Переговоры как одна из альтернативных форм примирительных процедур в гражданском процессе Российской Федерации

Переговоры как одна из альтернативных форм примирительных процедур в гражданском процессе Российской Федерации

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

133

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (136), Сентябрь ‘23

Дата публикации 30.09.2023

Поделиться

Рассмотрены сущность и основные особенности применения переговоров как альтернативного способа разрешения преддоговорных споров и споров, возникших по уже заключенным договорам. В статье уделяется внимание наличию, объему нормативно-правовой базы по регламентации переговоров как альтернативного способа разрешения гражданско-правовых споров. Делаются выводы о целесообразности ее увеличения.

Переговоры – это просто обмен мнениями, а один из простейших способов разрешения спора между сторонами, ведь последние способны самостоятельно или же при содействии посредников и доверенных лиц, прийти к взаимовыгодному результату, то есть к компромиссу, который бы удовлетворял обе стороны1.

В учебниках юридической направленности закреплено, то именно переговоры выступают в качестве одного из самых эффективных способов альтернативного разрешения конфликтов в нынешней правой действительности2.

Эффективность применения переговоров обусловлена тем, что они универсальны, то есть возможно использовать их на любой стадии возникновения спора. Кроме того, соответствуют принципу добровольности, который предполагает, что стороны как самостоятельно, так и при участии посредника способны разрешить конфликтную ситуацию, то есть отсутствует элемент принуждения. И конечно же не стоит забывать о таком немаловажном понятии как экономичность, ведь переговоры, не предполагают каких-либо финансовых затрат3.

В качестве основополагающей задачи можно выделить мирное урегулирование спора между сторонами, а для достижения необходимого результата, переговоры отвечают за информационное и коммуникативное координирование без которых невозможно обойтись при обсуждении того или иного вопроса1.

Информационная функция отвечает за обмен мнениями, видение конфликта каждой из сторон, то есть стороны обозначают свои правовые позиции относительно спорного правоотношения, поднимают проблематику и обозначают круг вопросов, который подлежит разрешению.

Соответственно информационный обмен невозможен без коммуникативной составляющей, поскольку именно она способствует сближению, что в конечном итоге помогает перейти от противостояния к выгодному взаимодействию.

И соответственно координирующая функция являет собой завершающий   процесс переговоров, поскольку на этом этапе  стороны оговаривают все значимые вопросы и приходят к компромиссному решению.Также необходимо обозначить такие составляющие как модель, стратегия и содержание, в частности в зарубежной правоприменительной практике имеется такая переговорная модель, которая состоит из определенного набора действий и отношений2.

В частности в российской правовой мысли выделяют такие модели как переговоры-сотрудничество и переговоры-соперничество, исходя из названия которых можно вычленить их коренное отличие друг от друга, то есть переговоры-сотрудничества направлены на достижения мирного урегулирования спора посредством взаимных уступок, тогда как переговоры- соперничество построены на эгоистичной модели поведения при которой сторона пытается разрешить спор лишь в свою пользу.

Исходя из целей, мы явственно видим, что и характеристика указанных моделей    также    отлична,    поскольку    для    переговоров-сотрудничества отличительными чертами является интерес и мнение оппонента, а также желание осознать точку зрения противоположной стороны, тогда как вторая модель основана на обвинительном тоне, агрессивной манере поведения, а также нетерпимом отношении и полном игнорировании противоположной стороны.

Помимо моделей, выделяют два вида стратегий переговоров– состязательная (конкурентная) и интеграционная (сотрудническая), которые представляют собой определенный способ поведения для эффективного достижения основополагающих целей любых переговоров – мирное и взаимовыгодное урегулирование конфликта1.

Суть состязательной стратегии заключается в том, что при ведении переговоров, стороны находятся в равной позиции и пытаются найти консенсус, на основании взаимных уступок, которые бы удовлетворили потребности обеих сторон. В то время как стратегия сотрудничества, нацелена на поиск первопричин возникновения конфликтной ситуации. Необходимо заметить, что при разрешении конфликтной ситуации целесообразнее всего опираться на обе стратегии, а не на определенную, поскольку при комбинации вероятность заключения мира, возрастает в несколько раз2.

В качестве системообразующей особенности переговоров необходимо выделить процесс обмена мнениями, изложение своего видения конфликтной ситуации, дабы скорейшим образом найти консенсус, удовлетворяющий обе стороны. В процессе переговоров, сторонам необходимо обозначит предмет спора и свои правовые позиции, определить доводы и прийти к определенным выводам, а также разработать договоренность и установить пути осуществления указанной договоренности.

Отличительной особенностью переговоров является то, что они могут выступать качестве самостоятельного элемента при разрешении конфликта, так и в виде дополнительного компонента при использовании иных альтернативных процедур1.

При использовании переговоров в качестве исходного и самостоятельного компонента, процедура приводится в исполнение самими конфликтующими. Если переговоры применяются в виде дополнительного компонента иной примирительной процедуры, то к участию привлекаются доверенные лица, посредники и даже судья.

Сами переговоры являются неотъемлемой составляющей таких примирительных процедур как посредничества, в процессе которого привлекается третье лицо, которое коммуницирует с обеими сторонами в поисках компромисса; претензионного порядка при котором сторонам предлагается письменный вариант ведения переговоров, дабы защитить свои гражданские права; и конечно не стоит забывать о мировом соглашении, на начальном этапе которого без переговорного процесса просто невозможно обойтись.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что переговоры являются одной из самых универсальных и простых процедур примирения, поскольку они могут быть применены либо в качестве самостоятельной процедуры, либо лечь в основу иных мирных способов урегулирования конфликта, к примеру, медиации. Кроме того, переговоры могут применяться в качестве альтернативы судебному разбирательству или же стать составной частью судебного процесса.

Список литературы

  1. Давыденко Д.Л. Из истории примирительных процедур в Западной Европе и США. // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2019. – №1.– С. 163-176.
  2. Колясникова Ю.С. Примирительные процедуры в арбитражном процессе: дис. … канд. юрид. наук. / Екатеринбург, 2020.
  3. Лазарев С.В. Основы судебного примирения. – М.: Инфотропик Медиа, 2020. – 256 с.
  4. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2019.– 640 с.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Новый мир, 2021. – 818.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее