с Античностью.

 

Инвентаризация во времена капитализма

Стоит упомянуть об капитализме, как минимум потому, что во время его становления, это и многие другие факторы позволили инвентаризации развиться. Самое главное место стала занимать инвентаризация кассы, которая включала в себя денежные средства, чеки, намного позднее дебиторскую задолженность и ценные бумаги.

По сути, важным было то, что капитализм требовал определения финансовых результатов как таковых.

И на самом деле трудно выделить какую-либо основную идею, мысль или движение в этом направлении, потому что, как уже упоминалось, инвентарь начал развиваться в целом и в целом, начали создаваться и развиваться его отдельные части, параметры и другие характеристики. применяемые на практике в определенном формате.

Это было время полного устройства инвентаризации в системе, её усовершенствования, приобретения новых стандартов и основ, «Эпоха Возрождения» в сфере бухгалтерского учёта.

 

Инвентаризация в Российской Федерации на современном этапе.

В РФ инвентаризация регламентирована для российских организаций основным нормативным документом - Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49, в котором прописаны порядок и правила проведения инвентаризации.

Если рассматривать инвентаризацию на территории Российской Федерации, то стоит отметить сроки её проведения. Сразу нужно отметить то, что руководитель обязан проводить инвентаризацию один раз в год. Далее он обязан проводить инвентаризацию при смене материально-ответственного лица, также при хищении или мошенничестве разного типа и при реорганизации организации, либо же в случае ликвидации организации. В редких случаях, инвентаризация необходима после стихийных бедствий и пожаров. В дальнейшем, если не брать в рассмотрение данные факты, то руководитель может проводить инвентаризацию в любое время, например как в раз год, так и раз в месяц. Опять же, если рассматривать стиль руководства и контроля, а также если взять в учёт то, о каком предприятии идёт речь и что подвержено инвентаризации, то на самом деле частота (слишком частая, или же наоборот редкая) может быть оправдана.

Изучив ситуации, в которых необходима и проводится инвентаризация, стоит перейти к этапам ее проведения.

Инвентаризация проводится в 4 этапа:

  1. Подготовительный — при нём подготавливаются необходимые документы, ведомости под заполнение, формируется комиссия, устанавливаются сроки и даты.
  2. Счетный — все уполномоченные лица производят расчёт, взвешивание и все необходимые для инвентаризации мероприятия.
  3. Сличительный — сравнивается факт с планом, утверждаются расхождения, выявляются причины различий.
  4. Заключительный — все виновные наказываются, данные в базе проходят этап обновления, результаты оформляются документально, в ранее подготовленных ведомостях и документах.

 На территории Российской Федерации инвентаризация может быть разделена на подгруппы, такие как:

1. Полная / частичная

2. Плановая / внеплановая

Инвентаризация производится путём измерения, взвешивания и пересчёта активов организации на территории чего угодно, будь то склад, офис, основное подразделение.

Проведение инвентаризации –обязанность любой организации на территории РФ и регламентировано данное положение Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и проводится она:

1. Перед составлением годовой бухгалтерской отчётности - ежегодно в четвёртом квартале;

2. При смене материально-ответственного лица;

3. При сдаче в аренду или продаже имущества;

4. При ликвидации или реорганизации предприятия;

Инвентаризация может быть проведена в письменной форме по распоряжению руководителя организации. При этом создается комиссия из трех и более человек. При этом необходимо указать ответственное лицо, которое несет ответственность за все, что произошло, в случае ошибки, неправильной передачи данных или кражи.

Эта ответственность возлагается на инвентаризационная комиссия:

1. в соответствии с приказом руководителя предприятия

соблюдение сроков и процедур инвентаризации;

2. для полного и правильного отражения фактических остатков запасов в данных инвентаризации;

3. для отражения в описи различных признаков товара;

4. для своевременного и правильного представления результатов.

Инвентаризация завершается полным пересчетом имущества и сравнением фактического количества с бухгалтерским учетом. Подсчет запасов проводится по месту их нахождения.

Заключительным пунктом проведения инвентаризации является определение её результатов. Возможны следующие варианты результатов:

1. Совпадение фактических и учётных остатков.

2. Недостача (фактического остатка меньше, чем учётного).

3. Излишки (учётного остатка меньше, чем фактического).

4. Пересортица (имущество разных сортов, но одного наименования находится одновременно в недостаче и излишке).

Результаты инвентаризации определяются отдельно по каждому виду имущества. В одной позиции может быть дефицит, а в другой-избыток. В данном случаи итог подводится отдельно, не может погашаться излишками одного вида недостача другого вида.

Учет результатов инвентаризации осуществляется в соответствии с теми же методическими рекомендациями по инвентаризации, утв. Приказом Министерства финансов от 13.06.1995 № 49.

В результате инвентаризации отдельных объектов имущества и обязательств составляются акты (инвентаризации), а затем, при необходимости, расчетные листы. Вы можете использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом, или самостоятельно разработанные формы. Организация также может сама утвердить процедуру документирования результатов оценки. Инвентаризация происходит только при условии, что она не противоречит Методическим рекомендациям № 49.

Как правило, подведение итогов инвентаризации заканчивается составлением бухгалтерского отчета о результатах инвентаризации по форме ИНВ-26.

 

Заключение

Слово "инвентаризация" относительно новое. В русском языке оно существует менее ста лет. Считается, что оно появилось в 1931 году, а глагол "инвентаризировать" - еще позже - в 1935 году. Но само слово "инвентарь" - весьма старое и датируется, как минимум, 1713 годом. Слово это возникло в латинском языке, где inventar или inventarium означало "опись". Несмотря на то, что само слово «инвентаризация» относительно новое, но как метод он довольно старый.

Инвентаризация — это способ сравнения фактических остатков с теми, которые отражены в базе данных. Это проверка наличия и сохранности имущества путем перепроверки и переоценки вручную. Существуют различные типы процедур в зависимости от задач, стоящих перед бизнесом, например: полные или неполные, запланированные, контролируемые или повторяющиеся. Она может быть инициирована контролирующими органами или руководителем, охватывая только одно подразделение или всю компанию.

Проанализировав историческое развитие инвентаризации, можно прийти к выводу, о том, что инвентаризация приобрела более сложный, профессиональный и структурированный вид после огромного количества пройденных лет. Улучшение системы и структуры контроля привело к тому, что теперь может быть улучшена ситуация, в которой уменьшено существование обмана, мошенничества и хищения. Наказание лиц, всё-таки совершивших хищение предусмотрено законодательством, может быть предусмотрено как Административное, так и Уголовное наказание.

Список литературы

  1. Федеральный Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ от 06.12.2011г.
  2. Гаврилова А.Н. Финансы организации (предприятия) : Учебник для ВУЗов / А.Н. Гаврилова. - М.: КНОРУС, 2012. - 283 с.
  3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник / Н.П. Кондраков. - М.; ИНФРА-М. 2011. - 504с.
  4. Копылова Е.К., Слободняк И.А. Обзор основных требований к инвентаризации, содержащихся в Законе №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Аудиторские ведомости. - 2014г. - №2 С.15-23.
  5. Терновка Ю.Л. Инвентаризация основных средств // Практическая бухгалтерия. - 2012. - №4. С 12-18.
  6. Методические рекомендации №49.
  7. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 516 с.
  8. Курбанова Н. М. Инвентаризация: история и современность – 2015, с. 51
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее