Проектирование системы наставничества в общеобразовательной организации как условие становления карьеры молодого специалиста

Проектирование системы наставничества в общеобразовательной организации как условие становления карьеры молодого специалиста

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

16

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (140), Октябрь ‘23

Дата публикации 31.10.2023

Поделиться

На сегодняшний день система образования в Российской Федерации претерпевает ряд изменений. Прежде всего это связано с тем, что внедряются ФГОС нового поколения, а вместе с ними появляются новые профессиональные задачи и новые требования как к молодым педагогам, так и к педагогам старшего возраста.

В данной статье мы подробно рассмотрим феномен наставничества, а также процесс становления молодого специалиста и опыт работы в качестве наставника. Также мы представим результаты анкетирования молодых специалистов школы, предложим цикл тренинговых мероприятий для молодых специалистов.

Система образования в России на современном этапе развития прохоит через ряд изменений, связанных с моделью культурно – исторического развития. Также это связано с тем, что система образования государства нуждается в  обновлении молодыми кадрами.

Профессиональный стандарт педагога [2] определяет то, что учитель должен быть компетентным в различных областях: обучении, воспитании, во всестороннем развитии личности обучающегося; формировании образовательной среды; осуществлении инновационной деятельности, а также в работе с родителями. В то же время практически каждый молодой учитель на начальном этапе своего профессионального пути сталкивается с рядом проблем, которые не лучшим образом в дальнейшем влияют на его профессиональное развитие и карьерный рост.  Особенно остро это проявляется в том, что большая часть молодых учителей не выдерживает большой нагрузки и в течение первых пяти лет работы уходят из профессии.

Основные трудности связаны с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности: знакомство с коллективом школы, с классами, в которых предстоит работать, и в целом с содержанием должности – учитель. Неспособность правильно рассчитать время урока, наладить дисциплину  среди учащихся, отсутствие логики в выстраивании основных этапов урока, затруднения при объяснении нового материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – это далеко не весь список проблем, которые возникают на пути молодого учителя.

Любому начинающему учителю необходима профессиональная помощь в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя, педагога – организатора для овладения педагогическим мастерством. Такую помощь как раз и может оказывать педагог – наставник. Сегодня именно система наставничества как формат непрерывного повышения  профессионального мастерства заслуживает большого внимания, так как она отражает необходимость молодого специалиста получить всестороннюю поддержку профессионала, который мог бы предложить, как теоретическу, так и практическу помощь непосредственно на рабочем месте.

В нашей стране, на сегодняшний день, создается большое количество условий для более эффективной работы молодых специалистов, в том числе и молодых педагогов. В 2018 году были приняты новые национальные проекты на федеральном уровне, которые включают в себя при основных направления: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост». Национальный проект «Образование» входит в состав направления  «Человеческий капитал» [1]. 

Также проводится ряд аттестационных мероприятий для того, чтобы установить квалификационную категорию «педагог – наставник». Естественно данная аттестация проводится только с согласия педагогического работника [3]. 

Наставничество – один из традиционных методов обучения. Понятие «наставничество» своими корнями уходит в греческую мифологию, так как произошло оно от имени Ментор. С этого времени появился такой термин как «ментор» или «наставник». В педагогическом энциклопедическом словаре наставничество определяется как процесс передачи опыта и знаний от старших членов общества к младшим.

Наставничество в системе образования - разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет (далее - наставляемых), имеющих трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет или специалистов, назначенных на должность, по которой они не имеют опыта работы.

В средней школе № 8 города Выксы, где я работаю учителем биологии, система наставничества активно начала развиваться в последние три года. Наставниками выступают не только учителя, но и учащиеся, которые берут шефство над младшими школьниками. Задачей наставничества является сопровождение как учителей, так и детей в периоды адаптации, знакомство со спецификой деятельности  коллектива школьного класса и педагогического коллектива, особенности обучения и учения в рамках конкретного примера.

Основной целью работы наставника с молодым специалистом – это успешное личностно - профессиональное развитие последнего, достижение готовности и способности успешно и на высоком профессиональном уровне решать поставленные профессиональные задачи.

В моей трудовой деятельности мне также пришлось стать наставником для своих учащихся. Для меня наставничество стало одним из наиболее действенных способов  повышения своей квадификации, а также научило своевременно помогать тем, кто в этом нуждвется, направлять их на правильный путь.

В начале моего профессионального пути у меня также был наставник, который помогал мне в выполнении основынх задач, которые передо мной были поставлены:

- составление конспектов уроков;

- знакомство с опытом работы других учителей школы;

- посещение уроков завуча, последующим анализом;

- знакомство с новинками методической литературы;

- консультации по проведению родительских собраний, классных часов;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

Для того, чтобы понять, чего не хвататет молодым специалистам школы на их профессиональном пути, было проведено анкетирование, результаты которого мы представим в данной статье и на основе которых были разработаны диагностические занятия.

В акетировании приняли участие 5 молодых педагогов школы, 43 учителя, а также члены администрации школы (заместители директора).

Исследование показало, что доля молодых специалистов в школе составляет 9%. Преобладающее большинство педагогов имее педагогический стаж более 25 лет и больше. Они составляют более 50% от общего числа педагогов школы.

В ходе анкетирования было выявлено, что практически во всех школах нашего города преобладает индивидуальная форма наставничества. В некоторых организациях наблюдается коллективная форма наставничества. Заключается она в том, что за одним из наставников закрепляется несколько молодых специалистов. Потому что все педагогические коллективы абсолютно разные.

Также нами были изучены основания для отбора кандидатур наставничества в общеобразовательных организациях. Отвечая на данный вопрос, 70% коллектива отметили, что выбор наставника осуществляется на основе способности и готовности учителей делиться своим профессиональным опытом. Многие отметили, что выбор наставника должен происходить на основе отработанного стажа.

процессе исследования изучался вопрос об организации материального и морального стимулирования наставников в школах. В локальных нормативных актах школы отмечается, что наставник имеет право на вознаграждение в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов.   Исследование показало, что практически все учителя, которые являются наставниками получают соответствующие выплаты.

Были изучены способы контроля над процессом наставничества. Из предложенных вариантов, ответов на вопрос "Каким образом ведётся контроль за деятельностю наставника?"  48% отметили, что отчеты наставников заслушиваются на педагогическом совете школы.

На основе анкетирования также изучались результаты, которые были достигнуты молодыми специалистами за период работы с наставником. В итоге были получены следующие ответы:

- многим молодым педагогам была установлена первая квалификационная категория;

-  участвовали в различных мероприятиях городского и регионального масштаба;

- многие педагоги улучшили дисциплину в классе;

- преодолели трудности в работе со школьной документацией;

- получены значимые результаты обучающихся на предметных олимпиадах, а также победы в различных конкурсах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система наставничества действительно  нужна в общеобразовательных организациях. Но, к сожалению, она не всегда соответствует желаемому результату. Причинами является большая нагрузка учителей – предметников, классное руководство. Поэтому для того, чтобы эта работа была эффективной, нами были  разработаны тренинговые занятия, целью которых является развитие эмоциональной устойчивости, активизация интереса молодых педагогов к своей работе.

Данные занятия призваны повысить уровень своего профессионального «Я», подготовиться к напряженным ситуациям, с которым педагогу придётся столкнуться на своем пути, возможность научиться анализировать своё поведение в той или иной ситуации, оценивать себя со стороны, работать над своими недостатками и стремиться к их совершенствованию, работать над своим эмоциональным состоянием.

На наших тренинговых занятиях будут применяться активные формы работы, которые помогают развивать определенные навыки, формировать свою личнуюпозицию и другие. Важно также повысить самооценку начинающего педагога, чувство уверенности в себе, а также способность воспринимать окружающий мир.

Общее количество тренинговых встреч – 9, которые будут проходить с периодичностью – 1 раз в месяц.

Время проведения тренинга – 1,5 часа. Количество участников от 5 человек и более.

Примерное содержание занятий:

  1. Тренинг – знакомство «Успешный педагог– какой он?»;
  2. Терапевтический тренинг, который будет направлен на преодоление чувств тревожности и эмоционального выгорания;
  3. Семинар – практикум «Условия благополучия педагога»;
  4. Тренинг самопознания;
  5. Тренинг личностного роста;
  6. Тренинг преодоления конфликтных ситуаций и другие.

Я думаю, что данные тренинговые занятия помогут не только молодым учителям, но и педагогам старшего возраста разбираться в сложных вопросах, связанных с нововведениями в образовании, применять научно – исследовательскую деятельность не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Поэтому в нашей школе осознается необходимость не только в  проектировании и совершенствовании педагогического мастерства молодых учителей.

Сущность всего наставничества заключается в процессе обучения на рабочем месте. Поэтому в нашей школе создается адресная помощь для молодых учителей, которая обязательно учитывает личностные качества, уровень их профессионального образования и подготовки, а также интересы и склонности. Естественно в каждом конкретном случае создается индивидуальный и чёткий план сопровождения.

У наставничества, на мой взгляд, немало положительных черт: в его рамках можно использовать разнообразные методы и формы работы с молодыми учителями, в процессе наставничества происходит передача опыта.

Подводя итог, хочется сказать о том, что наставничество  – действительно нужно для того, чтобы повышать мастерство молодёжи. А также оно помогает работать над сильными и слабыми сторонами личности. Для каждой школы это ценное приобретение, так как с ростом своих педагогических кадров, образовательная организация повышает эффективность своей деятельности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29. 12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения: 26.10.2023).
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" – Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 27.10.2023).
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". (Зарегистрирован 02.06.2023 № 73696). – стр. 13 – 17.
  4. Игнатьева Г. А., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т.6, №2.
  5. Наставничество: эффективная форма обучения: информационно – методические материалы/ Яковенко Т. В. – 2- е издание, Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с.
  6. Чернявская А. П. , Данилова Л. Н. Роль педагога – наставника в адаптации в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - №4 (109). – с. 62 - 70
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее