Автоматизированные системы обеспечения орнитологической безопасности полетов воздушных судов

Автоматизированные системы обеспечения орнитологической безопасности полетов воздушных судов

Авторы публикации

Рубрика

Космос и Авиация

Просмотры

50

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (142), Ноябрь ‘23

Дата публикации 08.11.2023

Поделиться

Столкновения воздушных судов с птицами представляют серьезную угрозу для продолжения полета, поэтому существенной проблемой для авиации является уменьшение орнитологической опасности. На данный момент преимущественное место среди существующих средств защиты от птиц занимают автоматизированные системы. В статье рассмотрены различные автоматизированные системы для отпугивания птиц, в том числе новая разработка российского производства – система «Orni».

Одной из серьезных проблем при осуществлении полетов является угроза столкновения воздушного судна с птицами. Попадание птицы в воздушное судно может привести к повреждению его обшивки или разгерметизации кабины, что не представляет серьезной опасности для продолжения полета. Гораздо хуже ситуация, если птица окажется в двигателе, когда есть риски возникновения пожара или разрушения корпуса двигателя и воздушного судна.

Высота птичьего полета обычно не превышает 150 метров, что говорит о том, что большинство случаев попадания птиц в воздушные суда происходят преимущественно во время взлета или посадки, поэтому обязанность за орнитологическую безопасность возложена, в первую очередь, на орнитологические службы аэропортов. При учете статистики Федерального агентства воздушного транспорта, в которой отмечается, что количество инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами, возросло с января по август в 2023 году на 21% по сравнению с тем же периодом 2022 года, а число сообщений об угрозах столкновения с птицами за этот же период на 2023 год равняется 752, [1] можно судить о том, что в российских аэропортах требуется повышенное внимание к проблеме орнитологической опасности и, как следствие, применение различных методов борьбы с птицами.

На сегодняшний день защита воздушных судов от попадания птиц во основном осуществляется за счет автоматизированных систем. Одними из таких систем, которые уже довольно давно и широко применяются, а также постоянно совершенствуются, являются биоакустические установки. Главным образом, получили распространение устройства зарубежного производства «Bird Gard», среди которых есть и стационарные приспособления, и приборы, монтируемые на машины аэродромных служб. Среди отечественных биоакустических устройств выделяют установки «Биозвук» и «Беркут». Предназначением данных установок является воспроизведение криков хищных птиц и криков, предупреждающих об опасности. Однако для отпугивания птиц биоакустических приспособлений не всегда достаточно вследствие того, что птицы постепенно адаптируются к звуковым раздражителям, поэтому совместно с биоакустическими устройствами обычно устанавливают пропановые пушки, которые издают за счет газа хлопки, напоминающие выстрелы ружья [2].

К автоматизированным системам, предназначенным для предотвращения столкновений воздушных судов с птицами, также относятся лазерные отпугиватели, преимуществом которых являются достаточно большие радиусы действия, что позволяет использовать их для воздействия на большие скопления птиц. Примерами данных устройств являются лазерные приборы «Fly Away» и «Avian Dissuader» ручного использования, но на практике также применяются стационарные установки для отпугивания птиц в больших сооружениях [3].

Стоит отметить российскую разработку автоматизированной системы орнитологической безопасности полетов «Orni», которая успешно прошла тестовую эксплуатацию и была введена в работу в апреле 2023 года в аэропорту «Пулково» города Санкт-Петербург. Благодаря системе «Orni» возможно дистанционно контролировать орнитологическую обстановку на расстоянии до 20 км, определять с высокой точностью направление, высоту и скорость движения птиц при любых погодных условиях, при этом не создавая помех наземным радиотехническим средствам и бортовому оборудованию воздушных судов [4].  

Комплекс «Orni» включает две подсистемы: первая – подсистема радиолокационного обнаружения и сопровождения, вторая – подсистема, отвечающая за средства отпугивания, в качестве которых используются указанные ранее биоакустические системы. В случаях попадания птиц в зоны полетов воздушных судов система включает биоакустические устройства в автоматическом режиме. Контроль за работой подсистем осуществляется за счет встроенного программного обеспечения, благодаря которому также возможно регистрировать полеты птиц и параметры внешней среды и на этих данных прогнозировать наперед орнитологическую обстановку [5].  

Список литературы

  1. Статистика столкновений с птицами и другими животными // Федеральное агентство воздушного транспорта: [сайт]. - URL: (дата обращения: 5.11.2023).
  2. Федоров Е. Системы отпугивания птиц на современном аэродроме: история и настоящее состояния // Научно-производственный комплекс «Интеграл»: [сайт]. - URL: (дата обращения: 5.11.2023)
  3. Рыжак А. Современные средства орнитологической защиты в авиации / Рыжак А. // Авиасоюз. – 2016. – №6 (63). – С. 53.
  4. Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург): [сайт]. - URL: (дата обращения: 6.11.2023)
  5. Ростех: [сайт]. - URL: (дата обращения: 6.11.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее