В современном мире на здоровье людей влияет множество неблагоприятных факторов, таких как: загрязненный воздух, некачественная пища, стресс, недостаток сна, вредные привычки. Всё это негативно сказывается на развитии и формировании организма, и, к сожалению, процент детей с различными недомоганиями с каждым годом растёт. Вместе с тем повышается актуальность различных методов адаптации таких людей к нормальной жизни. Об этих проблемах людей с ОВЗ говорили ряд ученных: Выготский Л. С., Киселев М. И. 2012 г., Ларикова И.В. 2014 г., Ларионов Р.В. 2010 г.
На сегодняшний день, благодаря инновационным разработкам учёных и врачей, практически каждый человек имеет высокие шансы на развитие своей физической подготовленности, несмотря на врождённые или приобретённые болезни и ограничения.
Задача педагога по лечебной физической культуре – собрать все необходимые сведения о заболевании студента, проанализировать и составить индивидуальный план упражнений с учётом всех показаний и противопоказаний к занятиям. Также необходимо оказывать эмоциональную поддержку и мотивировать студента .на самосовершенствование за счёт доступных ему упражнений.
Основной смысл специально организованного обучения заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации при использовании сохранных функций или перестройки частично нарушенных. Осознание жизненно важной необходимости и ожидаемого положительного результата от занятий гимнастикой должно обязательно подкрепляться удовольствием («мышечной радостью»). Регулярное поощрение даже незначительных успехов необходимо для формирования осознанного понимания ценности и результативности оздоровительных занятий.
Суть природы механизма компенсации состоит в известных законах сохранения энергии и энтропии, на основе которых осуществляется высшая нервная деятельность, эффект минимизации, процессы памяти, двигательная деятельность (одна и та же цель может быть достигнута разными способами, но выбирается тот, на который требуются минимальные затраты энергии). Таким образом, весь индивидуальный стиль деятельности в целом основан на компенсаторных механизмах психики. При этом независимость психической регуляции по разным параметрам движения закономерна: в соответствии с теорией надёжности систем увеличение независимости функций любой системы повышает надёжность деятельности системы как целого. Это положение, в свою очередь, служит основой прогноза надёжности деятельности.
Телесно - двигательное упражнение – это основное и обобщённое средство, затрагивающее все виды физической культуры с направленностью формирования здоровья, рекреационного и двигательно - реабилитационного воздействия, базовое средство и метод массового спорта, спорта высших достижений. Следует отметить, что к телесно - двигательным упражнениям, с определённой долей условности, можно отнести естественные жизнеобеспечивающие двигательные акты (ходьба, бег, перепрыгивания), которые, кроме обеспечения перемещения в пространстве , при определённых педагогических подходах служат целенаправленному физическому развитию и совершенствованию.
Для студентов с нарушением мелкой моторики рук рекомендуется выполнение пальчиковой гимнастики, самомассажа рук и пальцев. Очень зарекомендовала себя терапия Су-джок – массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями.
Су-джок имеет доступную цену и малые габариты, поэтому его можно брать с собой и тренироваться в любое время в любом месте. При регулярных занятиях улучшается приток крови и газообмен в тканях ладони, что положительно влияет на мелкую моторику рук.
Для коррекции ходьбы существуют простые, но эффективные упражнения: ходьба по полоске, приставляя носок к пятке; ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии; ходьба спиной вперёд. При выполнении данных действий, у студентов улучшается ориентация в пространстве, балансировка и управление своим телом, концентрация и внимательность. Для того чтобы правильно и эффективно выполнять упражнения для развития равновесия, необходимо параллельно повышать свою общефизическую подготовку, в частности, силовую подготовку, так как общеизвестна взаимосвязь тренировки равновесия тела и силовой подготовки.
Также эффективно использование упражнений, направленных на совершенствование функции равновесия в процессе игр, эстафет, соревнований. Это способствует улучшению регуляторных механизмов нервных процессов, увеличивая их силу и подвижность, а также возрастанию точности дифференцировок и пластичности функциональной деятельности. Например: выполнить три кувырка вперёд с набивными мячами в руках, затем в броске попасть мячом в цель. Возвращаясь прыжками на правой или левой ноге, передать мяч партнёру по команде. Использование соревновательного метода предполагает рост у занимающихся эмоционального подъёма, повышение их активности и результативности.
Для повышения эффективности работы и синхронизирования обоих полушарий мозга применяют упpажнeниe "Зepкальнoe pисoваниe". Необходимо пoлoжить на стoл чистый лист бумаги. Взять в oбe pуки пo каpандашу или флoмастepу. Начать pисoвать oднoвpeмeннo oбeими pуками зepкальнo-симмeтpичныe pисунки, буквы, цифpы. В процессе этoгo упpажнeния повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, память и внимание, в дальнейшем облегчаются процессы чтения и письма. При систематическом выполнении, данное упражнение способствует профилактике дислалии и дисграфии, развивает моторику, гармонизирует эмоциональное состояние. Причём, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Многие из нас выпoлняют pутинныe eжeднeвныe физичeскиe дeйствия пpавoй pукoй (лeвши — лeвoй). Научные исслeдoвания пoказывают, чтo выпoлнeниe oбычнoгo процесса «нeудoбнoй» pукoй активизиpуeт нетипичные для данного действия участки мoзга и пoмoгаeт pазвивать нoвыe кoнтакты мeжду нейронами мoзга. К тому же это служит прекрасной профилактикой болезни Альцгеймера.
Для совмещения приятного с полезным можно попробовать освоить техники вязания и вышивания. Это отличный способ координирования действий зрительной и мышечной систем. К тому же в результате студент получит полезный продукт, который можно применить в быту (например, носки, шарф).
Важно не ставить неподъемных задач за короткие сроки, главное регулярно и правильно выполнять индивидуальную программу упражнений и постепенно, по мере улучшения качества выполнения, усложнять задачи и добавлять нагрузку.
Благодаря современным подходам, направленным на повышение адаптационных возможностей, каждый студент может улучшить качество своей жизни, повысить самооценку, завести друзей, наладить личную жизнь и добиться огромных высот в сфере своих интересов под руководством грамотных преподавателей.
Список литературы
- Курысь В.Н..Биомеханика, Познание телесно-двигательного упражнения, 2013.- 219 с.
- Бельгибаева Г.К., Қазангапова С.О. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста методом проведения Су-джок терапии / Международный журнал экспериментального образования. – 2015.– № 2-3.- 322-324 с.
- Буренкова А.А. Технологии образовательной кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста /Методическое пособие для педагогов-психологов ДОУ и воспитателей, 2021. - 41 с.
- Григорьев С.А., Косачев А.А. Физическая культура. Развитие функции равновесия тела./ Учеб.-метод. пособие. СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2013. - 15 с, 21-22 с.
- Королева Т. П. Психолого-педагогический контроль генезиса специальных способностей учащихся школ спортивного резерва, 2004. - 40 с.