Функции, режимы работы и органы управления базовых навигационных комплексов

Функции, режимы работы и органы управления базовых навигационных комплексов

В статье раскрывается понятие базового навигационного комплекса, создание которого связано с развитием воздушных судов и установкой на них самых различных навигационных приборов, что привело к потребности в автоматизации навигационных и пилотажных процессов.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (138), Октябрь ‘23

Дата публикации 12.10.2023

Поделиться

Одним из ключевых правил аэронавигации является комплексное использование навигационных средств, поскольку игнорирование этого правила может привести к уклонению от линии заданного пути вплоть до потери ориентировки. В начале развития авиации навигационное оборудование на борту воздушных судов было минимальным, и пилоты полагались на визуальное ориентирование. Однако с развитием воздушных судов возникла необходимость в установке большего количества приборов. Появление высоких скоростей и полетов на больших высотах вызвало потребность в автоматизации навигационных и пилотажных процессов.

Разнообразие пультов управления и индикаторов, с которыми работает экипаж в полете, привело к необходимости их стандартизации и разработке базовых навигационных комплексов (БНК). Они имеют одни и те же органы управления и индикации и упрощают процесс переучивания с одного типа ВС на другой.

Автоматически бортовой навигационный комплекс выполняет следующие функции:

  • расчет элементов пространственно-временной программы полета;
  • непрерывное счисление пути и расчет азимутальных поправок (азимутальная поправка - это угол между северным направлением опорного меридиана, обычно принимается магнитный меридиан аэродрома вылета, и истинным меридианом);
  • генерация управляющих сигналов в системе автоматического управления для выдерживания линии заданного пути и выполнения полета;
  • предоставление навигационной информации и подсказок на индикацию;
  • коррекция координат местоположения самолета и ортодромического курса, включение и выключение радионавигационного средства "Радикал";
  • маневрирование перед посадкой в районе аэродрома [1, с. 85].

Навигационный комплекс основан на работе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), которая взаимодействует с датчиками навигационной информации для ввода и получения необходимых данных для автоматического вождения ВС по ЛЗП (рис. 1). Для расчета пути используются усредненные данные о курсе, скорости и высоте, предварительно проверенные на достоверность.

Рисунок 1. Функциональная схема БНК

Датчиками навигационной информации являются два комплекта радиотехнических систем ближней навигации (РСБН), два комплекта системы курсового посадочного прибора (КУРС-МП), самолетный дальномер (СД) и БРЛС "Гроза" (автономное радиотехническое средство для наблюдения радиолокационного изображения местности и воздушной обстановки).

Эти системы предоставляют информацию о положении ВС - позиционные данные. Курсовая информация формируется базовой системой курса и вертикали, которая состоит из трех комплектов инерциальных курсовертикалей (ИКВ) и двух комплектов индукционных датчиков. Для получения информации о параметрах движения ВС используются доплеровский измеритель скорости и угла сноса (ДИСС) типа "Снос" и информационный комплекс высоко-скоростных параметров (ИК ВСП).

Навигационные параметры и команды отображаются на командных приборах: плановом навигационном приборе (ПНП) и пилотажно-командном приборе (ПКП), пульте ввода и индикации (ПВИ), индикаторе навигационной обстановки (ИНО), пульте взлета и посадки (ПВП) и системе аварийной и предупреждающей сигнализации (САС), которая предоставляет экипажу подсказки.

В процессе работы навигационного комплекса (БНК) возможны два состояния:

1. Оценивание - это выполнение коррекции, когда ВС (воздушное судно) находится в пределах рабочей области радиомаяка. В этом состоянии происходит оценка достоверности информации от радиотехнической системы ближней навигации (РСБН). Также вводятся поправки к рассчитанным координатам, путевой скорости и фактическому путевому углу.

2. Прогнозирование - это автономный полет вне рабочей области радиомаяка. В этом состоянии осуществляется оценка нахождения воздушного судна в пределах установленного коридора и формируется команда "Произведи коррекцию".

Органы управления БНК

Органы управления навигационным комплексом включают несколько пультов: пульт ввода и индикации (ПВИ), пульт подготовки и контроля (ППК) и пульт взлета и посадки (ПВП).

  1. Пульт ввода и индикации (рис.2)

Рисунок 2. Пульт ввода и индикации

 

Он предназначен для управления рабочими режимами навигационного комплекса индикации текущих навигационных параметров, ввода в память ЦВМ исходных данных при ручном программировании или при оперативном изменении маршрута в полете и для включения алгоритмов решения задач навигационного комплекса.

На лицевой панели пульта расположены: селектор навигационных параметров (13 кнопок-табло с наименованием навигационных параметров); наборное поле чисел; цифровые индикаторы И1 - И4; переключатель "Работа - Откл." и ряд кнопок-табло для включения режимов работы. Кнопки-табло используются для вызова информации на индикацию ПВИ, для ввода навигационных параметров в память ЦВМ и задания режимов работы НК [3, с. 194].

  1. Пульт подготовки и контроля (ППК) (рис. 3)

Рисунок 3. Пульт подготовки и контроля

 

Данный пульт используется для ввода исходных данных программы полета и контроля работоспособности навигационного комплекса. Он позволяет загружать данные с перфокарты в память бортовой цифровой вычислительной машины, проверять работоспособность систем БЦВМ, базовой системы курса и вертикали, инерциального комплекса высотно-скоростных параметров, системы индикации курса и исправность других систем.

  1. Пульт взлета и посадки (ПВП) (рис. 4)

Рисунок 4. Пульт взлета и посадки

Предназначен для автоматизации управления полетом во время предпосадочного маневра. Он включает мнемосхему прямоугольного маршрута с кнопками-табло для выбора разворотов, переключатели направления курса взлета или посадки, кнопку-табло для запрещения запрограммированного разворота, кнопку для принудительного разворота и переключатели для программирования точек маневра.

Таким образом, базовые навигационные комплексы (БНК) предназначены для автоматизации полета по заданному маршруту или выбранному в полете от взлета до посадки в сокращенном составе экипажа. Они обладают одинаковыми органами управления и индикации, что упрощает процесс переучивания с одного типа воздушного судна на другой.

Список литературы

  1. Алешков И.И. Основы навигации: Методические указания по изучению дисциплины и контрольные вопросы/ Университет ГА. С.-Петербург, 2012
  2. Кузнецов С.В. Пилотажно-навигационный комплекс самолета Ил-86. Часть II.: учебное пособие. –М.: МГТУ ГА, 2008. - 152 с
  3. Справочник пилота и штурмана гражданской авиации / В.А. Русол [и др]., — М.: Транспорт, 1988. – 319 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary