Изучение программы питания обогащенными пищевыми продуктами на физический статус студентов

Изучение программы питания обогащенными пищевыми продуктами на физический статус студентов

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

43

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Дата публикации 30.06.2021

Поделиться

По результатам констатирующего педагогического эксперимента разработана программа питания обогащенными пищевыми продуктами с целью улучшения физического статуса студентов.

Актуальность. Поддержание высокого уровня состояния здоровья молодого населения является важной государственной задачей, полноценное решение которой невозможно только за счет наличия двигательной активности. Питание большинства студентов не соответствует принципам здорового питания из-за потребления пищевых продуктов, содержащих большое количество жира животного происхождения и простых углеводов, а также из-за недостатка в рационе обогащенных пищевых продуктов. Обогащенными пищевыми продуктами называются продукты, в которые добавлены одно или более пищевых и биологически активных веществ или пробиотические микроорганизмы.

Цель исследования: разработка, научное обоснование и внедрение программы питания обогащенными пищевыми продуктами, с учетом ее влияния на физический статус студентов.

Задачи:

1 изучить проблему нормализации питания  для улучшения физического статуса студентов;

          2 разработать программу питания обогащенными пищевыми продуктами;

3 апробировать и выявить эффективность разработанной нами программы.

Организация и методика исследования. Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния программы питания обогащенными пищевыми продуктами с целью улучшения физического статуса студентов проводилась на базе ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ г. Троицк.  В ходе исследования нами был осуществлен отбор 28 студентов, обучающихся на одном курсе, 18-19 лет. Выборка была разделена на две равные группы, в том числе и по гендерным различиям: экспериментальную и контрольную. По результатам констатирующего педагогического эксперимента разработана программа питания обогащенными пищевыми продуктами с целью улучшения физического статуса студентов.

У испытуемых контрольной группы проводились занятия по валеологии питания, где студентам в учебном процессе разъяснялись основы дисциплины. У студентов экспериментальной группы проводились занятия, где им была представлена программа питания обогащенными пищевыми продуктами с целью улучшения физического статуса.

При создании экспериментальной программы питания, мы опирались на работы Хатко З.Н., Колотий Т.Б., Сверигиной Л.А. направленные на:

–       Современные технологии производства функциональных и специализированных продуктов питания;

–       Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на рационализацию питания для студентов с различной двигательной активностью;

–       Исследование и разработку сквозной технологии производства функциональных пищевых продуктов для обеспечения пищевой безопасности.

Методика оценки физического статуса студентов включала в себя:

1 антропометрическое исследование (индекс Кетле);

2 проба Руфье;

3 ортостатическая проба Шеллонга;

4 методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, который включает в себя вычисление средней арифметической величины, ошибки средней и темпы роста).

Результаты исследования и их обсуждение. Констатирующий эксперимент проводился нами до формирующего этапа исследования. Обобщая результаты стaтистической обрaботки данных на констатирующем этапе эксперимента, мы определили, что исследуемые группы студентов относительно однородны (Р>0,05; Р>0,01), что позволит более точно оценить динамику функциональных изменений на контрольном этапе эксперимента. Также, на основании результатов полученных по описанным выше методикам, нами была разработана комплексная программа питания обогащенными пищевыми продуктами.

Оценивая результаты контрольного этапа исследования, представленные в  таблице 1, необходимо отметить положительную результативность в группах по пробе Руфье и ортостатической пробе Шеллонга. Так по пробе Руфье темпы прироста составили 18,6% (Р<0,05) в экспериментальной группе и 17,8% (Р<0,05) в контрольной.

 

Таблица 1

 Динамика показателей оценки физического статуса студентов

Проба

На констати-рующем этапе

На формиру-ющем этапе

Δ

Темп прироста (%)

Р

Экспериментальная группа

Ортостатическая проба, Δ ЧСС

14,1±1,26

11,9±0,89

2,2

16,8

Р < 0,05

Индекс Руфье

7,2±0,96

5,9±0,26

1,3

18,6

Р < 0,05

Индекс Кетле

20,9±1,2

21,1±1,3

0,2

0,95

Р>0,05

Контрольная группа

Ортостатическая проба, Δ ЧСС

14,4±1,46

12,3±0,25

2,1

15,5

Р < 0,05

Индекс Руфье

7,4±1,14

6,2±0,34

1,2

17,8

Р < 0,05

Индекс Кетле

21,1±1,5

20,8±1,1

0,3

1,43

Р>0,05

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования индекса Кетле испытуемых студентов, мы выявили, что масса тела всех испытуемых находится в пределах нормы. Так, средний показатель в контрольной группе составил 21,1± 1,5 (кг/м2), а в экспериментальной 20,9± 1,2 (кг/м2). Данные результаты говорят об однородности групп (Р>0,05), а так же могут служить основанием для предположения о том, что функциональное состояние испытуемых не коррелирует с их антропометрическими особенностями.

Данные пробы Руфье и ортостатической пробы свидетельствуют о том, что средние показатели физического статуса испытуемых студентов  экспериментальной группы улучшились. При этом разница темпов прироста обеих групп незначительная. При анализе показателей ортостатической пробы в обеих группах выявлено, что до начала занятий их уровень был на удовлетворительном уровне, а после окончания вошел в границы нормы для данного возраста.  При этом индекс Руфье у испытуемых экспериментальной и контрольной групп снизился и находится на границе с нормой. Это объясняется тем, что для сердечно-сосудистой системы положительный эффект дает питание обогащенное пищевыми продуктами. А информация о необходимости нормализации питания содержалась как в валеологии питания, так и в экспериментальной методике.

Выводы:

1. подводя итоги, можно говорить о необходимости дальнейшего проведения нормализации питания  для улучшения физического статуса студентов в исследуемых группах;

2.  статистический анализ выявил, что темпы прироста экспериментальной группы по исследуемым показателям выше, чем контрольной;

3. представленная нами программа питания обогащенными пищевыми продуктами с целью улучшения физического статуса студентов эффективна.

Список литературы

  1. Рациональное питание для студентов с различной двигательной активностью : учебно-методическое пособие / Л. А. Сверигина, И. В. Селиванова, В. Г. Ряузов, И. Ю. Мифтахов, С. В. Никитин. – Казань : Казанский Федеральный Университет, 2018. – 70 с.
  2. Романова, О. В. Методические особенности физкультурно-оздоровительной работы со студентами высших учебных заведений // Спорт, 2003. – С. 37-46.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее