Актуальность проблемы улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности современных студентов в последние годы привлекает все большее внимание ученых, врачей и педагогов, что обусловлено снижением общего потенциала здоровья, высокой заболеваемостью, как населения России в целом, так и студенческой молодежи. Неоднозначная трактовка физического статуса студентов высших учебных заведений, отсутствие единого мнения по вопросам употребления специализированных продуктов питания, снижения уровня работоспособности определяют необходимость проведения более глубоких исследований.
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов для улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности студентов ВУЗов.
Методы и организация исследования. Нами применялся комплекс методов исследования, включающий в себя: анализ литературных источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент; беседа («Эффективность использования физиологически функциональных пищевых ингредиентов»); психологическое тестирование (оценка уровня своих психо-эмоциональных перегрузок; опросник «Общее функциональное состояние организма»); логический и математический анализ с обработкой материала на компьютере. А также на протяжении всего эксперимента проводили регулярный контроль над состоянием занимающихся на основе педагогических наблюдений, хронометрирования и пульсометрии.
Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Южно-Уральский ГАУ. В состав контрольной и экспериментальной групп вошли 24 юноши от 18 до 19 лет, являющиеся студентами данного учебного заведения (по 12 человек в группе).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты, полученные в ходе исследования на констатирующем этапе эксперимента с использованием описанных выше методик, позволили заключить, что на начальном этапе эксперимента у испытуемых имеются умственные и физические перегрузки, что отрицательно сказывается на работоспособности студентов. Указанные низкие показатели работоспособности могут обнаруживать себя в процессе учебной деятельности студентов.
В таблице 1 представлены результаты оценки студентами своих психо-эмоциональных перегрузок на формирующем этапе эксперимента. При анализе показателей применяемой методики в экспериментальной группе выявлено, что после окончания занятий их можно отнести к оценке «хорошо». Показатели контрольной группы по данной методике тоже улучшились, но они по прежнему относятся к оценке «удовлетворительно». Высокие показатели психо-эмоциональных перегрузок, соответствующие высокой балловой оценке своей значимости, приводят, к низким результатам собственной деятельности, низкой мотивации и низкой удовлетворенности испытуемых.
Таблица 1
Результаты оценки уровня своих психо-эмоциональных перегрузок студентов опытных групп на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы
Группы |
На констатирующем этапе |
На формирующем этапе |
Темп прироста (%) |
Эксперимен-тальная |
49,2±2,4 |
38,6±2,1 |
24,1 |
Контрольная |
49,1±2,8 |
43,9±1,88 |
11,2 |
Из таблицы следует, что темпы прироста экспериментальной группы, намного превышают темпы прироста контрольной. При этом темпы прироста показателей по контрольным тестам статистически значимы у обеих групп (Р<0,05). Это связано с тем, что организм студентов нормализует и приводит в здоровое состояние процессы, происходящие в нем, что, соответственно, отражается и на психике.
На таблице 2 и 3 соответственно представлены результаты обеих групп по методике «Общее функциональное состояние организма», полученные на формирующем этапе эксперимента.
Таблица 2
Средние значения индекса испытуемых экспериментальной группы по методике «Общее функциональное состояние организма» на заключительном этапе эксперимента
№ |
Шкала |
На констати-рующем этапе |
На формиру-ющем этапе |
Темпы прироста (%) |
A |
Зрения, слуха |
2,3±0,16 |
1,9±0,12 |
20,3 |
B |
Дыхательная система |
4,2±0,12 |
3,3±0,33 |
23,1 |
C |
Сердечно-сосудистая |
5,9±0,02 |
4,6±0,65 |
25,6 |
D |
Желудочно-кишечный тракт |
11,9±0,6 |
9,1±0,37 |
26,7 |
E |
Скелет, мышцы |
1,3±0,01 |
1±0,07 |
26,9 |
F |
Кожные покровы |
1,7±0,8 |
1,3±0,08 |
24,3 |
G |
Нервная система |
6,4±0,98 |
5±0,52 |
25,2 |
H |
Мочеполовая система |
5,9±0,71 |
4,6±0,33 |
24,3 |
I |
Утомляемость |
7,7±0,94 |
5,9 ±0,54 |
26,3 |
J |
Частота заболеваний |
1,4±0,01 |
1,1±0,07 |
25,8 |
K |
Данные о других заболеваниях |
1,7±0,65 |
1,7±0,06 |
- |
L |
Образ жизни, привычки |
2,5±0,68 |
1,9±0,08 |
26,3 |
M |
Настроение, адекватность |
8,7±0,59 |
6,7±0,76 |
26,1 |
N |
Депрессия |
5,9±0,4 |
4,5±0,49 |
26,9 |
O |
Беспокойство, тревога |
6,2±0,45 |
4,7±0,72 |
27,3 |
P |
Чувствительность |
4,4±0,53 |
3,4±0,3 |
25,3 |
Q |
Гнев |
9,4±0,28 |
7,3±0,48 |
25,5 |
R |
Напряжение |
7,3±0,74 |
5,8±0,65 |
23,3 |
Таблица 3
Средние значения индекса испытуемых контрольной группы по методике «Общее функциональное состояние организма» на заключительном этапе эксперимента
№ |
Шкала |
На констати-рующем этапе |
На формиру-ющем этапе |
Темпы прироста(%) |
A |
Зрения, слуха |
2,5±0,26 |
2,3±0,05 |
10,5 |
B |
Дыхательная система |
4,4±0,23 |
3,9±0,24 |
12,1 |
C |
Сердечно-сосудистая |
6,2±0,03 |
5,5±0,53 |
12,4 |
D |
Желудочно-кишечный тракт |
11,6±0,3 |
10,3±0,34 |
11,7 |
E |
Скелет, мышцы |
1,5±0,71 |
1,3±0,06 |
11,9 |
F |
Кожные покровы |
1,4±0,88 |
1,3±0,04 |
10,2 |
G |
Нервная система |
6,3±0,13 |
5,7±0,36 |
10,4 |
H |
Мочеполовая система |
6,2±0,24 |
5,5±0,53 |
11,2 |
I |
Утомляемость |
7,4±0,63 |
6,6±0,89 |
10,8 |
J |
Частота заболеваний |
1,6±0,37 |
1,4±0,055 |
10,7 |
K |
Данные о других заболеваниях |
1,5±0,29 |
1,5±0,023 |
- |
L |
Образ жизни, привычки |
2,7±0,09 |
2,4±0,057 |
10,2 |
M |
Настроение, адекватность |
8,6±0,93 |
7,7±0,73 |
11,2 |
N |
Депрессия |
5,7±0,55 |
5,1±0,81 |
10,9 |
O |
Беспокойство, тревога |
6,4±0,34 |
5,7±0,52 |
11,3 |
P |
Чувствительность |
4,1±0,74 |
3,7±0,34 |
10,7 |
Q |
Гнев |
9,5±0,4 |
8,5±0,2 |
11,5 |
R |
Напряжение |
7,1±0,28 |
6,3±0,81 |
11,3 |
Из таблиц 2 и 3 следует, что темпы прироста показателей студентов из экспериментальной группы превышают темпы прироста показателей контрольной группы. В среднем темп прироста показателей составляет 25,2%, за исключением показателей шкалы «Данные о других заболеваниях». Это связано с тем, что показатели по данной шкале свидетельствуют о наличии заболеваний, накопленных ранее или требующих более длительного срока проведения программы занятий. Выявленный темп прироста свидетельствует о высокой эффективности применения комплексной программы занятий для улучшения физического статуса в целях повышения работоспособности студентов (Р<0,05). В частности это подтверждено с помощью показателей шкалы «Скелет, мышцы», где темп прироста составляет 26,9%. Кроме того наблюдается снижение показателей психоэмоционального состояния испытуемых. Снизились показатели депрессии, гнева, тревоги. Наблюдается улучшение состояния сенсорных систем, сердечно-сосудистой и мочеполовой системы, ЖКТ, дыхательной и нервной системы, а также кожных покровов.
Вывод. Применяемая комплексная программа, в основу которой входит использование физиологически функциональных пищевых ингредиентов, способствует оптимизации физического статуса студентов, с этим и связана положительная, ярко выраженная динамика показателей испытуемых студентов из экспериментальной группы.
Список литературы
- Кузнецов, О. В. Методика комплексного использования средств физической культуры и психорегуляции в различных возрастных группах / О. В. Кузнецов. – М. : Теория и практика физ. культуры, 2003. – 120 с.
- Юсупова, В. И. Возможности и перспективы современного образования : учеб. для студентов высш. учеб. заведений по физ. культуре / В. И. Юсупова. — М. : Владос, 2003. – 463 с.
- Яковлев, Т. Ф. Оценка физического состояния лиц юного возраста: метод, рекоменд. / Т. Ф. Яковлев. — М. : Сов. спорт, 2001. — 132 с.