ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

81

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (138), Октябрь ‘23

Дата публикации 10.10.2023

Поделиться

В данной статье характеризуется организация дополнительного образования детей в условиях адаптивной школы и выявлении подходов и преимуществ такой системы. В статье рассматриваются основные аспекты организации дополнительного образования, включая гибкое расписание, расширение предметного спектра, индивидуальные программы развития.

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании [4, с. 7].

С помощью дополнительных программ удается сформировать поэтапный и систематизированный процесс обучения, направленный на всестороннее развитие детей. Сегодня более 65% школьников в возрасте от 6 до 17 лет посещают различные кружки или секции.

На законодательном уровне дополнительное образование детей и взрослых описано в статье 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

В этой статье дополнительное образование представлено как часть образовательной системы РФ, описаны его цели и задачи, а также указаны требования к содержанию образовательных программ по данному направлению.

Фокус дополнительных занятий направлен на процесс, а не на результат, когда ребенок имеет возможность без каких-либо ограничений и проверок раскрывать свои способности. В этом и состоит цель дополнительного образования – сформировать всесторонне развитую личность, предоставив при этом возможности к творческому и профессиональному росту.

Дополнительное образование детей востребовано обществом и непосредственно нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства как вид образования, который сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности детей. Дополнительное образование, исходя из своего огромного своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации досуговой деятельности, такие как творчество, отдых и развлечения с различными формами учебной деятельности. Дополнительное образование детей, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, при этом решая проблему занятости детей [2].

Адаптивная школа – это новый подход к образованию, который учитывает индивидуальные потребности каждого ученика.

Одной из первых работ практических работников сферы образования, посвященных проблеме формирования модели адаптивной образовательной среды, явилась книга Е.А. Ямбурга «Школа для всех». В ней автор рассматривает адаптивную школу как школу со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Основной принцип адаптивной школы - это персонализированное обучение. Каждый ученик имеет уникальные потребности и способности, и их учет позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса.

Организация дополнительного образования детей в условиях адаптивной школы имеет ряд особенностей:

1. Адаптивная школа предоставляет возможность гибкого расписания, позволяющего учащимся выбирать предметы и занятия в соответствии с их интересами и потребностями.

3. В адаптивной школе можно организовать множество клубов и кружков по различным интересам, хобби и областям деятельности.

3. Адаптивная школа устанавливает партнерства с различными внешними организациями, такими как музеи, театры, научные исследовательские центры и другие образовательные учреждения. Такое партнерство дает детям доступ к дополнительным образовательным возможностям, экспертному мнению и практическим занятиям.

Организация дополнительного образования детей в условиях адаптивной школы подразумевает индивидуальный подход, гибкость, разнообразие предметов и возможностей, а также партнерство с внешними организациями.

Педагог Уильям Килпатрик предложил использовать гибкое расписание, в котором учащиеся могут выбирать дополнительные занятия в зависимости от своих интересов, способностей и целей. Учащиеся смогли более эффективно использовать свое время и развиваться в направлениях, которые им наиболее интересны.

Модель организации дополнительного образования в условиях адаптивной школы фокусируется на создании гибкой и индивидуально ориентированной системы обучения, которая учитывает потребности каждого ученика. Основная идея заключается в том, чтобы предоставить возможность дополнительного образования, которая отвечала бы личным интересам, способностям и потребностям каждого ребенка.

А. В. Золотарева - один из авторов, который исследует и разрабатывает модель адаптивной школы и организацию дополнительного образования в ее рамках. Ее работы направлены на построение системы, которая обеспечивает гибкое и адаптивное обучение для каждого ученика, основываясь на его индивидуальных потребностях и уровне знаний.

Модель модульной программы с индивидуальным образовательным маршрутом для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает разделение образовательного процесса на отдельные модули, которые выбираются в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребенка. Такой подход позволяет адаптировать образовательную программу под конкретные потребности учащихся с ОВЗ и обеспечить им возможность получения качественного образования.

Модель реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ с применением дистанционных образовательных технологий предполагает использование современных информационных и коммуникационных технологий для обеспечения доступа учащихся с ОВЗ к образовательному процессу. Данная модель позволяет свести к минимуму трудности, связанные с физическими или моторными ограничениями, и обеспечить доступность образования для детей с ОВЗ.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 31.12.2012
  2. Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Дополнительное образование детей: понятие и правовые основы // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95355 (дата обращения: 06.10.2023).
  3. Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. – 246 с.
  4. Кулакова, Е. В. Методические рекомендации по особенностям организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивных и специальных групп / Е. В. Кулакова, М. М. Любимова. – Москва : РУДН, 2020. – 50 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее