Эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов для улучшения физического статуса

Эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов для улучшения физического статуса

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

18

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Дата публикации 30.06.2021

Поделиться

Проведён эксперимент по эффективности использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов для улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности студентов ВУЗов. На протяжении всего эксперимента проводили регулярный контроль над состоянием занимающихся на основе педагогических наблюдений, хронометрирования и пульсометрии.

Актуальность проблемы улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности современных студентов в последние годы привлекает все большее внимание ученых, врачей и педагогов, что обусловлено снижением общего потенциала здоровья, высокой заболеваемостью, как населения России в целом, так и студенческой молодежи. Неоднозначная трактовка физического статуса студентов высших учебных заведений, отсутствие единого мнения по вопросам употребления специализированных продуктов питания, снижения уровня  работоспособности определяют необходимость проведения более глубоких исследований.

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов для улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности студентов ВУЗов.

Методы и организация исследования.  Нами применялся комплекс методов исследования, включающий в себя: анализ литературных источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент; беседа («Эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов»); психологическое тестирование (оценка уровня своих психо-эмоциональных перегрузок; опросник «Общее функциональное состояние организма»); логический и математический анализ с обработкой материала на компьютере. А также на протяжении всего эксперимента проводили регулярный контроль над состоянием занимающихся на основе педагогических наблюдений, хронометрирования и пульсометрии.

Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Южно-Уральский ГАУ. В состав контрольной и экспериментальной групп вошли 24 юноши от 18 до 19 лет, являющиеся студентами данного учебного заведения (по 12 человек в группе).

Результаты исследования и их обсуждение.  Результаты, полученные в ходе исследования на констатирующем этапе эксперимента с использованием описанных выше методик, позволили заключить, что на начальном этапе эксперимента у испытуемых  имеются умственные и физические перегрузки, что отрицательно сказывается на работоспособности студентов. Указанные низкие показатели работоспособности могут обнаруживать себя в процессе учебной деятельности студентов.

В таблице 1 представлены результаты оценки студентами своих психо-эмоциональных перегрузок на формирующем этапе эксперимента. При анализе показателей применяемой методики в экспериментальной группе выявлено, что после окончания занятий их можно отнести к оценке «хорошо».  Показатели контрольной группы по данной методике тоже улучшились, но они по прежнему относятся к оценке «удовлетворительно». Высокие показатели психо-эмоциональных перегрузок, соответствующие высокой балловой оценке своей значимости, приводят, к низким результатам собственной деятельности, низкой мотивации и низкой удовлетворенности испытуемых.

Таблица 1

 Результаты оценки уровня своих психо-эмоциональных перегрузок студентов опытных групп на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы

Группы

На констатирующем этапе

На формирующем этапе

Темп прироста (%)

Эксперимен-тальная

49,2±2,4

38,6±2,1

24,1

Контрольная

49,1±2,8

43,9±1,88

11,2

Из таблицы следует, что темпы прироста экспериментальной группы,  намного превышают темпы прироста контрольной. При этом темпы прироста показателей по контрольным тестам статистически значимы у обеих групп (Р<0,05). Это связано с тем, что организм студентов нормализует и приводит в здоровое состояние процессы, происходящие в нем, что, соответственно, отражается и на психике.

На таблице 2 и 3 соответственно представлены результаты обеих групп по методике «Общее функциональное состояние организма», полученные на формирующем этапе эксперимента.

Таблица 2

 Средние значения индекса испытуемых экспериментальной группы по методике «Общее функциональное состояние организма» на заключительном этапе эксперимента

 

Шкала

На констати-рующем этапе

На формиру-ющем этапе

Темпы прироста (%)

A

Зрения, слуха

2,3±0,16

1,9±0,12

20,3

B

Дыхательная система

4,2±0,12

3,3±0,33

23,1

C

Сердечно-сосудистая

5,9±0,02

4,6±0,65

25,6

D

Желудочно-кишечный тракт

11,9±0,6

9,1±0,37

26,7

E

Скелет, мышцы

1,3±0,01

1±0,07

26,9

F

Кожные покровы

1,7±0,8

1,3±0,08

24,3

G

Нервная система

6,4±0,98

5±0,52

25,2

H

Мочеполовая система

5,9±0,71

4,6±0,33

24,3

I

Утомляемость

7,7±0,94

5,9 ±0,54

26,3

J

Частота заболеваний

1,4±0,01

1,1±0,07

25,8

K

Данные о других заболеваниях

1,7±0,65

 1,7±0,06

-

L

Образ жизни, привычки

2,5±0,68

1,9±0,08

26,3

M

Настроение, адекватность

8,7±0,59

6,7±0,76

26,1

N

Депрессия

5,9±0,4

4,5±0,49

26,9

O

Беспокойство, тревога

6,2±0,45

4,7±0,72

27,3

P

Чувствительность

4,4±0,53

3,4±0,3

25,3

Q

Гнев

9,4±0,28

7,3±0,48

25,5

R

Напряжение

7,3±0,74

5,8±0,65

23,3

 

Таблица 3

 Средние значения индекса испытуемых контрольной группы по методике «Общее функциональное состояние организма» на заключительном этапе эксперимента

Шкала

На констати-рующем этапе

На формиру-ющем этапе

Темпы прироста(%)

A

Зрения, слуха

2,5±0,26

2,3±0,05

10,5

B

Дыхательная система

4,4±0,23

3,9±0,24

12,1

C

Сердечно-сосудистая

6,2±0,03

5,5±0,53

12,4

D

Желудочно-кишечный тракт

11,6±0,3

10,3±0,34

11,7

E

Скелет, мышцы

1,5±0,71

1,3±0,06

11,9

F

Кожные покровы

1,4±0,88

1,3±0,04

10,2

G

Нервная система

6,3±0,13

5,7±0,36

10,4

H

Мочеполовая система

6,2±0,24

5,5±0,53

11,2

I

Утомляемость

7,4±0,63

6,6±0,89

10,8

J

Частота заболеваний

1,6±0,37

1,4±0,055

10,7

K

Данные о других заболеваниях

1,5±0,29

1,5±0,023

-

L

Образ жизни, привычки

2,7±0,09

2,4±0,057

10,2

M

Настроение, адекватность

8,6±0,93

7,7±0,73

11,2

N

Депрессия

5,7±0,55

5,1±0,81

10,9

O

Беспокойство, тревога

6,4±0,34

5,7±0,52

11,3

P

Чувствительность

4,1±0,74

3,7±0,34

10,7

Q

Гнев

9,5±0,4

8,5±0,2

11,5

R

Напряжение

7,1±0,28

6,3±0,81

11,3

Из таблиц 2 и 3 следует, что темпы прироста показателей студентов из  экспериментальной группы превышают темпы прироста показателей контрольной группы. В среднем темп прироста показателей составляет 25,2%, за исключением показателей шкалы «Данные о других заболеваниях». Это связано с тем, что показатели по данной шкале свидетельствуют о наличии заболеваний, накопленных ранее или требующих более длительного срока проведения программы занятий. Выявленный темп прироста свидетельствует о высокой эффективности применения комплексной программы занятий для улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности студентов (Р<0,05). В частности это подтверждено с помощью показателей шкалы «Скелет, мышцы», где темп прироста составляет 26,9%. Кроме того наблюдается снижение показателей психоэмоционального состояния испытуемых. Снизились показатели депрессии, гнева, тревоги. Наблюдается улучшение состояния сенсорных систем,  сердечно-сосудистой и мочеполовой системы,  ЖКТ, дыхательной и нервной системы, а также  кожных покровов.

Вывод. Применяемая комплексная программа, в основу которой входит использование физиологически функциональных пищевых ингредиентов, способствует оптимизации физического статуса студентов, с этим и связана положительная, ярко выраженная динамика  показателей испытуемых студентов из экспериментальной группы.

Список литературы

  1. Кузнецов, О. В. Методика комплексного использования средств физической культуры и психорегуляции в различных возрастных группах / О. В. Кузнецов. – М. : Теория и практика физ. культуры, 2003. – 120 с.
  2. Юсупова, В. И. Возможности и перспективы современного образования : учеб. для студентов высш. учеб. заведений по физ. культуре / В. И. Юсупова. — М. : Владос, 2003. – 463 с.
  3. Яковлев, Т. Ф. Оценка физического состояния лиц юного возраста: метод, рекоменд. / Т. Ф. Яковлев. — М. : Сов. спорт, 2001. — 132 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее