Тема издержек производства и прибыли, как ни что другое, является актуальной в наше время. Она требует тщательного изучения, так как в условиях современной экономики Российской Федерации она оказывает большое воздействие на объем производства и рассматривается предприятиями, как с практической, так и с теоретической точки зрения.
Издержки производства выступают наиболее важной категорией исследования современной экономической теории. К ее задачам относится: определение величины, а также структуры затрат фирмы на производство товаров, что способствовало бы успеху фирмы. Издержки производства – оплата приобретенных факторов производства. Анализ и изучение этих факторов, естественно, должен обеспечить выручку от произведенной и реализованной продукции, и таком размере, чтобы она была больше затрат (покрывала их) и в результате дала прибыль. Прибыль и выступает смыслом и целью деятельности любой организации. Получение прибыли во многом зависит от объема понесенных затрат.[1, c. 65]
Между понятиями «прибыль» и «издержки производства» существует тесная взаимосвязь. Она заключается в следующем:
PR= TR – TC (1)
Где:
TR – совокупная выручка (доход)
TC – совокупные издержки
Одним из самых частых видов классификации издержек является классификация по времени, на протяжении которого принимаются те или иные производственные решения.
Важным условием обеспечения выпуска продукции является осуществление разных видов затрат. Объемы выпуска товаров зависят прямо пропорционально от объемов этих затрат. Некоторые виды затрат поддаются быстрой корректировке, но есть и те которые требуют большего времени. Говоря о затратах, которые требуют большего времени, можно сказать, что именно они и определяют размеры фирмы, а также размеры ее производственных мощностей. Именно такого рода затраты относятся к постоянным затратам. И издержки, которые связаны с этими затратами относятся к постоянным издержкам.
Кроме постоянных издержек есть переменные, к ним относятся затраты, которые могут быть незатруднительно подвергнуты изменению по мере изменения объема выпуска продукции. В пример таких затрат можно отнести сырье, энергию, почасовую оплату труда и многое другое.
Какие издержки относятся на практике к переменным, а какие – к постоянным? Условия распределения зависят от выбранного отрезка времени. Так, при краткосрочном планировании (1-2 месяца) – в основном издержки относятся к постоянным издержкам. В этом случае фирма обычно должна получать и оплачивать заказанные материалы, не может легко увольнять рабочих. Но, в длительном периоде (2-3 года) – многие издержки превращаются в переменные. В долгосрочном отрезке времени фирма, если она хочет сократить выпуск продукции, она может прибегнуть к уменьшению численности рабочей силы, а также сокращению закупки сырья и материалов и, в некоторых случаях, вполне возможно, даже продать какую-то часть своего основного капитала.[2, c. 187]
В современном мире многие специалисты рассматривают прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Если отрицать понятие прибыли в качестве результата эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, выделяют следующие определения прибыли:
- Прибыль- это плата за услуги предпринимательской деятельности.
- Прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой.
- Прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Он обычно возникает в случаях, когда нужно выбрать какое-либо управленческое, социальное, либо же научно-техническое решение. Или же в случаях того, или иного варианта природно-климатических условий. В отличие от этих факторов риск может возникать и внезапно, это чаще всего стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.д. В результате рисков можно получить различные варианты, как большую прибыль, так и сильное ее снижение, в самом неблагоприятном случае – разорение фирмы.
- Монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.[3, c. 912]
В основной классификации прибыли ее разделяют на:
- нормальную;
- бухгалтерскую;
- экономическую (чистая).
Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) представляет собой другую стоимость использования способности предпринимателя. Если компания получает только такую прибыль, то ее доход всей суммой покрывает все затраты фирмы. Бухгалтерская прибыль – это общая выручка фирмы минус внешние издержки.[4, 263] В понятии экономистов прибыль трактуется иначе. Они определяют экономическую прибыль, как общую выручку за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль предприятия).[5, c. 727]
Таким образом, по итогам работы можно сделать вывод, что понятия «издержки производства» и «прибыль» являются неотъемлемой частью успеха любой компании, а именно умение их рассчитывать и эффективно использовать. Исследование показало, что эти два понятия очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. В условиях современной ситуации на рынке прибыль была и остается показателем успешности компании. Для предпринимателей она является стимулом к работе и расширению, а для инвесторов показателем того, что это компания рентабельна и успешна.
Рассмотрев сущность понятия «издержки» был сделан вывод, что они являются не только немаловажным фактором, влияющим на компанию, но и во многом определяют стратегию работы фирмы. Умение рационально распоряжаться издержками, их рассчитывать и анализировать может достаточно сильно поспособствовать улучшению производства.
Список литературы
- Салижманов И.К. Сокращение издержек производства как важнейшее условие стабилизации и снижения цен // Финансы. 2004. № 6. – 65 с.
- Говдя, В. В. Управленческий учет затрат на современном предприятии: научное издание / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева. – Краснодар: изд-во «КрасЕрон», 2018.- 187 с.
- Рассел, Джесси Издержки производства / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2021. - 912 c.
- Файфер, Боб Издержки – вниз, продажи – вверх. 78 проверенных способов увеличить вашу прибыль / Боб Файфер. - Москва: Мир, 2017. - 263 c.
- Симон, Х. Продажи в кризис. Как повысить объем продаж, снизить издержки и увеличить прибыль / Х. Симон. - М.: Бизнес Психологии, 2019. - 727 c.