Эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов для улучшения физического статуса

Эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов для улучшения физического статуса

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Дата публикации 30.06.2021

Поделиться

Проведён эксперимент по эффективности использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов для улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности студентов ВУЗов. На протяжении всего эксперимента проводили регулярный контроль над состоянием занимающихся на основе педагогических наблюдений, хронометрирования и пульсометрии.

Актуальность проблемы улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности современных студентов в последние годы привлекает все большее внимание ученых, врачей и педагогов, что обусловлено снижением общего потенциала здоровья, высокой заболеваемостью, как населения России в целом, так и студенческой молодежи. Неоднозначная трактовка физического статуса студентов высших учебных заведений, отсутствие единого мнения по вопросам употребления специализированных продуктов питания, снижения уровня  работоспособности определяют необходимость проведения более глубоких исследований.

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов для улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности студентов ВУЗов.

Методы и организация исследования.  Нами применялся комплекс методов исследования, включающий в себя: анализ литературных источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент; беседа («Эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов»); психологическое тестирование (оценка уровня своих психо-эмоциональных перегрузок; опросник «Общее функциональное состояние организма»); логический и математический анализ с обработкой материала на компьютере. А также на протяжении всего эксперимента проводили регулярный контроль над состоянием занимающихся на основе педагогических наблюдений, хронометрирования и пульсометрии.

Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Южно-Уральский ГАУ. В состав контрольной и экспериментальной групп вошли 24 юноши от 18 до 19 лет, являющиеся студентами данного учебного заведения (по 12 человек в группе).

Результаты исследования и их обсуждение.  Результаты, полученные в ходе исследования на констатирующем этапе эксперимента с использованием описанных выше методик, позволили заключить, что на начальном этапе эксперимента у испытуемых  имеются умственные и физические перегрузки, что отрицательно сказывается на работоспособности студентов. Указанные низкие показатели работоспособности могут обнаруживать себя в процессе учебной деятельности студентов.

В таблице 1 представлены результаты оценки студентами своих психо-эмоциональных перегрузок на формирующем этапе эксперимента. При анализе показателей применяемой методики в экспериментальной группе выявлено, что после окончания занятий их можно отнести к оценке «хорошо».  Показатели контрольной группы по данной методике тоже улучшились, но они по прежнему относятся к оценке «удовлетворительно». Высокие показатели психо-эмоциональных перегрузок, соответствующие высокой балловой оценке своей значимости, приводят, к низким результатам собственной деятельности, низкой мотивации и низкой удовлетворенности испытуемых.

Таблица 1

 Результаты оценки уровня своих психо-эмоциональных перегрузок студентов опытных групп на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы

Группы

На констатирующем этапе

На формирующем этапе

Темп прироста (%)

Эксперимен-тальная

49,2±2,4

38,6±2,1

24,1

Контрольная

49,1±2,8

43,9±1,88

11,2

Из таблицы следует, что темпы прироста экспериментальной группы,  намного превышают темпы прироста контрольной. При этом темпы прироста показателей по контрольным тестам статистически значимы у обеих групп (Р<0,05). Это связано с тем, что организм студентов нормализует и приводит в здоровое состояние процессы, происходящие в нем, что, соответственно, отражается и на психике.

На таблице 2 и 3 соответственно представлены результаты обеих групп по методике «Общее функциональное состояние организма», полученные на формирующем этапе эксперимента.

Таблица 2

 Средние значения индекса испытуемых экспериментальной группы по методике «Общее функциональное состояние организма» на заключительном этапе эксперимента

 

Шкала

На констати-рующем этапе

На формиру-ющем этапе

Темпы прироста (%)

A

Зрения, слуха

2,3±0,16

1,9±0,12

20,3

B

Дыхательная система

4,2±0,12

3,3±0,33

23,1

C

Сердечно-сосудистая

5,9±0,02

4,6±0,65

25,6

D

Желудочно-кишечный тракт

11,9±0,6

9,1±0,37

26,7

E

Скелет, мышцы

1,3±0,01

1±0,07

26,9

F

Кожные покровы

1,7±0,8

1,3±0,08

24,3

G

Нервная система

6,4±0,98

5±0,52

25,2

H

Мочеполовая система

5,9±0,71

4,6±0,33

24,3

I

Утомляемость

7,7±0,94

5,9 ±0,54

26,3

J

Частота заболеваний

1,4±0,01

1,1±0,07

25,8

K

Данные о других заболеваниях

1,7±0,65

 1,7±0,06

-

L

Образ жизни, привычки

2,5±0,68

1,9±0,08

26,3

M

Настроение, адекватность

8,7±0,59

6,7±0,76

26,1

N

Депрессия

5,9±0,4

4,5±0,49

26,9

O

Беспокойство, тревога

6,2±0,45

4,7±0,72

27,3

P

Чувствительность

4,4±0,53

3,4±0,3

25,3

Q

Гнев

9,4±0,28

7,3±0,48

25,5

R

Напряжение

7,3±0,74

5,8±0,65

23,3

 

Таблица 3

 Средние значения индекса испытуемых контрольной группы по методике «Общее функциональное состояние организма» на заключительном этапе эксперимента

Шкала

На констати-рующем этапе

На формиру-ющем этапе

Темпы прироста(%)

A

Зрения, слуха

2,5±0,26

2,3±0,05

10,5

B

Дыхательная система

4,4±0,23

3,9±0,24

12,1

C

Сердечно-сосудистая

6,2±0,03

5,5±0,53

12,4

D

Желудочно-кишечный тракт

11,6±0,3

10,3±0,34

11,7

E

Скелет, мышцы

1,5±0,71

1,3±0,06

11,9

F

Кожные покровы

1,4±0,88

1,3±0,04

10,2

G

Нервная система

6,3±0,13

5,7±0,36

10,4

H

Мочеполовая система

6,2±0,24

5,5±0,53

11,2

I

Утомляемость

7,4±0,63

6,6±0,89

10,8

J

Частота заболеваний

1,6±0,37

1,4±0,055

10,7

K

Данные о других заболеваниях

1,5±0,29

1,5±0,023

-

L

Образ жизни, привычки

2,7±0,09

2,4±0,057

10,2

M

Настроение, адекватность

8,6±0,93

7,7±0,73

11,2

N

Депрессия

5,7±0,55

5,1±0,81

10,9

O

Беспокойство, тревога

6,4±0,34

5,7±0,52

11,3

P

Чувствительность

4,1±0,74

3,7±0,34

10,7

Q

Гнев

9,5±0,4

8,5±0,2

11,5

R

Напряжение

7,1±0,28

6,3±0,81

11,3

Из таблиц 2 и 3 следует, что темпы прироста показателей студентов из  экспериментальной группы превышают темпы прироста показателей контрольной группы. В среднем темп прироста показателей составляет 25,2%, за исключением показателей шкалы «Данные о других заболеваниях». Это связано с тем, что показатели по данной шкале свидетельствуют о наличии заболеваний, накопленных ранее или требующих более длительного срока проведения программы занятий. Выявленный темп прироста свидетельствует о высокой эффективности применения комплексной программы занятий для улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности студентов (Р<0,05). В частности это подтверждено с помощью показателей шкалы «Скелет, мышцы», где темп прироста составляет 26,9%. Кроме того наблюдается снижение показателей психоэмоционального состояния испытуемых. Снизились показатели депрессии, гнева, тревоги. Наблюдается улучшение состояния сенсорных систем,  сердечно-сосудистой и мочеполовой системы,  ЖКТ, дыхательной и нервной системы, а также  кожных покровов.

Вывод. Применяемая комплексная программа, в основу которой входит использование физиологически функциональных пищевых ингредиентов, способствует оптимизации физического статуса студентов, с этим и связана положительная, ярко выраженная динамика  показателей испытуемых студентов из экспериментальной группы.

Список литературы

  1. Кузнецов, О. В. Методика комплексного использования средств физической культуры и психорегуляции в различных возрастных группах / О. В. Кузнецов. – М. : Теория и практика физ. культуры, 2003. – 120 с.
  2. Юсупова, В. И. Возможности и перспективы современного образования : учеб. для студентов высш. учеб. заведений по физ. культуре / В. И. Юсупова. — М. : Владос, 2003. – 463 с.
  3. Яковлев, Т. Ф. Оценка физического состояния лиц юного возраста: метод, рекоменд. / Т. Ф. Яковлев. — М. : Сов. спорт, 2001. — 132 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary