В 1977 году в городе Лима была принята Лимская декларация руководящих принципов контроля IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля. Согласно Лимской декларации, осуществление контроля есть неоспоримый и важный элемент управления общественными финансовыми средствами, так как результаты управления влияют на общество и благополучие народа.
Внутренний аудит и контроль – есть части системы регулирования, способствующие соблюдению принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на всех этапах производства и оказания услуг. Главной чертой контроля по Мексиканской декларации независимости является независимость.
Функции управления включают в себя планирование, прогнозирование, мотивацию, организацию, анализ и учет, координацию. Контроль в общем виде имеет несколько уровней:
- Государственный (нормативные акты, федеральные законы и др. положения);
- Внутрихозяйственный (осуществляется непосредственно внутри экономического субъекта специальными службами и отделами предприятия);
- Общественный (социально-ответственные организации, экологические контролирующие организации, политические партии и т. п);
- Аудиторский уровень (аудит достоверности финансовой отчетности).
Рассмотрим внутрихозяйственный уровень предприятия транспортной инфраструктуры.
Состояние портов и уровень их развития отражает степень интеграции страны в глобальную систему распределения материальных потоков, ресурсов и готовой продукции. Порты обеспечивают доступ к глобальному торговому партнёрству.
Аспекты использования научно-обоснованных методов управления портами и терминалами, транспортно-логистическими кластерами реализованы с позиций российской научной школы профессора А.Л. Степанова.
Объем грузопотоков, проходящих через морские порты России, растёт, несмотря на непростую экономическую конъюнктуру на мировых рынках, и по прогнозным оценкам будет расти и далее.[1]
На государственном уровне оперативная деятельность в морских портах РФ подчиняется таким нормативным актам, как Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009г[4]; Приказ ФТС России от 19.07.2013 N 1349 (ред. от 08.07.2016) "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами"[5] и прочее.
На инвестиционную привлекательность и уровень конкурентоспособности любого морского порта существенно влияет количество времени, затрачиваемое на грузопереработку и экспедирование экспортного и импортного груза. Решение задач по интеграции российского портового хозяйства в систему международной торговли должно сопровождаться эффективным взаимодействием участников цепей поставок с таможенными, пограничными органами, территориальными органами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в целях ускорения процедуры оформления грузов и доведения уровня сервиса до общемирового [2,3].
Зачастую, портовая деятельность сопряжена с иностранными инвестиционными проектами. В связи с этим, к категории пользователей финансовой отчетности порта относятся реальные и потенциальные инвесторы, покупатели, кредиторы, ключевые клиенты. Они используют финансовую отчетность для удовлетворения потребности в той или иной информации. Поскольку инвесторы вкладывают в предприятие рисковый капитал, предоставление финансовой отчетности должно соответствовать принципам Международных Стандартов Финансовой Отчетности (МСФО). Для качественного предоставления финансового положения субъекта, отвечающего таким принципам МСФО, как понятность, сопоставимость, уместность и надежность на предприятии важен и предпочтителен многоступенчатый внутренний контроль.
Элементы внутреннего контроля, по системе COSO, включают в себя:
-
Контрольную среду;
-
Оценку риска;
-
Мероприятия контроля;
-
Сбор и анализ информации и передачу её по назначению;
-
Мониторинг и исправление ошибок [6].
Одни предприятия способны содержать целое подразделение специалистов, которые будут мониторить данные вопросы и обеспечивать многоступенчатый внутренний контроль и аудит. В других организационно-правовых формах юридических лиц данные функции будут выполнять главный бухгалтер, генеральный директор и учредители предприятия. В связи с этим необходимо рассматривать организацию внутреннего контроля экономического субъекта исходя из его определения и основных элементов.
В действующих в настоящее время нормативных правовых актах внутренний контроль практически полностью идентифицируется с внутренним аудитом и субъекты могут организовывать либо службу внутреннего контроля , либо службу внутреннего аудита.
Стратегически внутренний контроль направлен на получение достаточной уверенности в том, что деятельность морского порта происходит: в соответствии с действующей нормативно-правовой базой государства, является успешной и прибыльной; финансовая отчетность содержит объективную и правдивую информацию.
Таким образом, стратегия проведения регулярного внутреннего аудита способствует повышению рейтинга предприятия определенного морского порта среди аналогичных, и позволяет обеспечивать достаточный инвестиционный капитал в субъект.
Список литературы
- Щербанин Ю. А. Транспорт и транспортная инфраструктура-2030: некоторые прогнозные оценки// Проблемы прогнозирования.- 2013.- №3.- с.92-100
- Кузнецов А.Л. Новая роль морских портов в мировой экономике. URL: http://wingi.ru/firms_profile/viewMsg-312/blog-151/firm_id-3700/.
- Развитие грузоперевозок водным транспортом как приоритет транспортной политики //VII Международ. Форум «Транспортно-транзитный потенциал»: сб. докл.- СПб., 9-10 октября 2014.-с. 30-44.
- Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 г. N 17
- Приказ ФТС России от 19.07.2013 N 1349 (ред. от 08.07.2016) "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами"
- Егорова И.С. Корпоративный финансовый контроль: учебник.- Москва: Проспект, 2020.-344с.
- Бабаев Ю.А., Петров А.М. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): Учебник.-М.:Вузовскийучебник: ИНФРА-М, 2012.- 398 с.