В ходе интенсивного роста цифровых технологий произошло формирование таких объектов цифровых технологий как: цифровой бюджет, цифровая валюта, цифровые финансовые активы, цифровой налог. В настоящий момент, криптовалюта — это уже не призрачная перспектива, а объективное экономическое и правовое явление, требующее создания оптимальных правовых условий для своего развития, государство активно работает над закреплением ее правового статуса [3].
Продолжительное время в отношении цифровых финансовых активов велись динамичные споры, следует ли признавать их объектами гражданского права. Однако на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что сторонники признания этих новых активов объектами гражданских прав одержали победу. Государство уже не может пренебрегать имущественными операциями, в которых участвуют цифровые активы. Этот факт подтверждается закреплением цифровых прав в качестве объектов гражданских прав в статьях 128 и 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако, не стоит считать, что данное признание автоматически гарантирует адекватное правовое регулирование для таких объектов, поскольку их специфика усложняет полное применение существующего гражданского законодательства. В отличие от традиционных объектов гражданских прав, эти объекты подчиняются, прежде всего, технологическим принципам обращения, что требует последующей правовой регламентации данных отношений.
В настоящий момент, согласно Федеральному законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ, цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы [1].
При этом следует отметить, что нематериальный, информационный, виртуальный характер новых цифровых объектов права не вызывает разногласий у исследователей. В литературе в качестве важнейшего признака цифровых активов указывается на возможность их существования исключительно в электронной форме в отрыве от материального мира, но при этом допускается возможность наличия аналога или возможность их материализации [2].
Следует отметить, что государство предприняло все необходимые меры для легализации оборота финансовых активов. Это было сделано с целью упорядочить деятельность на рынке цифровых финансовых активов и обеспечить высокий уровень контроля над информационными системами в данной сфере. Однако, следует отметить, что именно этот фактор придает инертность развитию рынка цифровых активов в России.
Одна из фундаментальных технологий, открывшая возможность рассуждать о существовании цифровых активов в распределенном реестре, является блокчейн, который впервые обрел популярность в 2008 году.
Цифровые активы непосредственно связаны с информацией, представленной в виде числового кода. При этом, цифровыми активами можно также назвать те объекты гражданских прав, которое уже обрели свое правовое регулирование. В частности, фото-, видео- и аудиофайлы охраняются законом как результаты интеллектуальной деятельности.
Технология блокчейна открывает перед нами невероятные возможности. Ее применение не ограничивается лишь созданием и обращением цифровых активов. Фактически, блокчейн может использоваться для ведения реестров данных по любым активам и операциям. Например, он может быть применен для регистрации прав на недвижимость, ценные бумаги или даже объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, блокчейн может быть полезен и в семейно-брачных отношениях, где он может обеспечивать сохранность и прозрачность всех соответствующих данных. Возможности блокчейна на самом деле безграничны, и его применение может принести значительные преимущества в разных областях нашей жизни.
Среди объектов гражданских прав, фиксация и сделки с которыми возможны благодаря распределенному реестру и технологии блокчейна – цифровых активов, можно выделить:
- криптовалюты, акции, облигации;
- доли в уставных капиталах корпораций;
- токены (эмитированные юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем цифровые финансовые активы с целью привлечения финансирования);
- объекты интеллектуальной собственности и.т.д.
Таким образом, необходимость адекватного правового регулирования внедрения и использования цифровых технологий в финансовой сфере России привела к созданию и принятию соответствующих законов. Однако вопросы, касающиеся статуса цифровых финансовых активов и правового режима криптоинструментов, до сих пор вызывают множество дискуссий, и важнейший федеральный закон, регулирующий выпуск и обращение цифровых финансовых активов, еще не вступил в силу. Анализ последней редакции законопроекта и принятых федеральных законов позволяет выделить признаки цифровых финансовых активов как объекта гражданских прав и цифровых операционных знаков как средства их обращения. Эти признаки свидетельствуют о возможности ограниченного использования цифровых финансовых активов в гражданском обороте в качестве имущественных (цифровых) прав. Целью такого регулирования является обеспечение защиты интересов участников экономических отношений и финансовой безопасности.
Список литературы
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
- Лаптев В.А. Цифровые активы как объекты гражданских прав // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. N. 2 (42). С. 201.
- Сидоренко Э.Л. Криптовалюта как новый юридический феномен // Общество и право. 2016. N 3. С. 195.