УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКАМИ ДАННЫХ ЦУКС ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКАМИ ДАННЫХ ЦУКС ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Статья посвящена управлению потоками данных в центре управления в кризисных ситуациях (цукс) главного управления мчс россии по орловской области. цукс является самостоятельным структурным подразделением и осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с главным управлением "национальный центр управления в кризисных ситуациях" (нцукс), органами управления рсчс, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и структурными подразделениями мчс россии. в статье рассматриваются вопросы, связанные с координацией и обработкой данных в современных условиях.

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (143), Ноябрь ‘23

Дата публикации 19.11.2023

Поделиться

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) является самостоятельным структурным подразделением Главного управления МЧС России по Орловской области (ГУ) [1]. Деятельность ЦУКС ГУ координирует заместитель начальника Главного управления (по антикризисному управлению).

ЦУКС ГУ осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии с Главным управлением «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (НЦУКС) [2], органами управления функциональных и территориальной подсистем единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Орловской области, органами местного самоуправления и организациями, учреждениями МЧС России, дислоцированными на территории Орловской области, структурными подразделениями ГУ.

Организационная структура ЦУКС приведена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Схема управления ЦУКС ГУ МЧС России по Орловской области

Руководство ЦУКС ГУ осуществляется начальником ЦУКС. В отсутствие начальника ЦУКС ГУ руководство ЦУКС ГУ возлагается на заместителя начальника ЦУКС ГУ в соответствии с должностными инструкциями.

Основными задачами ЦУКС ГУ МЧС России по Орловской области [1] являются обеспечение на соответствующих уровнях функционирования органов управления РСЧС и ГО, управления их силами и средствами; обеспечение управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на водных объектах, ликвидации дорожно-транспортных происшествий, а также силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для борьбы с пожарами на соответствующей территории.

Состав оперативной джурной смены (ОДС) ЦУКС Главного управления:

АРМ № 1 – старший оперативный дежурный;

АРМ № 2 – начальник дежурной смены;

АРМ № 4 – специалист по применению сил и средств и анализу оперативных данных;

АРМ № 6 – специалист по реагированию на ЧС (старший оперативной группы);

АРМ № 9 – специалист по мониторингу, прогнозированию
и моделированию ЧС, работе с информационными ресурсами
и ГИС-технологиями;

АРМ № 11 – специалист информационного обеспечения оперативной деятельности и информационному взаимодействию с органами управления РСЧС;

АРМ № 14 – дежурный по системам телекоммуникации
и оповещению;

Один специалист ОДС Главного управления не имеет автоматизированного рабочего места (водитель оперативного автомобиля).

В целях реализации в Главном управлении приказа МЧС России от 30 сентября 2022 г. № 944 [3] в Главном управлении был разработан и подписан приказ от 13.10.2022 № 819 «Об утверждении Регламента обмена оперативной информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности в Главном управлении МЧС России по Орловской области» которым утверждены: Регламент обмена оперативной информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности в ГУ МЧС России по Орловской области; перечень документов по оперативной информации; схемы обмена оперативной информацией.

Информационные потоки данных между взаимодействующими с ЦУКС ГУ МЧС России по Орловской области органами управления представлены на рисунке 2.

В настоящее время ЦУКС Главного управления функционирует в следующих режимах: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации. Система информационно-аналитической поддержки должна также осуществлять функционирование в этих режимах.

Функционирование системы ЦУКС Главного управления связано
с выполнением должностными лицами функциональных обязанностей. Способность выполнять поставленные перед ЦУКС Главного управления задачи зависит от имеющихся ресурсов в системе.

Потоки поступающих и исходящих данных в условиях работы ОДС ЦУКС Главного управления в режиме повседневной деятельности показаны на рисунке 3.

 

Рисунок 2 - Информационные потоки данных ЦУКС ГУ МЧС России по Орловской области

 

Рисунок 3 - Информационные потоки данных ОДС ЦУКС Главного управления в режиме повседневной деятельности

Потоки поступающих и исходящих данных в условиях работы ОДС ЦУКС Главного управления при чрезвычайной ситуации, обусловленной пожарами, показаны на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Информационные потоки данных ОДС ЦУКС Главного управления при ЧС, пожарах

 

Проведенные изменения в структуре управления МЧС России при переходе от трехуровневой системы управления на двухуровневую и исключения межрегионального уровня из общей структуры возложили дополнительные функции и задачи на должностных лиц ЦУКС ГУ МЧС России по Орловской области. При этом численность осталась на неизменном уровне.

Анализ информационных потоков в системе информационного взаимодействия, а также статистические данные показывают, что должностным лицам поступает значительный объём данных, в большей степени дублирующие друг друга или не несущих значительной информации. Одна и та же информация может повторяться в разных документах, в разных подразделениях. Обработка входящей информации занимает до 75% времени, проведение расчетов – до 15%, принятие решения – до 10%. Если обработку входящей информации и проведение расчетов проводить средствами информационно-аналитической поддержки, то высвобождаемое времени можно использовать для принятия управленческих решений.

Список литературы

  1. Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Орловской области. - Режим доступа: https://57.mchs.gov.ru/glavnoe-upravlenie/sily-i-sredstva/federalnoe-kazennoe-uchrezhdenie-centr-upravleniya-v-krizisnyh-situaciyah-glavnogo-upravleniya-mchs-rossii-po-orlovskoy-oblasti (дата обращения 03.04.2023).
  2. Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях». - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/ministerstvo/sostav-ministerstva/subdivisions/153 (дата обращения 03.04.2023).
  3. Приказ МЧС России от 30 сентября 2022 г. № 944 «Об утверждении Регламента обмена оперативной информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности в системе МЧС России».

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary