Негосударственный судебный эксперт – порядок привлечения и правовые проблемы квалификационных требований

Негосударственный судебный эксперт – порядок привлечения и правовые проблемы квалификационных требований

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

678

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (137), Октябрь ‘23

Дата публикации 04.10.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются проблемы определения квалификационного уровня негосударственных судебных экспертов. Высказываются предложения о законодательном закреплении ряда требований, которые необходимо предъявлять к лицам, претендующим на работу судебным экспертом в негосударственных судебно-экспертных организациях.

Судебная экспертиза является важным элементом правосудия, который позволяет расширить познание событий, ставших объектом изучения в процессе судебного разбирательства. Эта форма процессуальной деятельности жестко регламентирована законом, определяющим порядок проведения исследования и подготовки экспертного заключения в вопросах, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Учитывая важность результатов судебной экспертизы в качестве доказательства, законодательство определило круг лиц (органов), которые имеют право назначать проведение судебно-экспертных исследований. Конкретное определение этого круга участников судебного процесса исключает возможность проведения экспертиз, не связанных с целями конкретного дела.

В России за последние десять лет разработана практика применения специальных знаний экспертами, которые не являются государственными судебными экспертами. Это привело к наплыву множества экспертных организаций и отдельных специалистов, которые проводят экспертные исследования вне рамок какой-либо государственной формы судебно-экспертной деятельности.

Необходимо отметить, что в свете произошедших изменений появились новые термины, вроде "независимая экспертиза" (эксперт) и "частный эксперт". Е.Р. Россинская[1], по праву подмечает, что использование термина "альтернативный" вместо "независимый эксперт" было бы гораздо более точным. Это связано с тем, что согласно статье 7 Закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ", эксперт должен быть независим и не может быть подчинен ни органу или лицу, назначившему судебную экспертизу, ни сторонам, ни другим лицам, заинтересованным в исходе дела. Поэтому наиболее правильно будет говорить о таких терминах, как "государственный" и "негосударственный (альтернативный) эксперт".

Только ряд правовых норм ФЗ «ГСЭД» имеет отношение к работе негосударственных судебных экспертов. Так, в ст. 41 ФЗ «ГСЭД» указано, что на лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, распространяются следующие положения указанного нормативного правового акта:

1) задачи государственной судебно-экспертной деятельности;

2) принципы государственной судебно-экспертной деятельности;

3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности;

4) независимость эксперта;

5) объективность, всесторонность и полнота исследований;

6) обязанности эксперта;

7) права эксперта;

8) ограничения при организации и производстве судебной экспертизы;

9) присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении;

10) заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание[2].

Эти положения ФЗ «ГСЭД» играют важную роль в работе негосударственного судебного эксперта. Однако, не понятно, почему законодатель не распространил на них профессиональные и квалификационные требования, такие же, как у государственных судебных экспертов.

На практике это привело к тому, что негосударственные судебные эксперты, несмотря на отсутствие возможности убедиться в их соответствующей компетенции, стали проводить множество судебных экспертиз. Из-за такого положения дел, в качестве негосударственных судебных экспертов появились люди, не имеющие должной профессиональной подготовки в той области экспертного знания, которое необходимо для проведения экспертного исследования.

В сети Интернет можно найти множество предложений об услугах получения документов за определенную плату, которые удостоверяют право их владельца на проведение экспертных исследований. Однако, стоит отметить, что такая экспертная подготовка и повышение квалификации не являются надежными, поскольку учебные программы, используемые в этом процессе, не подлежат никакому контролю. Важно отметить, что здесь не рассматриваются официальные организации, занимающиеся образовательной деятельностью в области подготовки судебных экспертов.

Кроме проблем, связанных с экспертной подготовкой, существует еще одна - проверка знаний негосударственных судебных экспертов. В государственном секторе компетенция судебных экспертов проверяется каждые пять лет. В случае, если речь идет о лицах, не являющихся государственными судебными экспертами, законодательство не определяет требований к периодической проверке их уровня компетенции.

С целью изменения настоящего положения, Правительство РФ предложило несколько проектов Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», которые включали в себя определение профессиональных и квалификационных требований не только для государственных судебных экспертов, но и для тех, кто работает в частных судебных экспертных организациях. Например, в тексте статьи 15 проекта ФЗ «СЭД» № З746п-П4 не указано требование о наличии высшего образования у государственных и частных судебных экспертов. Единственно обязательным требованием для этой категории судебных экспертов является наличие действующего сертификата компетентности, который подтверждает их право на осуществление определенного вида судебной экспертизы. Эта статья также упоминает о категории лиц, которые могут быть признаны судебными экспертами без сертификата компетентности, но должны предоставить документы, подтверждающие их образование, особую специализацию, опыт работы и т.д., чтобы доказать свою компетентность и соответствующий уровень квалификации[3].

Однако в проекте ФЗ «СЭД» № З746п-П4 не указано явное требование для частных судебных экспертов о получении сертификата, подтверждающего их компетентность в определенной сфере судебной экспертизы. Это, безусловно, является важным шагом вперед, поскольку позволяет устанавливать профессиональные качества человека в области судебной экспертизы. К сожалению, в статье 17 «Сертификация компетентности судебного эксперта» (проект ФЗ «СЭД» № З746п-П4) делается лишь упоминание о том, что частные судебные эксперты, в отличие от государственных судебных экспертов, могут пройти добровольную сертификацию своих профессиональных знаний в области судебных экспертиз каждые пять лет.

С целью исключения профессиональной некомпетентности работников негосударственных судебно-экспертных учреждений следует внести в статью 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" изменения, дополнив ее третьим абзацем следующего содержания: «Квалификация эксперта негосударственного судебно-экспертного учреждения должна подтверждаться наличием профессионального образования в какой-либо области знаний, опытом работы по конкретной специальности и соответствующим свидетельством на право самостоятельного производства экспертиз определенного вида».

Список литературы

  1. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., 2009. С. 104.
  2. Зинин А.М., Омельянюк Г.Г., Пахомов А.В. Введение в судебную экспертизу. М.; Воронеж, 2002.
  3. Проект Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № З746п-П4. URL: https:// docviewer.yandex.ru
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее