Автоматизация процессов управления воздушными судами на аэродроме и проблема загруженности диспетчеров в крупных аэропортах

Автоматизация процессов управления воздушными судами на аэродроме и проблема загруженности диспетчеров в крупных аэропортах

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (143), Ноябрь ‘23

Дата публикации 16.11.2023

Поделиться

Данная исследовательская работа обсуждает применение спутниковых технологий в гражданской авиации, с фокусом на автоматизации процессов управления воздушными судами на аэродроме. Она также рассматривает проблему загруженности авиадиспетчеров в крупных аэропортах и возможные пути ее решения. Использование спутниковых технологий предлагает новые перспективы для автоматизации и оптимизации воздушного движения, улучшая безопасность и эффективность операций в гражданской авиации.

Введение:

Гражданская авиация является одной из важнейших отраслей транспорта, обслуживающей миллионы пассажиров ежедневно.

Сегодня гражданская авиация является одной из самых важных отраслей транспорта. Сотни миллионов людей ежегодно пользуются авиаперевозками для путешествий по всему миру. Благодаря развитию технологий и улучшению безопасности, авиация стала одним из самых безопасных и удобных способов путешествия.

  1. Гражданская авиация позволяет перевозить большие грузы на большие расстояния.
  2. Авиация существенно сокращает время путешествия между различными городами и странами.
  3. Авиаперевозки способствуют развитию туризма и экономики различных регионов.
  4. Гражданская авиация является важным средством связи и транспортировки в случае чрезвычайных ситуаций и катастроф.

С ростом числа перевозок возникает необходимость в более эффективных и безопасных системах управления воздушным движением. Спутниковые технологии предоставляют новые возможности для автоматизации процессов управления на аэродромах и улучшения рабочей среды авиадиспетчеров.

 

Основная часть:

Спутниковые технологии — это совокупность методов и устройств, которые используются для передачи и получения информации с помощью искусственных спутников Земли.

1. Обзор спутниковых технологий в гражданской авиации:

   а) Навигационные системы: Глобальная навигационная спутниковая система (ГНСС) предоставляет точную информацию о местоположении и движении воздушных судов. Это позволяет пилотам и авиадиспетчерам точно определять маршруты полетов, контролировать положение самолетов и обеспечивать безопасность воздушного движения.

Спутниковая система навигации (ГНСС, англ. Global Navigation Satellite System, GNSS) — система,  предназначенная для определения местоположения (географических координат) наземных, водных и воздушных объектов, а также низкоорбитальных космических аппаратов.

   б) Коммуникационные системы: Спутниковые коммуникационные системы обеспечивают надежную связь между воздушными судами и землей. Они позволяют передавать данные, команды и информацию о состоянии самолетов в режиме реального времени. Это особенно важно в случае аварийных ситуаций или необходимости оперативного вмешательства.

Спутниковая связь — один из видов космической радиосвязи, основанный на использовании в качестве ретрансляторов искусственных спутников Земли, как правило, специализированных спутников связи. Спутниковая связь осуществляется между так называемыми земными станциями, которые могут быть как стационарными, так и подвижными.

    в) Системы наблюдения: Спутниковые системы обеспечивают широкий охват наблюдения и слежения за воздушными судами. Они позволяют авиадиспетчерам отслеживать положение самолетов в режиме реального времени, контролировать их движение, а также мониторить состояние и безопасность полетов.

Автоматизация представляет собой ключевую часть научно-технологического прогресса. Авиация требует автоматизации процессов управления с целью повышения эффективности работы бизнес-процессов. Современная авиационная отрасль, выражающаяся увеличением скоростей, дальностей и высотой полетов, предъявляет более сложные требования к автоматическим системам управления.

2. Автоматизация процессов управления воздушными судами на аэродроме:

   а) Распределение воздушного пространства: Спутниковые технологии позволяют автоматическое распределение воздушного пространства на аэродроме. Это улучшает эффективность и безопасность операций, позволяет оптимизировать использование взлетно-посадочных полос и минимизировать задержки при посадке и взлете.

   б) Автоматическое управление движением самолетов на рулежных дорожках: Спутниковые системы могут использоваться для автоматизации процессов руления самолетами на рулежных дорожках. Это позволяет сократить время задержек, уменьшить риск коллизий и повысить пропускную способность аэропорта.

 

3. Проблема загруженности авиадиспетчеров в крупных аэропортах:

   а) Увеличение объема воздушного движения: С ростом пассажиропотока и числа авиарейсов в крупных аэропортах возникает проблема перегруженности авиадиспетчеров. Они должны обрабатывать все запросы, координировать полеты и обеспечивать безопасность полетов.

   б) Ограниченные ресурсы и перегрузка: У авиадиспетчеров есть ограниченное количество времени и ресурсов для обработки информации, принятия решений и поддержания безопасности. Из-за высокой загруженности они могут столкнуться с перегрузкой, усталостью и стрессом, что может негативно сказаться на эффективности и точности их работы.

   в) Риск ошибок и увеличение стресса: Перегруженность авиадиспетчеров может привести к снижению концентрации и возникновению ошибок, что может повлечь за собой серьезные последствия для безопасности полетов.

Возможные пути решения проблемы загруженности авиадиспетчеров в крупных аэропортах:

   а) Автоматизация задач: Внедрение дополнительных автоматизированных систем, таких как системы автоматического распределения воздушного пространства и системы автоматического управления рулежными дорожками, может снизить нагрузку на авиадиспетчеров и улучшить эффективность и безопасность операций.

   б) Улучшение коммуникации: Развитие более эффективных коммуникационных систем между авиадиспетчерами, пилотами и другими участниками воздушного движения может сократить время обмена информацией и повысить координацию действий.

   в) Повышение квалификации и обучение: Предоставление авиадиспетчерам дополнительного обучения, тренингов и симуляторов поможет им справиться с увеличивающейся загруженностью и повысить их навыки и компетенции.

   г) Оптимизация процессов: Анализ и оптимизация рабочих процессов авиадиспетчеров с использованием методов и инструментов управления производительностью могут помочь снизить нагрузку и сделать их работу более эффективной.

 

Заключение:

Спутниковые технологии играют важную роль в гражданской авиации, особенно в автоматизации процессов управления воздушными судами на аэродроме. Они обеспечивают точную навигацию, надежную связь и эффективное наблюдение за самолетами. Автоматизация процессов руления и распределения воздушного пространства с помощью спутниковых систем позволяет улучшить безопасность и эффективность полетов.

Однако, крупные аэропорты сталкиваются с проблемой загруженности авиадиспетчеров. Увеличение объема воздушного движения и ограниченные ресурсы могут привести к перегрузке, стрессу и снижению эффективности работы диспетчеров. Для решения этой проблемы необходимо разработать и внедрить дополнительные автоматизированные системы управления, которые помогут снизить нагрузку на диспетчеров и обеспечить более эффективное управление воздушным движением.

В целом, спутниковые технологии в гражданской авиации предоставляют множество преимуществ и возможностей для автоматизации процессов управления воздушными судами. Однако, необходимо уделять внимание проблемам загруженности авиадиспетчеров, чтобы обеспечить безопасность и эффективность работы в крупных аэропортах.

Список литературы

  1. Борисов А.М., Глазырина Е.В., Румянцева С.А. Спутниковые системы в гражданской авиации. Монография. – Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015.
  2. Карпова И.А., Леонтьев В.В., Ряховский В.В. и др. Спутниковые технологии в гражданской авиации. – Москва: Издательство МАИ, 2014.
  3. Попов Г.В., Григорьев А.А. Спутниковые системы в гражданской авиации. – Москва: Издательство МЭИ, 2012.
  4. Климов В.С., Левитан В.В., Новиков В.С. и др. Спутниковые системы связи и навигации. – Москва: Издательство ВУЗов РАЭН, 2010.
  5. Калинин А.Г., Мусатов Ю.Ф., Фёдорова О.В. Навигационные системы в гражданской авиации. – Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary