Правовое регулирование рынка юридических услуг

Правовое регулирование рынка юридических услуг

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

111

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (139), Октябрь ‘23

Дата публикации 19.10.2023

Поделиться

В статье раскрывается тема правового регулирования рынка юридических услуг. Данная статья освещает экономические и организационные правоотношения, которые возникают при предоставлении юридической услуги, проанализирована структура рынка, освещены механизмы и факторы, которые влияют на формирование цен на оказание юридических услуг, представлены преимущества и недостатки лицензирования деятельности в области юриспруденции.

Любое направление деятельности человека в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства юридические компании должны постоянно развиваться, однако в погоне за количеством клиентов, качество услуг порой оказывается очень низким. У каждого гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина на каком-то этапе может возникнуть необходимость в квалифицированной юридической помощи. Если такая правовая помощь окажется не качественной, то гражданин просто потеряет время и деньги. Конституция РФ гарантирует каждому право на квалифицированную юридическую помощь. Однако гарантировать насколько эта помощь будет квалифицированной и качественной никто не может. Право на правовую помощь – важный принцип, закреплённый в Конституции РФ. Согласно 48 ст. Конституции РФ: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» [1]

В сфере услуг оказание юридической помощи является очень востребованной услугой.  Современный российский рынок юридических услуг очень сложный при всём своём многообразии. К юридическим услугам относят не только представление интересов гражданина перед третьими лицам, но и услуги непредставительского характера. Деятельность по оказанию юридических услуг можно разделить на услуги в области международного, гражданского, уголовного и конституционного права. Главная цель определения рынка как предмета правового регулирования - создание коммуникации, которая направлена на согласование воли субъектов рыночных отношений. Рынок правовых услуг, как и любой другой, основывается на трех элементах: конкуренция, цена, предложение, спрос. К факторам, которые определяют цену на юридические услуги, относится то, к какому виду относится оказываемая услуга, её типичность либо эксклюзивность, примерный уровень цен на такие же услуги. Обеспечение государственных структур юридическими услугами имеет ряд важных причин:

Реализация правозащитного механизма: государственные структуры несут ответственность за защиту прав и интересов граждан. Юридические услуги помогают им обеспечить исполнение законодательства, рассмотреть жалобы граждан на нарушения и предоставить юридическую помощь и советы.

Законность и соблюдение процедур: государственные структуры должны действовать в соответствии с законом и соблюдать установленные процедуры. Юридические услуги помогают правильно интерпретировать законодательство, проводить анализ норм и стандартов, а также соблюдать правильные процедуры в деятельности структур.

Предотвращение и урегулирование конфликтов: государственные структуры часто сталкиваются с различными конфликтными ситуациями, включая административные, гражданские и уголовные дела. Юридические услуги помогают предотвратить и урегулировать такие конфликты, а также обеспечивают соблюдение прав и обязанностей сторон.

Правовая культура: обеспечение государственных структур юридическими услугами способствует развитию правовой культуры в обществе. Правильное применение закона и соблюдение прав и свобод граждан способствует укреплению доверия к государству и правовой системе.

Развитие и совершенствование деятельности в сфере оказания юридических услуг на территории Российской Федерации является актуальным и необходимым процессом, который помогает обеспечить эффективность государственных структур в сфере правозащиты и правоприменения. Это также способствует повышению уровня правовой культуры и защите прав и интересов граждан.

Рынок юридических услуг – это площадка, на которой предлагаемым благом является оказание квалифицированной юридической помощи. Потребителями выступают как частные лица, так и организации. 

Объектами оказания правовой помощи выступают как организации, так и частные лица. Помощь заключается в:

1) консультациях по юридическим вопросам;

2) подготовка юридических документов;

3) юридическое представительство.

В эти направления деятельности вписывается основная работа юристов. Правовые услуги оказывают: коммерческие и некоммерческие организации; люди с высшим образованием или без соответствующей квалификации, лица, ведущие частную практику и работающие в коллегиях и т.д. Адвокатские коллегии и различные юридические фирмы также являются участниками юридического рынка. Обыватели не отличают адвокатские образования от юридических фирм. Адвокаты представляют профессиональные сообщества и квалификационные стандарты.

В целом рынок правовых услуг достаточно молодой. Больше половины современных компаний создавались в течение последних пяти лет.

С 1980 г. начали появляться новые участники рынка юридических услуг: правовые кооперативы, альтернативные коллегии. Альтернативная коллегия – это симбиоз юридической консультации и ассоциации. Они выполняли регулятивные функции. В начале альтернативные коллегии были выгоднее, чем коммерческие организации, в связи с щадящим налогооблажением. С 1995 г. Минюст запретил создавать новые альтернативные коллегии. В то время их было около 40, и каждая имела несколько филиалов. С 1997 г. налогооблажение стало одинаковым для всех, это стало причиной того, что юристы стали активно работать в коммерческих организациях. С 2012 г. по июль 2016 г. зарегистрировались более 48 тыс. организаций с первичным кодом юридической деятельности. Четверть юридических фирм расположена в Москве и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге и Москве больше юридических фирм, а в регионах адвокатских образований и ИП.

На рынке юридических услуг в России действуют как крупные юридические фирмы, так и небольшие частные практики. Как правило, крупные фирмы предоставляют широкий спектр юридических услуг и имеют опыт работы с крупными корпорациями и организациями. Частные практики зачастую ориентированы на оказание юридической помощи гражданам в определенных областях права.

Юристы, которые предоставляют юридические консультации и помогают в решении правовых вопросов, но не имеют права представлять интересы клиента в суде и вести уголовные дела. Это означает, что юристы могут помогать клиентам с различными юридическими вопросами, но для защиты в суде им придется обратиться к адвокату.

Обе группы поставщиков юридических услуг, адвокаты и юристы, играют важную роль в обеспечении справедливости и защите прав граждан и организаций. Адвокаты, используя свои профессиональные навыки, могут представлять интересы клиентов в суде и обеспечивать им юридическую помощь во всех сферах права. Юристы же предоставляют клиентам консультации и помогают решать различные правовые вопросы, но не ведут дела в суде.
Для получения юридической помощи клиенты могут обратиться к адвокату или юристу лично, либо обратиться в соответствующую юридическую фирму или организацию. Кроме того, существуют специализированные юридические центры, которые предоставляют широкий спектр услуг в различных областях права.

Регулирование рынка юридических услуг в России осуществляется государственными органами, в том числе Министерством юстиции и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации. Эти органы ответственны за обеспечение соблюдения профессиональных стандартов и этических норм адвокатской деятельности, а также за контроль качества оказываемых юридических услуг.

Регулирование рынка юридических услуг в России также осуществляется через законодательное обеспечение деятельности адвокатов. Закон об адвокатуре устанавливает требования к профессиональной подготовке адвокатов, процедуру их регистрации и получения статуса адвоката, а также нормы этики и дисциплинарного взыскания. Помимо этого, для эффективного регулирования рынка юридических услуг важно развивать систему профессионального обучения и повышения квалификации юристов. Это поможет обеспечить высокий уровень знаний и компетенций у юристов, а также повысить качество предоставляемых ими услуг.

Важным аспектом регулирования рынка юридических услуг является также обеспечение доступности юридической помощи для всех слоев населения. В этом контексте необходимо обратить внимание на доступность юридических услуг для малоимущих граждан и организаций. Соответствующие механизмы, такие как бесплатные или льготные правовые консультации, субсидии на услуги адвокатов, могут быть введены для обеспечения доступности правовой помощи для всех.

Для борьбы с нелегальной практикой в сфере юридических услуг также необходимо разрабатывать и применять эффективные меры. Это может включать в себя ужесточение наказаний за незаконное осуществление юридической деятельности, предоставление правозащитникам и общественности механизмов для сообщения о нарушениях, а также проведение контрольных проверок и аудитов деятельности юристов и юридических фирм. Все вышеперечисленные меры и подходы должны быть взяты во внимание при разработке и принятии регулирующих актов, а также при формировании практических механизмов контроля и надзора за рынком юридических услуг. Это поможет достичь баланса между защитой интересов клиентов и обеспечением свободы профессиональной деятельности юристов, а также поддерживать интегритет и доверие к юридической профессии в России.
Кроме того, для борьбы с нелегальной практикой и мошенничеством в сфере юридических услуг, необходимо развивать информационные и образовательные программы для населения. Важно повысить осведомленность граждан о своих правах, обязанностях и возможностях получения юридической помощи. Это поможет предотвратить попадание граждан в ловушки мошенников и нелегальных практикантов. Важно развивать механизмы проверки и лицензирования юридических фирм и практиков. Это позволит установить стандарты качества и профессионализма и исключить с рынка ненадежных и нечестных поставщиков юридических услуг. Важным элементом регулирования рынка юридических услуг является также развитие электронных юридических платформ и онлайн-правовых сервисов. Такие платформы предоставляют возможность клиентам получать доступ к юридической помощи из любой точки, а также сравнивать предложения различных юристов и выбирать наиболее подходящие.

В целом, эффективное регулирование рынка юридических услуг включает комплекс мер, которые направлены на защиту интересов клиентов, борьбу с нелегальной практикой и повышение профессионального уровня юристов. Создание равных возможностей доступа к юридической помощи, контроль качества услуг и меры по предотвращению мошенничества являются ключевыми составляющими этого регулирования.

Необходимо также установить эффективные механизмы разрешения споров и жалоб в отношении юридических услуг, чтобы обеспечить защиту прав клиентов и предотвратить возможные злоупотребления. Это может включать создание независимых органов или комиссий, специализированных по разрешению споров между клиентами и юристами, а также мониторинг и оценку качества предоставляемых юридических услуг.

С целью повышения прозрачности и доверия в сфере юридических услуг важно также обеспечить своевременную и достоверную информацию о статусе и репутации адвокатов и юристов. Это может быть реализовано через обязательную публикацию информации о юридическом образовании, стажировке, регистрации и дисциплинарных мерах, принятых в отношении адвокатов и юристов. Доступ к такой информации поможет клиентам принимать осознанные решения при выборе своего юридического представителя. Необходимо также учитывать международные стандарты и опыт в регулировании рынка юридических услуг. Взаимодействие и обмен опытом с другими странами и международными организациями позволят учесть передовые практики и подходы в разработке эффективных механизмов регулирования. Эффективное регулирование рынка юридических услуг является важным аспектом обеспечения доступности и качества юридической помощи для граждан и организаций. Разработка и применение соответствующих нормативных актов и механизмов контроля помогут установить стандарты профессионализма и надежности, а также повысить доверие к юридической профессии в России.

Российский рынок юридических услуг всегда был в свободном доступе для иностранных компаний. Однако не все страны мира так открыты.

На рынке юридических услуг ведущими являются ассоциации, фирмы, объединения, которые организовали практикующие специалистами. Это 40-45% рынка.

Регулирование отношений, которое возникло на рынке правовых услуг, производится системами. Разделяют товарно - денежный механизм и иерархический. Эти механизмы взаимодействуют и дополняют друг друга. Первый механизм в основе своей имеет начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ), второй механизм основывается на публично - правовых принципах.

Если рассматривать рынок юридических услуг как единый комплекс, то можно говорить о необходимости принятия нормативно - правовых актов, которые охватывают весь комплекс услуг. Регулирование на законодательном уровне должно коснуться задач, целей, понятия юридических услуг, принципов деятельности, вопросов заключения, расторжения и исполнения договора оказания правовых услуг, порядок оплаты, ответственности юристов. Основной целью отнесения рынка правовых услуг к предмету правового регулирования – создать правовую коммуникацию, направленную на согласование воли субъектов рынка.

 24 октября  2017 г.  на сайте Министерства юстиции РФ был размещен проект распоряжения Правительства РФ об утверждении концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. [2]. Цель данного проекта – создание единой правовой основы для предоставления юридических услуг в России (по сути, введение «адвокатской монополии»). Проект концепции предполагал, что с 1 января 2023 г. только адвокаты смогут осуществлять судебное представительство во всех инстанциях.

Разработка концепции является нужной и своевременной мерой, которая, прежде всего, окажет позитивное влияние на повышение качества получаемых гражданами и организациями юридических услуг. В проекте концепции на законодательном уровне закреплялась необходимость высшего юридического образования для представителей во всех судебных инстанциях [3].

Данный проект активно обсуждался в юридической среде, на различных форумах, на различных площадках. Указанный проект концепции регулирования рынка юридической помощи содержит существенные изменения основ адвокатской деятельности. Главная идея данного проекта – необходимость в повышении уровня оказываемой юридической помощи в защите интересов и прав граждан РФ. В основе концепции находится принцип, в результате которого все участники рынка юридической помощи находились бы в равных правовых и конкурентных условиях. Устанавливаются единые правила и обязанности  для всех участников.

Разработчики проекта концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи особый акцент делают на таком изменении как объединение адвокатов и практикующих юристов в так называемые адвокатские корпорации, в концепции идёт речь также о возможности ведения практики адвокатом в коммерческих организационно - правовых формах. Разработчики проекта полагают, что именно адвокатура соответствует всем требованиям, чтобы объединить лиц, ведущих юридическую деятельность, потому что в этом сообществе отработаны правила этики, стандарты, организован контроль за качеством оказываемых услуг. Однако в концепции не дано определение понятия адвокатской монополии. Адвокатская монополия - тип деятельности, при которой профессиональную юридическую помощь оказывают исключительно лица, которые имеют статус адвоката в установленном законом порядке.

В целом предложенная концепция получила положительный отклик, но большинство поставили под сомнение тот факт, что предлагаемая концепция кардинально изменит имеющееся положение вещей на рынке юридических услуг. Способом решения указанных проблем можно считать следующие требования: предоставление исковых заявлений, решений судов, лицом, претендующим на должность, где претендент указан в качестве представителя одной из сторон спора для подтверждения опыта в области права.  Необходимо собеседовать претендента по указанным документам для установления того, что они действительно подготовлены им. Если претендент не может представить указанные документы, к сдаче квалификационного экзамена он не допускается. Такие условия затруднят получение статуса адвоката неквалифицированным юристам.

Определение достаточного юридического стажа для допуска к сдаче квалификационного экзамена является важным фактором. Для приобретения статуса адвоката в юридический стаж включается также работа в юридической службе организации в должности, требующей высшего юридического образования. В стаж засчитывается только работа в юридической службе, хотя законодательство и не содержит термина «юридическая служба». Зачастую в организации такое подразделение отсутствует как таковое.

Есть мнение, что юридическая помощь может быть квалифицированной только тогда, если ее оказание осуществляется на профессиональной основе, и именно адвокатура имеет возможность обеспечить создание единого рынка услуг по оказанию квалифицированной юридической помощи [4].

Закон об адвокатуре лишает возможности допуска к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката граждан, имеющих высшее юридическое образование, являющихся индивидуальными предпринимателями, а также лиц, работающих юристами у ИП. В проекте концепции указанное неравенство частично устраняется путем предоставления допуска к адвокатуре индивидуальных предпринимателей.

Вопрос регулирования рынка юридических услуг актуален в наши дни. Юридическая помощь - это быстроразвивающаяся сфера по оказанию услуг населению. Нехватка сформированного единого способа правового упорядочивания сферы оказания профессиональной юридической помощи не только отягощает реализацию гражданских прав, но и отрицательно влияет на гарантию защиты. В последние годы в стране заметно возрос спрос на юридические услуги. Это связано с глобальными переменами, которые, в том числе, произошли в нашей стране в последнее время. Государственная система правового обеспечения перестала справляться с потребностями новых рыночных отношений в обществе. Это способствовало возникновению коммерческих структур, основной или вспомогательной функцией которых стало оказание различных юридических услуг организациям и гражданам. Частным бизнесом на этом поприще начали заниматься и некоторые юристы-предприниматели. Рынок юридических услуг стал более эффективным и разнообразным. Это стало прибыльно и популярно, и теперь это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Появилось огромное количество новых форм организации юридической помощи, причем это связано не только с изменениями в государственном строе, но и с техническими нововведениями.

Стоит отметить также, что с марта 2022 г. Кардинально изменилась бизнес перспектива, стал появляться новый спрос. Многие иностранные компании ушли с рынка РФ, что дало значительный объём работы российским юристам в корпоративном поле: совершаются сделки, ведутся судебные разбирательства с потребителями, увеличился объём групповых исков. Усиливается давление санкций на российской бизнес арене. Меняется запрос и профиль клиента.

В виду последних событий и повышенного спроса на оказание юридических услуг, соответственно, особую актуальность приобретает качество оказываемых юридических услуг.

Как вариант ограничения деятельности недобросовестных юристов может служить лицензирование юридической деятельности. Лицензирование услуг, оказываемых в области права было прописано в положении, действовавшем до 1998 г., далее его упразднили, но замены указанному документу не нашли.

Лицензирование деятельности в области юриспруденции – это дискуссионный вопрос. Спор о введении лицензии длится уже более десяти лет. Имеются как противники, так и сторонники введения лицензии на юридические услуги. Аргументы и тех, и других довольно веские, однако изменений в данном направлении не предпринято.

В настоящее время лицензий на ведение деятельности в юридической сфере не выдаётся.

Качество оказываемой юридической помощи не регламентируют никакие нормативные акты.

Так как для ведения юридической деятельности лицензия не требуется, круг лиц, оказывающих такие услуги, также не ограничен.

Получается, что вести юридическую деятельность может любое лицо, которое обладает знаниями в области юриспруденции и имеющий небольшой навык ведения дела в судах. Однако государство должно защищать граждан от некомпетентных консультантов, особенно в таких критических ситуациях, когда от этого зависит жизнь и свобода людей.

04.05.2011 был принят Федеральный закон №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирующий взаимоотношения, которые возникли между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования.

Согласно ФЗ № 99, лицензированию подлежат 49 видов деятельности, указанных в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а лицензирование прочих видов деятельности было прекращено со дня вступления ФЗ от 04.05.2011 г. в силу.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Однако юридическая деятельность в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не вошла.

Рост количества юридических фирм, с одной стороны, отвечает интересам потребителей юридической помощи, однако, с другой стороны, фирмы, оказывающие услуги населению фактически не гарантируют качества оказываемых услуг. Фактически отсутствует механизм наказания лиц, оказывающих непрофессиональные услуги (консультантов, адвокатов), которые ведут свою деятельность, конкурируя между собой на нерегулируемом рынке юридических услуг.

Необходимо на законодательном уровне ввести определённые требования к лицам и организациям, деятельность которых связана с предоставлением профессиональных юридических услуг.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Проект Распоряжения Правительства РФ «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи»//(Электронный ресурс) http://minjust.ru/deyatelnost-v-sfere-advokatury/koncepciya-regulirovaniya-rynka-professionalnoy-yuridicheskoy.(посещение 17.10.2023 г.)
  3. Винницкий Д.В., Извеков С.С. Критические замечания к проекту концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предложенной к утверждению Правительством РФ // Российская юстиция. -2018. - № 3. Стр. 44- 47.
  4. Шаров Г. Почему именно адвокатура // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. - 2015. - № 3. - С. 185, 188.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее