ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

332

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (143), Ноябрь ‘23

Дата публикации 18.11.2023

Поделиться

Формирование графических знаний и умений на уроках технологии теоретического и практического материала зависит от рационального построения траектории обучения и требует затрат дополнительного времени. В статье актуализируется необходимость формирования графической грамотности обучающихся в технологическом образовании.

 

Следствием универсальной человеческой культуры является наличие графической грамотности. Формирование элементарных навыков чтения и выполнения схем, а также понимание информации, содержащейся в них, является необходимым в данном контексте. Учащиеся сталкиваются с такой задачей на различных учебных предметах школьной программы, особенно на уроках технологии, где требуется прочитать чертеж и понять его содержание, например, при конструировании одежды. Для достижения успеха в учебной деятельности необходимо овладеть основами инженерной графики, входящей в понятие графической грамотности [2].

Графическая грамотность представляет собой способность понимать графическую информацию. Она включает в себя знания о том, как извлекать информацию и делать выводы из различных графических форматов.

В предметной области "Технология" проводится реализация связей между графической грамотностью и другими курсами. Для этого используется единая система графического образования, которая позволяет выстроить и обогатить знания в области графики, полученные учащимися в процессе трудового обучения. На уроках технологии осуществляется систематизация и расширение графических знаний, включающих в себя виды графических изображений, типы линий, технологические основы, изображение и обозначение резьбы и прочего [3].

Для формирования графической грамотности у обучающихся на уроках Технологии учителя используют задания практических занятий:

  • составление технического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним-двумя элементами;
  • чтение чертежей и инструкционно - технологических карт изготавливаемых деталей;
  • чтение чертежей и составление эскизов деталей с конической и фасонной поверхностями;
  • простановка размеров с учетом базовых поверхностей;
  • составление эскизов деталей с конструктивными элементами: уступами, пазами и т.п.;
  • составление эскизов изделий с наружной и внутренней резьбой;
  • составление технологических карт;
  •  выявление технических требований, предъявляемых к детали;
  • чтение технологических карт [1].

Выполнение таких задач будет способствовать развитию пространственных представлений и образного мышления, понимания графического представления информации. Как известно, схемы кратко записывают данные о форме, размерах и другую информацию о товаре, необходимую для его изготовления. Обучающиеся должны знать, что диаграммы и другие графические изображения являются основными документами для планирования производственного процесса (технологического процесса) продукта и контроля его правильной реализации. 

Из анализа программы по технологии четко просматривается, что изучаемые вопросы органически связаны с умением глубоко воспринимать содержание чертежа, все заложенные в его графическом образе сведения, которые должны вместе с тем, однако, формировать стройную, последовательную систему представлений. В таком случае они должны быть четко продуманы, привязаны к изделиям, способным служить иллюстрацией объясняемым понятиям [4].

Таким образом, в данном контексте обеспечение графической грамотности учащихся осуществляется путем активного использования практических занятий, которые имеют преимущественное значение в процессе формирования этого навыка. Применение данного метода способно эффективно сформировать у обучающихся четкие и конкретные представления о профессиональных навыках графической грамотности.

Список литературы

  1. Джураев, К. М. Оптимизация учебного процесса по формированию графических знаний и умений учащихся на уроках трудового обучения (технология) / К. М. Джураев // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова // Киберленинка. – 2017. – №1(50). – С. 194-197. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-uchebnogo-protsessa-po-formiravani yu-graficheskih-znaniy-i-umeniy-uchaschihsya-na-urokah-trudovogo-obucheniya-t ehnologii. Дата публикации: 30.05.2017.
  2. Султанова, М. П. Средства ИТ-технологий для формирования графической грамотности / М. П. Султанова, Л. М. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57913/ (дата обращения: 25.10.2023).
  3. Казакевич, В. М. Технология : Технический труд. 7 класс : Тетрадь для выполнения проекта / В. М. Казакевич, Г. А. Молева, И. А. Пасынков. – 3-е изд. – Москва: Дрофа, 2017. – 44 с. – ISBN 978-5-358-15112-3
  4. Михайлов, Л. Г. Предмет методики обучения черчению. История возникновения обучения черчению (графике) / Г. Л. Михайлов // Киберленинка. – 2015. – № 18. – С. 109–119. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmet-metodiki-obucheniya-chercheniyu-istoriy a-vozniknoveniya-obucheniya-chercheniyu-grafike (дата обращения 15.05.2020).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее