Значение системы внутреннего контроля и внутреннего аудита (на примере порта как объекта транспортной инфраструктуры)

Значение системы внутреннего контроля и внутреннего аудита (на примере порта как объекта транспортной инфраструктуры)

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

74

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Дата публикации 28.06.2021

Поделиться

Системой внутреннего контроля принято считать совокупность рентабельных контрольных моментов, эффективность которых показывает, что в процессе деятельности заданной фирмы формируется достаточно достоверная информация.   Контрольные точки выбираются таким образом, чтобы затраты на их реализацию компенсировались той выгодой, которую ожидают от их применения. Портовая деятельность уникальных экономических субъектов морских портов тесно связана с иностранными инвестициями, обоюдно выгодными как для российской стороны, так и для иностранного агента. Таким образом, формирование точной, полной и реальной финансовой отчетности повышает ставки для привлечения иностранного капитала и плодотворного долгосрочного сотрудничества. Внутренний аудит или внутренний контроль позволяет выполнить задачу формирования отчетности по стандартам МСФО и расширить возможности для заключения новых контрактов для региона.   

В 1977 году в городе Лима была принята Лимская декларация руководящих принципов контроля  IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля. Согласно Лимской декларации, осуществление  контроля  есть неоспоримый и важный элемент управления общественными финансовыми средствами, так как результаты управления влияют на общество и благополучие народа.

Внутренний аудит и контроль – есть части системы регулирования, способствующие соблюдению принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на всех этапах производства и оказания услуг. Главной чертой контроля по Мексиканской декларации независимости  является независимость.   

Функции управления включают в себя планирование, прогнозирование, мотивацию, организацию, анализ и учет, координацию. Контроль в общем виде имеет несколько уровней:

  1. Государственный (нормативные акты, федеральные законы и др. положения);
  2. Внутрихозяйственный (осуществляется непосредственно внутри экономического субъекта специальными службами и отделами предприятия);
  3. Общественный (социально-ответственные организации, экологические контролирующие организации, политические партии и т. п);
  4. Аудиторский уровень (аудит достоверности финансовой отчетности).

Рассмотрим внутрихозяйственный уровень предприятия транспортной инфраструктуры.

Состояние портов и уровень их развития отражает степень интеграции страны в глобальную систему распределения материальных потоков, ресурсов и готовой продукции. Порты обеспечивают доступ к глобальному торговому партнёрству.

Аспекты использования научно-обоснованных методов управления портами и терминалами, транспортно-логистическими кластерами реализованы с позиций российской научной школы профессора А.Л. Степанова. 

Объем грузопотоков, проходящих через морские порты России, растёт,  несмотря на непростую экономическую конъюнктуру на мировых рынках, и по прогнозным оценкам будет расти и далее.[1]

На государственном уровне оперативная деятельность в морских портах РФ подчиняется таким нормативным актам, как Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009г[4];  Приказ ФТС России от 19.07.2013 N 1349 (ред. от 08.07.2016) "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами"[5] и  прочее.

На инвестиционную привлекательность и уровень конкурентоспособности любого морского порта существенно влияет количество времени, затрачиваемое на грузопереработку и экспедирование экспортного и импортного груза. Решение задач по интеграции российского портового хозяйства в систему международной торговли должно сопровождаться эффективным взаимодействием участников цепей поставок с таможенными, пограничными органами, территориальными органами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в целях ускорения процедуры оформления грузов и доведения уровня сервиса до общемирового [2,3].

Зачастую, портовая деятельность сопряжена с иностранными инвестиционными проектами. В связи с этим, к категории пользователей финансовой отчетности порта относятся реальные и потенциальные инвесторы, покупатели, кредиторы, ключевые клиенты. Они используют финансовую отчетность для удовлетворения потребности в той или иной информации. Поскольку инвесторы вкладывают в предприятие рисковый капитал, предоставление финансовой отчетности должно соответствовать принципам Международных Стандартов Финансовой Отчетности (МСФО).  Для качественного предоставления финансового положения субъекта, отвечающего таким принципам МСФО, как понятность, сопоставимость, уместность и надежность на предприятии важен и предпочтителен многоступенчатый внутренний контроль.

Элементы внутреннего контроля, по системе COSO, включают в себя:

  1. Контрольную среду;

  2. Оценку риска;

  3. Мероприятия контроля;

  4. Сбор и анализ информации и передачу её по назначению;

  5. Мониторинг и исправление ошибок [6].

Одни предприятия способны содержать целое подразделение специалистов, которые будут мониторить данные вопросы и обеспечивать многоступенчатый внутренний контроль и аудит.  В других организационно-правовых формах юридических лиц данные функции будут выполнять главный бухгалтер, генеральный директор и учредители предприятия. В связи с этим необходимо рассматривать организацию внутреннего контроля экономического субъекта исходя из его определения и основных элементов.

В действующих в настоящее время нормативных правовых актах внутренний контроль практически полностью идентифицируется с внутренним аудитом и субъекты могут организовывать либо службу внутреннего контроля , либо службу внутреннего аудита.

Стратегически внутренний контроль направлен на получение достаточной уверенности в том, что деятельность морского порта происходит: в соответствии с действующей нормативно-правовой базой государства, является успешной и прибыльной;   финансовая отчетность содержит объективную и правдивую информацию.

Таким образом, стратегия проведения регулярного внутреннего аудита способствует повышению рейтинга предприятия определенного морского порта среди аналогичных, и позволяет обеспечивать достаточный инвестиционный капитал в субъект.

Список литературы

  1. Щербанин Ю. А. Транспорт и транспортная инфраструктура-2030: некоторые прогнозные оценки// Проблемы прогнозирования.- 2013.- №3.- с.92-100
  2. Кузнецов А.Л. Новая роль морских портов в мировой экономике. URL: http://wingi.ru/firms_profile/viewMsg-312/blog-151/firm_id-3700/.
  3. Развитие грузоперевозок водным транспортом как приоритет транспортной политики //VII Международ. Форум «Транспортно-транзитный потенциал»: сб. докл.- СПб., 9-10 октября 2014.-с. 30-44.
  4. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 г. N 17
  5. Приказ ФТС России от 19.07.2013 N 1349 (ред. от 08.07.2016) "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами"
  6. Егорова И.С. Корпоративный финансовый контроль: учебник.- Москва: Проспект, 2020.-344с.
  7. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): Учебник.-М.:Вузовскийучебник: ИНФРА-М, 2012.- 398 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее