ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

2191

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (138), Октябрь ‘23

Дата публикации 12.10.2023

Поделиться

Статья посвящена одному из важнейших физических качеств человека – выносливости. Проведенный анализ позволил прийти к выводу, что под исследуемой категорией понимают способность организма противостоять утомлению. В работе особое внимание уделено выделению основных видов выносливости.

Одним из физических качеств человека, оказывающим влияние на его работоспособность, возможность поддерживать эффективное выполнение разнообразных видов деятельности при постоянной нагрузке, является выносливость. 

В научной литературе можно встретить различные варианты определения рассматриваемого физического качества. Это обусловлено с какой точки зрения оно анализируется с биологической, психологической, спортивной и т.д.

Проведенный анализ литературы позволил выявить, что большинство исследователей трактуют выносливость как способность человека справиться с утомлением (В.Н. Мишагин, Е.И. Иванченко, А.В. Мишагин, В.С. Фарфель и т.д.)

Уровень выносливости организма зависит от множества факторов, к каковым относятся:

- личностно-психологический фактор – целеустремленность, настойчивость индивида, уровень его мотивации, физиологические особенности организма, генетические особенности, а также специфика места жительства человека, пол, возраст. 

- биоэнергетические факторы, заключающиеся в индивидуальных особенностях организма восстанавливать запасы энергии, поддерживать обмен веществ в организме на должном уровне, физиологические особенности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, 

- факторы функциональной устойчивости, позволяющие сохранять активность при утомлении,

- факторы экономичности, определяющие соотношение результата занятий и затрат, которыми пришлось понести индивиду для его получения. Данный фактор включает в себя как техническую подготовку индивида, так и распределение интенсивности нагрузки.

Как отмечалось выше, уровень выносливости организма во многом зависит от возраста. Учеными замечено, что наибольшее развитие исследуемого качества происходит с рождения человека и до достижения им возраста тридцати лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности и значительно дольше. Однако наибольший ее прирост отмечается в возрасте от четырнадцати до двадцати лет. 

В научной литературе выделяют различные виды выносливости. 

- по биохимическим механизмам энергообеспечения. Оба вида данной выносливости определяется количеством поступаемого кислорода в организм и продолжительностью, интенсивностью физической нагрузки:

- аэробная предполагает возможность организма выдерживать длительную физическую нагрузку. Развитие аэробной выносливости способствует развитию дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Количество нагрузки, которую способен выполнить индивид, находится в прямой пропорциональности от количества, потребляемого им кислорода в единицу времени.

- анаэробная позволяет выдерживать более короткую физическую нагрузку, но отличающую от аэробной большей интенсивностью. В этом случае индивид способен выполнять упражнения также в условиях кислородного голодания. 

- по соответствию проявления выносливости условиям соревнований:

- общая выносливость трактуется как способность человека к эффективному выполнению неспецифического вида деятельности на протяжении продолжительного времени путем адаптации организма к нагрузкам и переноса тренированности с неспецифических видов на специфические. 

В.Н. Мишагин и А.В. Мишагин рассматривает общую выносливость в узком и широком смыслах слова. В первом варианте выносливость проявляется при длительном выполнении упражнений, затрагивающих основные группы мышц, которые совершаются в режиме аэробного обмена. Во втором случае выносливость определяется совокупностью функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности [1, с. 12].

Общая выносливость позволяет выполнять физические упражнения невысокой интенсивности более двенадцати-пятнадцати минут без снижения скорости в аэробных условиях. Интересным является тот факт, что общая выносливость не является специфической. Приведем пример, раскрывающий положение отмеченного тезиса. Если регулярные занятия бегом привели к развитию общей выносливости, а следовательно, и аэробных возможностей организма, то индивид станет более выносливым по отношению к иным аэробным нагрузкам, например, в плавании. Также стоит подчеркнуть важность воспитания общей выносливости в процессе воспитания специальной. 

- специальная выносливость – способность эффективно переносить физические нагрузки, соответствующие конкретному виду деятельности. В свою очередь, в зависимости от того, где специальная выносливость реализуется, ее подразделяют на два вида:

- специальную тренировочную. Из названия видно, что в данном случае, выносливость реализуется в процессе тренировки и выражается в суммарном объеме и интенсивности специфической работы, сделанной во время тренировки,

- специальную соревновательную оценивают на основании работоспособности и эффективности выполняемых действий в условиях соревнований, характеризующихся повышенным психологическим напряжением, состоянием стресса.

- по режиму работы мышц: динамическая и статическая.

- по совместно проявляемой двигательной способности: 

- силовая – предполагает способность индивида выполнять силовую работу на заданному уровне в течение длительного времени, т.е. без снижения ее эффективности. Другими словами, силовая выносливость обозначает способность мышц выполнять субмаксимальное усилие в течение продолжительного времени без потери в силе мышечных сокращений. Определить силовую выносливость возможно в результате использования в процессе тренировки больших весов (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, гирьевой спорт и т.д.).  Двигательная деятельность при этом может быть трех видов: ациклической, циклической, смешанной. 

В свою очередь силовую выносливость на основании применяемого режима мышечных напряжений разделяют на динамическую и статическую (удержание туловища с отягощением или без в заданной позе, например, удержание штанги в согнутых руках, удержание упора на брусьях). 

- скоростная – предполагает выполнение нагрузки в заданном темпе или скорости на протяжении длительного времени.

- координационная – повторение сложных тактических и технических действий в течение длительного времени без отдыха или незначительными паузами.

Для наиболее эффективного развития выносливости необходимо придерживаться определённых принципов в построении тренировочного процесса, поскольку ошибки в его построении приводят не к повышению уровня выносливости организма, а к снижению тренированности, а порой и к травмам. К таковым принципам относятся [2, с. 11]:

- доступность – физическая нагрузка должна соответствовать физическим возможностям занимающегося, т.е. не должна быть слишком легкой или  тяжелой. 

- систематичность – занятия должна проводиться систематически и чередоваться с отдыхом. 

- постепенность – физическая нагрузка должна увеличиваться постепенно. Это определяется, в первую очередь, адаптационными возможностями организма, предполагающими привыкание организма  к нагрузке определенной сложности. Таким образом, если вначале выполнение определенных упражнений в заданном темпе и количестве повторов будет приводить к утомлению организма, то через какое-то время организм привыкнет к нагрузке. Как итог  уставать он уже не будет, это приведет к остановке развитию выносливости. 

Помимо этого, при планировании тренировок необходимо придерживаться следующих этапов.

На первом этапе особое внимание должно быть уделено развитию аэробных возможностей организма, т.е. общей выносливости организма. В данном случае упражнения должны быть направлены на развитие дыхательной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. 

На втором должно происходить увеличение объема нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме. 

На третьем происходит увеличение объема нагрузок за счет применения на тренировках более интенсивных упражнений, выполняемых при помощи метода интервальной и повторной тренировки в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробных режимах. На третьем этапе происходит развитие специфической выносливости [2, с. 18]. 

Таким образом, выносливость — это способность организма осуществлять какую-либо деятельность в течение длительного времени без снижения ее эффективности. В научной мысли выделяют различные виды выносливости: общую и специальную; статическую и динамическую и т.д. При развитии выносливости организма необходимо придерживаться таких принципов как систематичность, доступность, постепенность.

Список литературы

  1. Воспитание выносливости у юных спортсменов, занимающихся зимним триатлоном / сост. В.Н. Мишагин и А.В. Мишагин. – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2019. – 55 с.
  2. Развитие выносливости в системе физической подготовки курсантов: учеб.-метод. пособие / сост. В.В. Андрианов, А.В. Мещеряков. – Ульяновск. – 50 с.
  3. Клочков, А. В. Развитие выносливости. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 32 с.
  4. Коростелёва Е.Н. Методика развития общей выносливости у студентов: Методические указания. – М.: МИИТ, 2014. – 23 с.
  5. Сизоненко К. Н. Развитие выносливости на занятиях по физической культуре в ВУЗе. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2022. – 24 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее