Цифровые технологии в энергетике

Цифровые технологии в энергетике

в статье рассмотрены цифровые технологии, применяемые в сетевом комплексе России. Представлены технологии, используемые и вводимые на предприятиях энергетической сферы деятельности.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Поделиться

В настоящее время цифровые технологии имеют широкое применение как в повседневной жизни людей, так и в различных отраслях экономики.В Российской Федерации развитие «цифровизации» в сетевом комплексе начинает набирать обороты,работают различные полигоны для исследованийтехнологий, с 2014 года началась реализация пилотных проектов.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" началось преобразование приоритетных отраслей экономики, в том числе энергетическая инфраструктура, путем внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Современные технологии приходят на службу работникам разных сфер промышленности, значительно минимизируют риски, связанные с человеческим фактором. Такие цифровые решения как электронные системы (ЭС) «Обходы», «Журнал дефектов» и «Мониторинг знаний», разработанные ПАО «ТГК-1», были введены в эксплуатацию на объектах ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга». Данные комплексы позволяют повысить эффективность рабочих процессов на объектах энергетики и способствуют повышению безопасности производства.

Электронная система «Обходы» предназначена для увеличения надежности работы оборудования с помощью алгоритмизации операций обходов и осмотров оборудования. Ранее обходчику нужно было самостоятельно фиксировать дефекты и отклонения в бумажной ведомости, сейчас же программа ведет сотрудника по утвержденному маршруту, акцентируя внимание на контрольных точках. Это NFC-метки (чипы) на оборудовании или группе оборудования, сканируя которые работник вносит в систему данные по текущему состоянию и параметрам работы, в том числе фотографируя замеченные дефекты.

Данные, которые заносит обходчик, поступают в единую электронную базу станции. Такой подход делает процедуру обходов и осмотров оборудования более прозрачной и гарантирует, что работник проверил состояние и параметры всех важных объектов цеха.

Стартовыми площадками для тестирования цифровых решений стали одни из самых крупных районных энергоисточников ТЭКа – Парнас и 1-ая Правобережная котельная. 

В 2019 году, следуя курсу на цифровизацию энергетики России, ПАО «ТГК-1» внедрило ЭС «Обходы» на всех 12 ТЭЦ компании в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Мурманской областях и в Петрозаводске, а также на АО «Мурманская ТЭЦ».

В современном мире люди ищут все больше возможностей отказаться от посещения офисов компаний. В данный момент технологии не стоят на месте, и ТГК-14 также не отстает: с заботой об удобстве своих клиентов, компания работала над внедрением самых современных сервисов. Поэтому, когда весь мир перешел в онлайн, потребителям было предложено установить Мобильное приложение ТГК-14 или зарегистрироваться в Личном кабинете клиента на сайте. Предложение получило положительный отклик, и сейчас число пользователей Мобильного приложения ТГК-14 составляет уже 105797 человек.

Помимо того, что теперь любой вопрос с ресурсоснабжающей организацией можно решить, не выходя из дома или не отвлекаясь от важных дел, к одному профилю клиента можно подключить сразу несколько лицевых счетов, а вся история платежей и показаний приборов учета надежно хранится прямо в смартфоне клиента и доступна в любое время суток. Кроме того, неоспоримой является экологичность использования онлайн-сервисов.Благодаря им вся информация существует в цифровом виде.

Рост актуальности и востребованности онлайн-сервисов подтверждается статистикой: с начала 2021 года фирменное мобильное приложение установили еще около 2824 клиентов. Также в феврале 2021 года 20495 потребителей выбрали онлайн-сервисы для передачи показаний приборов учета и 24826 потребителей оплатили с помощью них услуги теплоснабжения. Эти показатели на 5 % выше средних за месяц в прошедшем 2020 году. Кроме того, через Онлайн-помощник в Мобильном приложении и Личном кабинете на официальном сайте www.tgk-14.com в ТГК-14 поступило 1714 заявок от потребителей, которые были оперативно отработаны специалистами. Большинство поступающих заявок связаны с использованием индивидуальных приборов учета, корректировками и расшифровками начислений за услуги, и передачей показаний приборов

В ТГК-14 считается, что развитие технологий имеет смысл, если они приносят пользу человеку. Онлайн-сервисы максимально упрощают клиентам организацию собственного быта и освобождают время для тех дел, которые они сами для себя выбирают.

ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» работает на оптовом рынке электроэнергии и в сфере теплоснабжения. ПАО «ТГК-14» обеспечивает тепловой энергией потребителей на территории Забайкальского края и Республики Бурятия – субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Компания одной из первых ТГК России начала свою операционную деятельность. В составе ПАО «ТГК-14» 7 ТЭЦ, 2 энергетических комплекса с установленной электрической мощностью 649,57 МВт и тепловой мощностью 3120,77 Гкал/ч. В ПАО «ТГК-14» входит шесть филиалов

В данный момент группа компаний ИНФОПРО и ТГК-14 приступили к настройке дополнительного модуля автоматизированной системы учета технико-экономических показателей «ИНФОПРО: Планирование режимов», визуализирующего режимы работы оборудования Читинской ТЭЦ-1 и Улан-Удэнской ТЭЦ-1.

Программный комплекс ИНФОПРО успешно эксплуатируется на станциях с 2017 года. Приложение автоматизирует расчеты технико-экономических показателей в расчетной группе ПТО электростанций, накапливает и представляет информацию в корпоративном хранилище данных.Специалистам подрядчика предстоит дооснастить систему модулем, визуализирующим тепловую схему станции. Это позволит в режиме реального времени отображать работающие котло- и турбоагрегаты, ПВД, бойлеры, ПЭНы и основные параметры их режимов функционирования: расход, температуру, давление пара, электрическую и тепловую нагрузку, расход воды, резерв экономии топлива при отклонении от номинального показателя и т.д.

В интерфейсе программы в графическом и табличном виде будут отображаться фактические показатели работы оборудования за каждый час, сутки, месяц, а также планируемые показатели и норматив.

Дополнительный внедряемый функционал повысит качество мониторинга и контроля за производственным процессом. Отображаемая в режиме реального времени в графическом виде схема энергосистемы станции и наглядность показателей работающего оборудования увеличит скорость и точность принимаемых решений, влияющих на экономическую эффективность деятельности ТЭЦ.

Так же с 2018 года в ПАО «ТГК-14» ведетсяразработка и внедрение автоматизированной информационной системы «Корпоративный портал ПАО «ТГК-14» для собственных нужд.

Корпоративный портал – это веб-интерфейс, предоставляющий сотрудникам доступ к корпоративным данным фирмы. 

Другими словами, корпоративный портал – это ваш «виртуальный офис», который позволяет вашим сотрудникам обмениваться информацией, документами, добавлять, изменять, удалять, а главное совместно работать.

 Преимущества корпоративного сайта:

  1. Круглосуточное время работы – 24 часа в сутки. У каждого человека свой режим сна и бодрствования, отсутствие ограничения во времени делает круг аудитории более широким;
  2. Неограниченное пространство для распространения. О вас при помощи корпоративного сайта могут узнать везде, в любом уголке мира, где есть сеть Интернет;
  3. Затраты на разработку веб сайта и раскрутку корпоративного сайта значительно уступают затратам на открытие реального офиса филиала компании;
  4. Отсутствие необходимости живого общения с потенциальными партнерами и клиентами, по крайней мере, на начальном этапе. Всю необходимую информацию они могут почерпнуть с корпоративного сайта;
  5. Возможность точного анализа потребительского спроса и популярности товара или услуги;
  6. Неограниченные возможности для проведения рекламных компаний, акций и других мероприятий, направленных на продвижение товара или услуги.

Использование цифровых технологий в современном обществе является как никогда актуальным. Сейчас технологии задействуются во всех сферах деятельности, в том числе и энергетической. Их применение позволяет облегчить труд человека, благодаря им повышается безопасность и качество производства.

Список литературы

  1. ИНФОПРО: Планирование режимов –www.info-pro.ru.
  2. Журнал «Энергетический бюллетень», выпуск № 53, октябрь 2017;
  3. Официальный сайт ПАО «Территориальная генерирующая компания №1» – ;
  4. Официальный сайт ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» – ;
  5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary