Одним из физических качеств человека, оказывающим влияние на его работоспособность, возможность поддерживать эффективное выполнение разнообразных видов деятельности при постоянной нагрузке, является выносливость.
В научной литературе можно встретить различные варианты определения рассматриваемого физического качества. Это обусловлено с какой точки зрения оно анализируется с биологической, психологической, спортивной и т.д.
Проведенный анализ литературы позволил выявить, что большинство исследователей трактуют выносливость как способность человека справиться с утомлением (В.Н. Мишагин, Е.И. Иванченко, А.В. Мишагин, В.С. Фарфель и т.д.)
Уровень выносливости организма зависит от множества факторов, к каковым относятся:
- личностно-психологический фактор – целеустремленность, настойчивость индивида, уровень его мотивации, физиологические особенности организма, генетические особенности, а также специфика места жительства человека, пол, возраст.
- биоэнергетические факторы, заключающиеся в индивидуальных особенностях организма восстанавливать запасы энергии, поддерживать обмен веществ в организме на должном уровне, физиологические особенности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма,
- факторы функциональной устойчивости, позволяющие сохранять активность при утомлении,
- факторы экономичности, определяющие соотношение результата занятий и затрат, которыми пришлось понести индивиду для его получения. Данный фактор включает в себя как техническую подготовку индивида, так и распределение интенсивности нагрузки.
Как отмечалось выше, уровень выносливости организма во многом зависит от возраста. Учеными замечено, что наибольшее развитие исследуемого качества происходит с рождения человека и до достижения им возраста тридцати лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности и значительно дольше. Однако наибольший ее прирост отмечается в возрасте от четырнадцати до двадцати лет.
В научной литературе выделяют различные виды выносливости.
- по биохимическим механизмам энергообеспечения. Оба вида данной выносливости определяется количеством поступаемого кислорода в организм и продолжительностью, интенсивностью физической нагрузки:
- аэробная предполагает возможность организма выдерживать длительную физическую нагрузку. Развитие аэробной выносливости способствует развитию дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Количество нагрузки, которую способен выполнить индивид, находится в прямой пропорциональности от количества, потребляемого им кислорода в единицу времени.
- анаэробная позволяет выдерживать более короткую физическую нагрузку, но отличающую от аэробной большей интенсивностью. В этом случае индивид способен выполнять упражнения также в условиях кислородного голодания.
- по соответствию проявления выносливости условиям соревнований:
- общая выносливость трактуется как способность человека к эффективному выполнению неспецифического вида деятельности на протяжении продолжительного времени путем адаптации организма к нагрузкам и переноса тренированности с неспецифических видов на специфические.
В.Н. Мишагин и А.В. Мишагин рассматривает общую выносливость в узком и широком смыслах слова. В первом варианте выносливость проявляется при длительном выполнении упражнений, затрагивающих основные группы мышц, которые совершаются в режиме аэробного обмена. Во втором случае выносливость определяется совокупностью функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности [1, с. 12].
Общая выносливость позволяет выполнять физические упражнения невысокой интенсивности более двенадцати-пятнадцати минут без снижения скорости в аэробных условиях. Интересным является тот факт, что общая выносливость не является специфической. Приведем пример, раскрывающий положение отмеченного тезиса. Если регулярные занятия бегом привели к развитию общей выносливости, а следовательно, и аэробных возможностей организма, то индивид станет более выносливым по отношению к иным аэробным нагрузкам, например, в плавании. Также стоит подчеркнуть важность воспитания общей выносливости в процессе воспитания специальной.
- специальная выносливость – способность эффективно переносить физические нагрузки, соответствующие конкретному виду деятельности. В свою очередь, в зависимости от того, где специальная выносливость реализуется, ее подразделяют на два вида:
- специальную тренировочную. Из названия видно, что в данном случае, выносливость реализуется в процессе тренировки и выражается в суммарном объеме и интенсивности специфической работы, сделанной во время тренировки,
- специальную соревновательную оценивают на основании работоспособности и эффективности выполняемых действий в условиях соревнований, характеризующихся повышенным психологическим напряжением, состоянием стресса.
- по режиму работы мышц: динамическая и статическая.
- по совместно проявляемой двигательной способности:
- силовая – предполагает способность индивида выполнять силовую работу на заданному уровне в течение длительного времени, т.е. без снижения ее эффективности. Другими словами, силовая выносливость обозначает способность мышц выполнять субмаксимальное усилие в течение продолжительного времени без потери в силе мышечных сокращений. Определить силовую выносливость возможно в результате использования в процессе тренировки больших весов (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, гирьевой спорт и т.д.). Двигательная деятельность при этом может быть трех видов: ациклической, циклической, смешанной.
В свою очередь силовую выносливость на основании применяемого режима мышечных напряжений разделяют на динамическую и статическую (удержание туловища с отягощением или без в заданной позе, например, удержание штанги в согнутых руках, удержание упора на брусьях).
- скоростная – предполагает выполнение нагрузки в заданном темпе или скорости на протяжении длительного времени.
- координационная – повторение сложных тактических и технических действий в течение длительного времени без отдыха или незначительными паузами.
Для наиболее эффективного развития выносливости необходимо придерживаться определённых принципов в построении тренировочного процесса, поскольку ошибки в его построении приводят не к повышению уровня выносливости организма, а к снижению тренированности, а порой и к травмам. К таковым принципам относятся [2, с. 11]:
- доступность – физическая нагрузка должна соответствовать физическим возможностям занимающегося, т.е. не должна быть слишком легкой или тяжелой.
- систематичность – занятия должна проводиться систематически и чередоваться с отдыхом.
- постепенность – физическая нагрузка должна увеличиваться постепенно. Это определяется, в первую очередь, адаптационными возможностями организма, предполагающими привыкание организма к нагрузке определенной сложности. Таким образом, если вначале выполнение определенных упражнений в заданном темпе и количестве повторов будет приводить к утомлению организма, то через какое-то время организм привыкнет к нагрузке. Как итог уставать он уже не будет, это приведет к остановке развитию выносливости.
Помимо этого, при планировании тренировок необходимо придерживаться следующих этапов.
На первом этапе особое внимание должно быть уделено развитию аэробных возможностей организма, т.е. общей выносливости организма. В данном случае упражнения должны быть направлены на развитие дыхательной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата.
На втором должно происходить увеличение объема нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме.
На третьем происходит увеличение объема нагрузок за счет применения на тренировках более интенсивных упражнений, выполняемых при помощи метода интервальной и повторной тренировки в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробных режимах. На третьем этапе происходит развитие специфической выносливости [2, с. 18].
Таким образом, выносливость — это способность организма осуществлять какую-либо деятельность в течение длительного времени без снижения ее эффективности. В научной мысли выделяют различные виды выносливости: общую и специальную; статическую и динамическую и т.д. При развитии выносливости организма необходимо придерживаться таких принципов как систематичность, доступность, постепенность.
Список литературы
- Воспитание выносливости у юных спортсменов, занимающихся зимним триатлоном / сост. В.Н. Мишагин и А.В. Мишагин. – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2019. – 55 с.
- Развитие выносливости в системе физической подготовки курсантов: учеб.-метод. пособие / сост. В.В. Андрианов, А.В. Мещеряков. – Ульяновск. – 50 с.
- Клочков, А. В. Развитие выносливости. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 32 с.
- Коростелёва Е.Н. Методика развития общей выносливости у студентов: Методические указания. – М.: МИИТ, 2014. – 23 с.
- Сизоненко К. Н. Развитие выносливости на занятиях по физической культуре в ВУЗе. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2022. – 24 с.