Особенности интеллектуального развития детей с ЗПР в связи с видом образовательной программы

Особенности интеллектуального развития детей с ЗПР в связи с видом образовательной программы

Авторы публикации

Рубрика

Биология

Просмотры

669

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (144), Ноябрь ‘23

Дата публикации 14.11.2023

Поделиться

Статья посвящена изучению особенностей интеллектуального развития в связи с видом ЗПР.  Были проанализированы современные эмпирические исследования, изучающие особенности интеллектуального развития детей. Выдвинута гипотеза о различиях интеллектуального развития при разных видах обучения. На основании эмпирического исследования были сделаны следующие выводы: сравнительный анализ групп лонгитюдного исследования показал подтверждение ранее выдвинутых гипотез. Сравнительный анализ групп показал подтверждение выдвинутых гипотез о том, что существуют различия интеллектуальных способностей у детей с видом ЗПР 7.1 и детей с видом ЗПР 7.2. Результаты детей с ЗПР 7.1 практически в 2 раза превышают результаты детей с ЗПР 7.2, обучающихся в школе-интернате. Уровень развития детей с ЗПР 7.2, обучающихся в средней общеобразовательной школе, чуть ниже возрастной нормы, отставание может протекать в целом или локально в отдельных функциях. 4 субтест Векслера не коррелирует с другими субтестами, так как он требует от ребенка владения навыками сравнивания понятий по существенным признакам и умение проводить аналогии. Эти навыки не формируются спонтанно и требуют дополнительной работы по их развитию. Под особенностями развития интеллектуальной сферы, по результатам исследования, мы подразумеваем сниженный объем словарного запаса, отсутствия фрагментарного представления понятий и предметов, сниженная скорость и обработка зрительно-воспринимаемой информации, недостаточное развитие смысловой памяти.

Введение

Задержка психического развития (ЗПР) – это один из вида ограниченных возможностей здоровья ребенка, а именно нарушение нормального темпа психического развития, в результате которого дети школьного возраста остаются в кругу интересов дошкольного возраста [5]. Детей с ЗПР нужно отличать от детей с олигофренией. Различия между этими группами детей определяются двумя признаками [7]. Дети с ЗПР имеют трудности с элементарной грамотностью и счетом, имеют относительно хорошо развитый язык, значительно лучше запоминают стихи и рассказы и имеют высокий уровень когнитивного развития. Такое сочетание редкость у детей с олигофренией. Первые могут воспользоваться помощью, оказанной во время работы, усвоить принцип решения задач и перенести этот принцип на другую подобную работу. Это свидетельствует о том, что подобные дети имеют все возможности для дальнейшего развития: то, что в данный момент могут выполнять только с помощью педагогов, в дальнейшем они смогут делать самостоятельно. Многолетние наблюдения за детьми с ЗПР позволяют предположить, что это умение использовать оказанную помощь и осмысленно использовать полученные знания в будущем образовательном процессе принесет плоды, что, через определенный промежуток времени такие дети могут добиться успеха и обучаться в средних общеобразовательных школах.

Актуальность: Дети с ЗПР являются неотъемлемой частью нашего общества. Большинство работ с исследованием этого феномена связаны с учебным процессом или жизнестойкостью детей [8,9]. Не хватает работ, изучающих развитие интеллекта у детей с ЗПР в связи с формой обучений. Ранний уход и поддержка, приближают развитие ребенка к нормативному, облегчая его обучение и снижая вероятность возникновения проблем в дальнейшем. Нужно ли инклюзивное образование детям с видом ЗПР 7.1 или же  ребенку необходимо получать образование в рамках продленного периода обучения, находясь с такими же детьми, как он, с видом ЗПР 7.2

Вариант 7.1 предполагает, что учащийся получает образование, полностью соответствующее конечным результатам на момент обучения, образованию ровесников, присутствуя в их среде и одновременно учась с ними. К моменту поступления в школу такие дети имеют уровень психофизического развития, близкого к норме. Одной из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения).

Вариант 7.2 предполагает, что ребенок будет получать образование в рамках продленного периода обучения. Второй вариант обучения указывает на то, что уровень сложности программы обучения ниже, в учебный план включены курсы коррекции и развития. Вероятно, у таких ребят уровень развития ниже, как в целом, так и частично заторможенность, и неравномерное развитие познавательной деятельности. При этом может присутствовать нарушение внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, на прямую влияющих усвоению школьной программы.

Проблема, поставленная в исследовании следующая – как влияет вариант программы обучения на уровень интеллектуального развития детей с ЗПР?

Цель работы – выявление особенностей развития (ограниченный объем краткосрочной и долговременной памяти; отставание развития моторных, речевых, эмоционально-волевых функций; фрагментарное представление понятий и предметов; сниженное внимание; нарушение образного мышления) интеллектуальной сферы детей в связи с программой обучения (вид ЗПР 7.1. и 7.2.).

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей с видом ЗПР 7.1 уровень интеллектуального развития будет выше, чем у детей с видом ЗПР 7.2.

Выборка: Учащиеся МБОУ «Школа-интернат №4 для обучающихся с ОВЗ», СОШ №101. На начало исследования (начало учебного года) – 120 человек. 40 человек не прошло обследование в конце года, таким образом, полностью лонгитюдное исследование прошло 80 человек, обследованные в начале и в конце учебного года, в возрасте 11-14 лет. Окончательная выборка была разделена на две подгруппы: «ЗПР 7.1» (дети с ЗПР с видом образовательной программы 7.1)» и «ЗПР 7.2» (дети с ЗПР с видом образовательной программы 7.2).

Методики:

Методика Векслера WISC (детский вариант — до 16 лет), изучает вербальный и невербальный интеллект. Так как в последующей методике изучается вербальное мышление, то именно 1-6 субтесты мы и взяли для анализа IQ детей. Они выявляют общую осведомленность и способности ребенка.

Прогрессивные матрицы Дж. Равена (черно-белый вариант с 8 лет), создан для определения уровня интеллекта, а также оценивает способность к планомерной, систематической работе.

Школьный тест умственного развития (ШТУР), предназначен для оценки умственной деятельности ребенка. Основан на социально-психологических нормах.

Результаты:

Цель нашей работы заключается в выявлении особенностей развития (ограниченный объем краткосрочной и долговременной памяти; отставание развития моторных, речевых, эмоционально-волевых функций; фрагментарное представление понятий и предметов; сниженное внимание; нарушение образного мышления) интеллектуальной сферы детей в связи с программой обучения (вид ЗПР 7.1. и 7.2.), именно по этому мы рассматриваем каждый субтест в отдельности. Мы предполагаем, что у детей с видом ЗПР 7.1 уровень интеллектуального развития будет выше, чем у детей с видом ЗПР 7.2.

Результаты проверки показателей интеллектуального развития на соответствие закону нормального распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова показали, что их распределение не соответствует закону нормального распределения. В связи с этим для статистической проверки гипотез были использованы непараметрические критерии: корреляционный анализ Спирмена и критерий сравнения Манна-Уитни.

Для выявления различий между двумя выборками на начало года по уровню IQ (6 показателей) был использован критерий U-критерий Манна-Уитни (таблица 1). Необходимо узнать есть ли между двумя выборками статистические различия по уровню интеллекта на начало года.

Таблица 1. Сравнение групп «ЗПР 7.1»» и «ЗПР 7.2» по показателям интеллектуального развития на начало года

Показатели

Ранговая сумма группа «ЗПР 7.2»

Ранговая сумма группа «ЗПР 7.1»

Уровень значимости

Равен IQ/н

2422

4838

0,000

***

Векслер IQ/н

2128,5

5131,5

0,000

***

ШТУР/н

1868,5

5391,5

0,000

***

Примечание: ШТУР-Школьный тест умственного развития. Н- начало года. К- конец года.

 

Были выявлены значимые различия по таким параметрам как: IQ Равен, IQ Векслер, ШТУР, которые показывают, что группа «ЗПР 7.1»» на начало года обладает более высокими показателями интеллектуального развития, чем группа «ЗПР 7.2».

 

Для выявления различий между двумя выборками на конец года по уровню IQ (6 показателей) был использован критерий U-критерий Манна-Уитни (таблица 2). Необходимо узнать есть ли между двумя выборками статистические различия по уровню интеллекта на конец года.

Таблица 2. Сравнение групп «ЗПР 7.1» и «ЗПР 7.2» по показателям интеллектуального развития на конец года

Показатели

Ранговая сумма группа «ЗПР 7.2»

Ранговая сумма группа «ЗПР 7.1»

Уровень значимости

Равен IQ/к

2291,5

4968,5

0,000

***

Векслер IQ/к

1989,5

5270,5

0,000

***

ШТУР/к

1831,5

5428,5

0,000

***

Примечание: ШТУР-Школьный тест умственного развития. Н- начало года. К- конец года.

 

Были выявлены значимые различия по таким параметрам как: IQ Равен, IQ Векслер, ШТУР, которые показывают, что группа «ЗПР 7.1»» на начало года обладает более высокими показателями интеллектуального развития, чем группа «ЗПР 7.2».

По результатам исследования между двумя выборками были выявлены статистические различия, как в начале, так и в конце года, поэтому для того чтобы выявить особенности развития интеллектуальной сферы детей в каждой из подгрупп нам необходимо рассматривать каждый субтест в отдельности. При сравнении отдельных субтестов (Векслера и Равена) значимые различия были обнаружены по всем параметрам, кроме 4 субтеста «Сходство» Векслера на начале года (таблица 3).

Таблица 3. Сравнительный U-критерий Манна-Уитни. Значимые различия между субтестами Векслера.

Показатели

Ранговая сумма детей ЗПР

Ранговая сумма норм. развития

Уровень значимости р

 

3суб (арифмеический)/н

686

1394

0,000

***

4суб (сходство)/н

984,5

1095,5

0,105

 

5суб (словарный)/н

649,5

1430,5

0,000

***

Примечание-  Н- начало года. Суб-субтест.

           

Значимые различия выявлены в субтестах 3 и 5. Можем сделать вывод, что на начало года способность использовать числовые материалы, концентрация и словарный запас находятся на разном уровне развития между детьми с ЗПР 7.2 и ЗПР 7.1, что являются конкретными особенностями развития интеллектуальной сферы детей.

 

Для того чтобы выявить особенности развития интеллектуальной сферы детей в каждой из подгрупп нам необходимо рассматривать каждый субтест в отдельности. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта. Чем он больше, тем достовернее различия.

При сравнении результатов детей с ЗПР 7.2 в начале и конце года по показателям общей группы Векслера и Равена, а также субтестов Векслера и ШТУР значимые различия были обнаружены по таким параметрам как: «Векслер (высокий уровень)» (r=2,47; p<0,01), «Векслер субтест1(высокий уровень)»(r=3,01; p<0,001), «Векслер субтест1(низкий уровень)»(r=3,06; p<0,001), «Векслер субтест2(высокий уровень)»(r=1,99; p<0,05), «Векслер субтест2(средний уровень)»(r=2,00; p<0,05), «Векслер субтест3(высокий уровень)»(r=2,93; p<0,001), «Векслер субтест3(средний уровень)»(r=1,67; p<0,05), «Векслер субтест3(низкий уровень)»(r=3,00; p<0,001), «Векслер субтест4(средний уровень)»(r=5,42; p<0,001), «Векслер субтест5(высокий уровень)»(r=4,25; p<0,001), «Векслер субтест5(средний уровень)»(r=2,20; p<0,05), «Векслер субтест5(низкий уровень)»(r=1,93; p<0,05), «Векслер субтест6(высокий уровень)»(r=1,91; p<0,05). (таблица 4)

 

 

Таблица 4. Угловое преобразование Фишера в группе детей с ЗПР 7.2 по субтестам Векслера, ШТУР и общей группе Векслера, Равена, ШТУР в начале и конце года

 

Критические значения уровня значимости показателей   0,05*   0,254       0,01**   0,33       0,001***   0,414

 

Сравниваем субтесты между собой для нахождения значимых показателей детей с ЗПР 7.2 на начало и конец года. По результатам, критические значения имеют такие субтесты как осведомленность (1 субтест), арифметический (3 субтест) и сходство (5 субтест). Дети, с программой обучения 7.2 имеют сниженные показатели в числовых материалах, концентрации и словарном запасе на всем процессе обучения. Критические значения по субтесту осведомлённость при низком и высоком уровне IQ могут говорить о низком уровне самых базовых знаний, общей культуре и образованности, что обусловлено их психологическими особенностями.

 

Нами был выбран критерий Фишера, так как необходимо посмотреть, как изменяется уровень развития интеллектуальной сферы детей с низкого на средний и среднего на высокий, или же наоборот. При сравнении результатов детей с ЗПР (программа обучения 7.2) в начале года и детей с ЗПР (программа обучения 7.1) в начале года по показателям общей группы Векслера и Равена, а также субтестов Векслера и ШТУР значимые различия были обнаружены по таким параметрам как: «Векслер(высокий уровень)» (r=4,88; p<0,001), «Векслер(низкий уровень)» (r=7,26; p<0,001), «Векслер субтест1(высокий уровень)» (r=6,52; p<0,001), «Векслер субтест1(средний уровень)» (r=4,24; p<0,001), «Векслер субтест1(низкий уровень)» (r=3,36; p<0,001), «Векслер субтест2(высокий уровень)» (r=4,60; p<0,001), «Векслер субтест2(средний уровень)» (r=3,97; p<0,001), «Векслер субтест3(высокий уровень)» (r=4,49; p<0,001), «Векслер субтест3(средний уровень)» (r=2,77; p<0,01), «Векслер субтест3(низкий уровень)» (r=7,26; p<0,001), «Векслер субтест5(высокий уровень)» (r=5,79; p<0,001), «Векслер субтест5(средний уровень)» (r=1,85; p<0,05), «Векслер субтест5(низкий уровень)» (r=5,85; p<0,001), «Векслер субтест6(высокий уровень)» (r=3,87; p<0,001), «Векслер субтест6(низкий уровень)» (r=3,36; p<0,001), «( уровень)» (r=2,47; p<0,01), «Равен(высокий уровень)» (r=1,75; p<0,05), «Равен(средний уровень)» (r=4,28; p<0,001), «Равен(низкий уровень)» (r=4,57; p<0,001), «ШТУР субтест1(высокий уровень)» (r=3,59; p<0,001), «ШТУР субтест1(низкий уровень)» (r=4,23; p<0,001), «ШТУР субтест2(высокий уровень)» (r=3,59; p<0,001), «ШТУР субтест2(низкий уровень)» (r=3,87; p<0,001), «ШТУР субтест3(высокий уровень)» (r=2,86; p<0,001), «ШТУР субтест3(низкий уровень)» (r=2,03; p<0,05), «ШТУР субтест4(высокий уровень)» (r=2,86; p<0,001), «ШТУР субтест4(низкий уровень)» (r=2,49; p<0,05), «ШТУР субтест5(высокий уровень)» (r=6055; p<0,001), «ШТУР субтест5(средний уровень)» (r=2,32; p<0,001), «ШТУР субтест5(низкий уровень)» (r=4,23; p<0,001), «ШТУР субтест6(высокий уровень)» (r=4,49; p<0,001), «ШТУР субтест6(низкий уровень)» (r=3,29; p<0,001). (таблица 5)

Таблица 5. Угловое преобразование Фишера в группе детей с ЗПР 7.2 и с ЗПР 7.1 по субтестам Векслера, ШТУР и общей группе Векслера, Равена, ШТУР в начале года

 

Продолжение таблицы 5.

Окончание таблицы 5.

Критические значения уровня значимости показателей   0,05*   0,254       0,01**   0,33       0,001***   0,414

 

Методика ШТУР основана на социально-психологических нормах, именно поэтому большинство субтестов имеют критические значения, также как и 1 субтест Векслера, означающие уровень самых простых знаний. В дальнейшем мы рассмотрим все причины различия результатов детей с ЗПР по каждому субтесту. При сравнении результатов детей с ЗПР 7.1 в начале года и в конце по показателям общей группы Векслера и Равена, а также субтестов Векслера и ШТУР значимые различия были обнаружены по таким параметрам как: «Векслер субтест3(низкий уровень)» (r=1,92; p<0,05), «ШТУР субтест2(высокий уровень)» (r=1,71; p<0,05), «ШТУР субтест2(средний уровень)» (r=1,71; p<0,05), «ШТУР субтест5(высокий уровень)» (r=2,06; p<0,05). (таблица 6)

Таблица 6. Угловое преобразование Фишера в группе детей с ЗПР 7.1 по субтестам Векслера, ШТУР и общей группе Векслера, Равена, ШТУР в начале и конце года

Критические значения уровня значимости показателей   0,05*   0,254       0,01**   0,33       0,001***   0,414

 

Выводы:

Сравнительный анализ групп показал подтверждение выдвинутых гипотез о том, что существуют различия интеллектуальных способностей у детей с видом ЗПР 7.1 и детей с видом ЗПР 7.2. Результаты детей с ЗПР 7.1 практически в 2 раза превышают результаты детей с ЗПР, обучающихся в школе-интернате. Уровень развития детей с ЗПР 7.2, обучающихся в средней общеобразовательной школе, чуть ниже возрастной нормы, отставание может протекать в целом или локально в отдельных функциях.

По результатам исследования детей с ЗПР 7.2, методики Векслера и Равена коррелируют друг с другом, чего нельзя сказать о методике ШТУР.

Ведущие специалисты в области психологии и педагогики (Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев)[4,5] показали, что в развитии устной и письменной речи неотъемлемым звеном является то, что овладение навыками письма и чтения напрямую зависит от характера и уровня. формирование устной речи ребенка. В результате при наличии у детей отклонений в развитии фонетико-фонематических и/или лексико-грамматических моментов в устной речи у них будут возникать и специфические трудности в процессе обучения письменным формам речи. Таким образом, устная речь детей выступает основным принципом, основой письменной формы речи и при ее недостаточном развитии отражает недостатки письма и чтения. Методика ШТУР изучает вербальный интеллект, также как и выбранные нами субтесты Векслера. Отличие этих двух методик состоит в разном проведение эксперимента. При проведении субтестов Векслера детям зачитывают вопросы: « Сколько у тебя ушей?», «Кто открыл южный полюс?» и т.д. При использовании методики ШТУР, детям выдают бланки и вопросы, которые они сами должны заполнять: « В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из пяти  приведенных слов вы должны подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное   предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Например:

Одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и...?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.

Правильным будет слово "жизнеописание". Поэтому оно  подчеркнуто».

Психофизиологическую особенность затруднений составляют медленная скорость получения и обработки зрительно воспринимаемой информации, трудности в создании ассоциативных связей между зрительными, слуховыми и речедвигательными центрами, участвующими в акте чтения, низкая скорость мыслительных процессов, лежащих в основе понимания воспринимаемой информации. , слабость самоконтроля. Именно поэтому, методика ШТУР не коррелирует с другими методиками.

Сравнительный анализ субтестов показал корреляцию всех показателей, кроме 4 субтеста Векслера.

Субтест 4 требует от ребенка владения навыками сравнения понятий по существенным признакам и умение проводить аналогии (Корнев А.Н.) [7]. Больше всего сил затрачивается на этот метод, так как детям нужно проводить анализ и синтез. Эти навыки не формируются спонтанно и требуют специальной работы по их развитию. Все авторы, занимавшиеся изучением этого вопроса, отмечали стойкость данного дефекта (практически в 2 раза хуже, чем у нормально-развитых детей) и низкую динамику улучшения.

Целью статьи  является выявление особенностей развития интеллектуальной сферы детей в связи с видом ЗПР. По результатам углового преобразования Фишера, учитывались общие параметры IQ, а также отдельно субтесты. Сравнивались различия между обучением детей с ЗПР  7.2 в начале и конце учебного года, обучение детей с ЗПР 7.2 и ЗПР 7.1 в начале учебного года и обучение детей с ЗПР 7.1 в начале и конце учебного года. По результатам проведенного анализа большее различие между баллами у детей с ЗПР в начале и конце учебного года, где выделяются несколько субтестов: 3 субтест Векслера (арифметический) и 5 субтест Векслера (словарный). Данные субтесты также имеют высокую значимость и в сравнении  между детьми ЗПР 7.2 и ЗПР 7.1 (при высокой значимости 1 субтеста Векслера и общим результатом Равена).

Частые и элементарные ошибки при выполнении сложения и вычитания, умножения и деления возникают из-за:

  • незнание состава числа;
  • непонимание связи между операциями сложения и вычитания;
  • трудности с соотнесением операций умножения и деления.

Недостаточное развитие смысловой памяти вызывает трудности в названии необходимых компонентов для выполнения арифметических действий, у некоторых учащихся возникают трудности со счетом в обратном порядке, определением места чисел в натуральном порядке, определением четных и нечетных чисел. В данном случае это неоформленное понятие числового ряда.  

Значимые показатели в 5 субтесте Векслера могут быть выделены из-за объемного пассивного словаря, который в экспрессивной речи не употребляется детьми. Особенно большие различия между детьми с и нарушенным речевым развитием наблюдаются при пополнении предиктивной лексики (глаголами, прилагательными). В лексике преобладают слова, обозначающие деятельность, которую ребенок выполняет или наблюдает ежедневно. Гораздо труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие статус, оценку, свойства, характеры и т. д.

Полученные данные 1 субтеста Векслера свидетельствуют о том, что на протяжении года с детьми занимаются психологи, логопеды, преподаватели, проводится коррекционно-развивающая работа.

Согласно результатам, развитие детей с ЗПР 7.1 не имеют значимости. Их результаты остались на прежнем, хоть и на среднем, уровне.

Итак, гипотеза том,  что дети с видом ЗПР 7.1 лучше развиваются в интеллектуальной сфере, чем дети с видом 7.2 частично подтверждена. Дети, обучающиеся в средней общеобразовательной школе, имеют средне-высокий уровень развития. При этом продвижение в развитии больше у детей из школы-интерната.  Под особенностями развития интеллектуальной сферы, по результатам исследования, мы подразумеваем сниженный объем словарного запаса, отсутствие фрагментарного представления понятий и предметов, сниженная скорость и обработка зрительно-воспринимаемой информации, недостаточное развитие смысловой памяти.

Список литературы

  1. Бородич А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. – 126 с.
  2. Психологические особенности детей с ОВЗ, 2019 год [Электронный ресурс].
  3. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Столица, 2007. – 273 с.
  4. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников.– М.: МПА, 1994.– 325 с.
  5. Лобок А.М. Диалог с Л.С.Выготским по поводу письменной речи//Вопросы психологии.– 1996.– № 6.– с. 55–57
  6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
  7. Выготский Л. С. Основы дефектологии: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2007. – 654 с.
  8. Токарская, Л. В. Исследование жизнестойкости подростков с задержкой психического развития / Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова, Ю. С. Литвинова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 3. – С. 208-215.
  9. Литовченко, О. С. Прохождение государственной итоговой аттестации как аспект жизнестойкости обучающихся с задержкой психического развития / О. С. Литовченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 737-739. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70396/ (дата обращения: 01.11.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее