ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС ПРИ РЕАГИРОВАНИИ НА ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС ПРИ РЕАГИРОВАНИИ НА ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (143), Ноябрь ‘23

Дата публикации 15.11.2023

Поделиться

В статье рассмотрены результаты анализа нормативно-правового обеспечения реализации полномочий по управлению силами РСЧС органами управления РСЧС субъектов Российской Федерации. Также в статье предлагаются направления работы по решению выявленных проблемных вопросов.

При проведении научных исследований для решения задачи по поиску способов оптимизации процессов управления силами при ликвидации крупных пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций, автором был выявлен ряд имеющихся проблемных вопросов, и сформулированы предложения по их решению, а именно:

- рекомендуется внесение в типовое положение о постоянно действующем оперативном штабе при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации новых пунктов, дополняющих имеющиеся задачи соответствующими полномочиями;

- рекомендуется внесение в типовое положение о постоянно действующем оперативном штабе при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации пунктов, позволяющих дополнить структуру штаба функциональными элементами;

- рекомендуется разработать и применить в работе комплект формализованных документов, обеспечивающих оперативное решение задач обработки информации и координации действий сил в зоне ЧС сотрудниками постоянно действующего оперативного штаба при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.

Указанные предложения были сформулированы после анализа действующих нормативных и правовых актов законодательства на уровне субъекта Российской Федерации, определяющих работу постоянно действующего оперативного штаба при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации. Предлагаемые мероприятия успешно реализованы в Главном управлении МЧС России по Еврейской автономной области.

Система управления МЧС России находится в динамическом развитии, происходит непрерывный процесс совершенствования структуры органов управления, форм организации и способов применения сил и средств. Происходит актуализация целей и способов выполнения стоящих и вновь возникающих перед ведомством задач.

Наиболее значимым изменением структуры управления РСЧС в последнее время стало создание нового органа управления РСЧС – постоянно действующего оперативного штаба при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации (далее – ПДОШ, штаб) под руководством руководителя территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 дорожной карты по реализации п. 2 перечня поручений Президента РФ от 16.08.2021, МЧС России поручено разработать, утвердить и довести до органов исполнительной власти Субъектов РФ и ТО МЧС России типовое положение о постоянно действующих оперативных штабах при КЧС и ОПБ субъекта в течение 3 месяцев со дня вступления в силу изменений в Постановление Правительства РФ. Изменения в Постановление Правительства РФ № 794 внесены 10 декабря 2021 г. № 2252.

На ПДОШ возлагаются следующие основные функции: оценка обстановки, выработка моделей решений, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, передача актуальной информации о потребностях и дополнительных силах и материальных ресурсах, координация всех сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Аналогичные функции ранее исполнялись оперативным штабом при органе исполнительной власти субъекта, осуществлявшем реализацию решений комиссии по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и пожарной безопасности под руководством высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Кардинальным отличием от ранее действовавшего органа управления стало возложение обязанностей руководителя штаба на начальника ТО МЧС России соответствующего субъекта, и обеспечение работы штаба непосредственно в зоне ЧС.

В связи с тем, что в соответствии с Типовым положением, принятым в субъектах Российской Федерации практически без дополнений, руководство ПДОШ возложено на начальника территориального органа МЧС России, и осуществляется в ряде случаев из развёрнутого непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации подвижного пункта управления территориального органа МЧС России, рабочий процесс штаба будет организован в отрыве от городской инфраструктуры.

Кроме того, штаб представляет собой фактически орган выработки решения, не обеспеченный подразделениями формирования отчётных и распорядительных документов. Таким образом, основные функции по обеспечению работы постоянно действующего оперативного штаба в текущих документах не определены.

В территориальных органах МЧС России (далее – ТО МЧС России) опыт организации данной работы отсутствовал, в связи с чем перед руководящим составом Главного управления встал вопрос о необходимости решения вопроса по организации эффективной работы нового органа управления РСЧС.

В процессе написания настоящей работы было изучено наличие нормативных правовых актов (далее – НПА) субъектов Российской Федерации дальневосточного федерального округа и определённый ими механизм реализации представленных полномочий.

Не имея возможности получить от органов власти субъектов Российской Федерации документы для проведения анализа, были собраны и изучены документы, имеющиеся в свободном доступе в сети Интернет, касающиеся работы ТО МЧС России, и для анализа взято типовое положение о ПДОШ, которое практически без изменений принято в большинстве субъектов РФ ДФО. В связи с этим не будут приводиться конкретные наименования субъектов Российской Федерации, и объективность некоторых выводов может быть подвергнута справедливой критике.

Автор полагает, что управленческая проблема связана с необходимостью оптимизации процессов управления силами и средствами в зоне ЧС, отсутствием в ТО МЧС России нормативных документов, конкретизирующих и регламентирующих работу созданного органа управления РСЧС в процессе оперативного управления силами пожарно-спасательного гарнизона (далее – ПСГ), РСЧС в условиях ЧС, при взаимодействии с ОИВ субъекта, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также необходимостью наработки практического опыта организации работы постоянно действующего оперативного штаба при КЧС и ОПБ субъекта РФ.

В сравнении с ранее действовавшим органом управления количество задач снизилось с 16 до 6. При этом не нашли отражения следующие задачи:

- Разрабатывает приказы, распоряжения и другие руководящие документы для реализации решений начальника Главного управления;

- готовит доклады (донесения по установленной форме) о ходе работ по ликвидации ЧС для представления в установленном порядке начальнику Главного управления.

В ПДОШ данные задачи не поставлены, функциональные элементы для их выполнения не определены.

Количество структурных элементов снизилось с 7 до 1. Фактически, ПДОШ в такой конфигурации является совещательным органом, не имеющим элементов для выполнения поставленных задач. В целях обеспечения выполнения задач ПДОШ рекомендуется введение функциональных элементов

В положении о ПДОШ не конкретизированы полномочия штаба как рабочего органа КЧС и ОПБ, вместо этого сделана ссылка на полномочия организаций, направивших своих представителей.

Также, не раскрыты полномочия по работе с информацией, для дальнейшего её представления во взаимодействующие структуры.

Не отражено наличие полномочий по управлению силами РСЧС, при наличии соответствующей задачи:

- координация действий сил РСЧС в зоне ЧС, зонах действия ландшафтных (природных) пожаров.

Настоящее исследование наличия и состояния нормативно-правовой базы субъектов РФ по реализации полномочий по организации деятельности ПДОШ:

- попытки организовать нормативно-правовое обеспечение деятельности ПДОШ в основном завершилось принятием типового положения, без конкретизации полномочий;

- вопрос организации деятельности ПДОШ фактически возложен на начальника ТО МЧС России как руководителя ПДОШ и требует применения ресурсов подвижного пункта управления;

- в связи с отсутствием ЧС, опыт применения ПДОШ в зоне ЧС в большинстве субъектов РФ ДФО отсутствует, что позволяет своевременно распространить положительный опыт и отработать на тренировках имеющиеся предложения.

В целях нормативно-правового обеспечения эффективного функционирования ПДОШ полагается возможным провести следующие мероприятия:

- рекомендуется внесение в типовое положение о постоянно действующем оперативном штабе при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации новых пунктов, дополняющих имеющиеся задачи соответствующими полномочиями;

- рекомендуется внесение в типовое положение о постоянно действующем оперативном штабе при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации пунктов, позволяющих дополнить структуру штаба функциональными элементами;

- рекомендуется разработать и применить комплект формализованных документов, обеспечивающих оперативное решение задач обработки информации и координации действий сил в зоне ЧС сотрудниками постоянно действующего оперативного штаба при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.

 

Термины:

РФ – Российская Федерация

ФЗ – Федеральный закон

МЧС – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ФОИВ – федеральные органы исполнительной власти

ЕАО – Еврейская автономная область

РСЧС – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ТО МЧС России – территориальные органы МЧС России (Главные управления МЧС России)

КЧС и ОПБ – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации

ПДОШ – постоянно действующий оперативный штаб при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации

РГ ПДОШ – рабочая группа ПДОШ

ОМСУ – органы местного самоуправления

ОИВ – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электр. ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10107960/ (дата обращения: 29.01.2022).
  2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 [Электр. ресурс] // ГАРАНТ [сайт]. URL: https://base.garant.ru/186620/(дата обращения: 20.07.2023).
  3. Протокол заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 18 марта 2022 года №1.
  4. Официальные сайты администраций и правительств субъектов РФ ДФО.
  5. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.
  6. Принятие и исполнение государственных решений: учеб. пособие/О.А. Полушкин. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2019.-122 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary