На индивидуальном уровне можно выделить несколько весьма важных факторов изучения личности преступника, которые обладают значительной практической ценностью. Прежде всего, информация о личности должна оказывать влияние на решение о выборе меры пресечения. В этом случае, не только тяжесть преступления должна приниматься во внимание, но и информация о личности, включающая темперамент, склонности к антиобщественному поведению и другие факторы. Кроме того, информация о личности преступника имеет огромное значение при принятии решений о применении уголовной ответственности. Она также является существенным фактором на этапе исполнения приговора, включающего изменение места отбывания наказания, условно-досрочное освобождение, замену неотбытой части наказания более мягким наказанием и помилование. Наконец, информация о личности играет ключевую роль даже после отбытия лицом лишения свободы при установлении административного надзора[1].
Постигаемая информация говорит о критическом значении исследования личности преступника как общеуниверсальной категории в криминологии, а также изучения индивидуальной личности конкретного индивида, совершившего преступление. Что касается личности мошенника, участника организованной группы, здесь преобладают следующие яркие характеристики. В число обнаруженных социально-демографических признаков мошенников-преступников, совершающих преступления в рамках организованных групп, входят:
- Значительное превосходство мужчин с соотношением в 66% против 34% женщин.
- Постаревшая репрезентация преступников в возрастном промежутке от 30 до 50 лет, что составляет 97,3%. Процент лиц в возрасте от 30 до 40 лет составляет 64,3%, а доля лиц в возрасте от 41 до 50 лет – 34,0%. Конечно, по нашему мнению, старший возраст вполне оправдан в этом конкретном виде преступной деятельности, поскольку организованное мошенничество предполагает не только высокий уровень интеллекта, но и, как правило, значительный опыт жизни.
Изучение гражданства и места жительства подтверждает, что все осужденные, подвергавшиеся наблюдению, являются гражданами Российской Федерации. Отметим, что лица, занимающиеся мошенничеством в области кредитования и страхования, в большинстве своем являются местными жителями (74,1%) - то есть живут в регионе, где совершаются преступления. Однако для лиц, совершающих телефонные и Интернет-мошенничества, характерно проживание в другом месте (97,2%). Это подчеркивает глобальный характер их деятельности. Следовательно, группы организованных мошенников, состоящие из мужчин зрелого возраста, с высоким уровнем образования, женатых, которые заняты в коммерческой сфере, являются преобладающими.
Особое внимание привлекает изучение морально-психологических характеристик личности мошенника, который является активным участником преступной организации, поскольку искажения, возникающие именно в этой области, способствуют формированию личности, склонной к совершению преступлений[2].
Абсолютно все участники организованных групп известны своим высоким уровнем корыстной мотивации, то есть их беспокоит только быстрое наживание незаконными путями с минимальным усилием с их стороны. После проведения исследования нравственных и психологических аспектов упомянутых лиц можно выделить несколько существенных особенностей их личности. Найденные характеристики стоит разделить на две главные группы: первая - это черты, характерные для всех мошенников, а вторая - это особенности личности мошенника, который работает в составе организованной группы.
Анализируя первую группу признаков, следует выделить следующие особенности. Во-первых, прослеживается явная предрасположенность к обману. Исключительность метода мошенничества относится не только к внешним проявлениям данного преступления, но также оказывает влияние на характеристики его внутренней сущности. Способ осуществления хищения при мошенничестве - это либо обман, либо злоупотребление доверием пострадавшей стороны, и он имеет определенные истоки, берущие начало в сфере морально-психологического искажения индивидуальности и связанные с его склонностью ко лжи.
В психологии ложь рассматривается как «социально-психологический конструкт, связанный с искажением действительности и подменой реальных фактов, встраивающийся в межличностные коммуникации и влияющий на поведение личности»[3]. К сожалению, манипуляции с истиной ставятся выше всего в общественной сфере. Обман и ложь неразрывно связаны с нами на каждом шагу, и пока еще не найдено универсального антидота для этого. Анализ всех ответов, полученных от независимых респондентов, подтвердил, что все они признаются в использовании лжи в повседневной жизни. Люди утверждают, что ложь является неотъемлемой частью пути к достижению цели, предлагая себе облегчение через подмену правды.
Склонность ко лжи и фантазированию активно проявляется у человека в раннем детстве, когда его воображение бурно развивается. Однако со временем, под влиянием развивающихся моральных принципов, он начинает осознавать, что ложь – это неправильное явление. Но если у него недостаточно развиты эти моральные качества, ложь может остаться для него привычной нормой. Несмотря на то, что все люди имеют склонность к лжи, степень этой склонности может быть различной. Н.П. Анисимова и Н.Г. Лицартелиани утверждают, что «прибегают чаще ко лжи лица, которые обладают рядом такими чертами характера как экстраверсия, доминантность и низкая нормативность поведения»[4].
При анализе мошенников можно заметить их характерную склонность к обману, и это неоспоримо подтверждается не только их преступлениями, но и результатами проведенных уголовных психолого-психиатрических экспертиз. Например, в заключении стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, выполненной по делу № 1-267/2015 и вынесенной Новотроицким городским судом Оренбургской области в отношении Ш., который предъявляется обвинение в мошенничестве, отчетливо указывается, что Ш. обладает явной склонностью к использованию лжи, генерации нереальных идей и фантазий, а также проявляет экстравертированное поведение, несоответствующее обычным нормам.[5]. Аналогичная картина наблюдается и по ряду других исследованных уголовных дел[6].
Тенденция мошенника к обману не ограничивается лишь его применением в целях преступления. Проявление лживости при других обстоятельствах также является характерной чертой мошенника. В таком случае ложь в описании морально-психологических характеристик мошенника представляет собой основной элемент его жизни, служащий как средство для преодоления как повседневных, так и глобальных проблем. Обман, используемый мошенником при совершении преступления, является нечем-то экстраординарным для него. Ведя себя при совершении преступления, мошенник действует не отлично от своего обычного поведения, где ложь становится частью его ежедневного поведения. Сама по себе склонность к обману является одной из моральных девиаций, встречающихся у личности мошенника.
Второе — артистизм в поведении. Как справедливо отмечает Д.Н. Алиева, «только мошенники обладают таким артистичным складом ума, изворотливостью, хитростью, умением приспосабливаться к обстановке, завоевывать доверие жертвы»[7].
Само проявление артистических способностей, в остром контрасте с обманом, который всегда ассоциируется с противными аспектами, представляет собой крайне позитивное и невероятно значимое явление для общества. В научной психологии термин «артистизм» олицетворяет искусство видоизменения реальности, изящность в поведении и превосходную способность выражать и передавать эмоциональные состояния. Все это обретает особое значение в сфере актёрского искусства, где артистизм представляет собой неотъемлемый элемент успеха. Тем не менее, эта величественная качественность также является незаменимой для политиков, преподавателей и руководителей. Именно в этих сферах артистизм способствует достижению больших высот, завоевыванию уважения окружающих и аккумуляции популярности[8].
Однако актерский талант в руках мошенника становится оружием, используемым против общества. Его умение перевоплощаться помогает вводить жертву в заблуждение, создавая иллюзию легальности своих действий. Таким образом, артистизм, который лежит в основе мошенничества, используется для укрепления лжи и обмана жертвы относительно своих преступных намерений. Такой артистический подход применяется мошенниками и в повседневной жизни. Когда они совершают преступление, это приобретает эмоциональную окраску и отчетливо выраженный антиобщественный характер.
Третье качество, неоспоримо важное и весьма значимое в жизни, - это коммуникабельность. В психологии данная характеристика рассматривается как способность и склонность легко устанавливать контакты и общественные связи. Однако стоит отметить, что в этом понятии воплощаются два важных фактора - способность и склонность. Если человек обладает высоким уровнем коммуникативных навыков, но в то же время не испытывает искренней желания общаться, то его можно отнести к некоммуникабельным личностям. Понимание и осознание значения коммуникабельности - это качество, необходимое каждому современному человеку для успешной адаптации в обществе и достижения успеха в жизни.[9]. «Через общение мы раскрываем свой личностный потенциал и получаем важную информацию о социуме»[10].
Однако, как и многие другие характеристики, коммуникабельность может быть использована в целях, которые наносят вред обществу. В мире мошенничества, коммуникабельность становится ключом к достижению преступных целей. Известно, что маловероятно, чтобы человек с низкой общительностью добился успеха в этой области, если вообще будет покушаться на подобные преступления. Этому подтверждением является определенный случай, описанный в приговоре Дзержинского районного суда города Оренбурга по делу С., который обвинялся в мошенничестве в рамках организованной группы, включающей создание «финансовой пирамиды». В приговоре отмечается, что у С. есть индивидуально-психологические особенности, такие как общительность, доброжелательность, а также навыки говорить и слушать[11]. Аналогичные характеристики личности преступника-мошенника можно найти и во многих других примерах из практики[12].
Вышесказанное свидетельствует о том, что коммуникабельность является ключевой характеристикой мошенника, выражающейся в его способности и стремлении к общению с другими людьми. Это сопровождается доброжелательностью, активностью, настойчивостью и используется для получения незаконной финансовой выгоды и маскировки намерений. Мошенничество в настоящее время распространено в гигантских масштабах, охватывая различные сферы жизни, предпринимательства, кредитования, страхования и т.д. Законодательство Российской Федерации содержит нормы, которые устанавливают правовую защиту общественных отношений. Основные формы мошенничества также допускают множество вариаций. Поэтому, несмотря на общие уголовно-правовые признаки, криминологическая характеристика мошенничества может быть чрезвычайно разнообразной.
Несмотря на то, что каждый участник организованной мошеннической группы своеобразен и индивидуален, изучение материалов уголовных дел позволило выявить особенностей нравственно-психологических характеристик указанных личностей преступников, которые можно свести к следующему:
«1) пассивность жизненной позиции (отсутствие собственной инициативы, как в жизни, так и в преступной группе);
2) значимость мнения более активных членов группы (следование за более сильной личностью, авторитетом);
3) преданность лидеру;
4) асоциальная направленность деятельности на получение случайных удовольствий, сиюминутное улучшение качества жизни за счет совершения необдуманных проступков;
5) возложение ответственности на лицо, занимающее более высокое положение в преступной иерархии»[13].
Таким образом, рядового участника мошеннической организованной группы характеризует менее сложная, по сравнению с лидером, связь с внешним миром. Его преступное поведение обусловлено действиями лидера, а не его собственной инициативой. На основе выполненного исследования можно составить более актуальный профиль мошенника, участника организованной группы. Итак, результаты исследования показывают, что мошенники - участники организованной группы - это представители мужского пола (65%), в возрасте от 30 до 50 лет (98,3%), обладающие высшим или средне-специальным образованием (94,3%), ранее не подвергавшиеся уголовной ответственности (96,1%), состоящие в браке (61,5%), занятые в коммерческой сфере (52,4%) или без официального трудоустройства (35,2%), принадлежащие к категории лиц с низким уровнем благосостояния (92%). Эти люди характеризуются выраженными морально-психологическими особенностями, такими как эгоистичная мотивация и склонность к обману. Для совершения мошеннических действий в составе организованной группы они используют свою артистичность, коммуникабельность, способность работать в коллективе и учитывать интересы других участников.
Не меньше важной, чем описание характеристик преступника, является классификация его личности, которая позволяет выявить различные категории преступников, включая участников организованных преступных группировок. Это, в свою очередь, является существенным аспектом при определении возможности ресоциализации преступника[14].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Прежде всего, личность преступника играет особую роль в криминологических исследованиях, поскольку именно он становится носителем опасного поведения, угрожающего обществу. Кроме того, изучение личности преступника имеет важное значение для создания антикриминальной политики, разработки стратегий противодействия преступности и декриминализации населения. Криминологические знания о личности конкретного индивида имеют огромное значение при принятии решений в суде, разработке уголовно-правовых актов и вопросах назначения послепенитенциарного надзора. Кроме того, изучение особенностей личности мошенника, который является членом организованной преступной группировки, является важным компонентом в борьбе с организованной преступностью и определении эффективных методов ее противодействия. Анализ личности преступника позволяет создать криминологический портрет мошенника-участника организованной группировки и выделить его характеристические черты, такие как высокий интеллект, склонность ко лжи, артистические способности и коммуникабельность, которые связаны со спецификой мошеннического способа хищения имущества. В соответствии с криминологическими типами, мошенник-участник организованной группировки относится к выгодному последовательно-криминогенному и профессиональному типу, который планирует и аккуратно осуществляет преступные действия с целью быстрого обогащения. Развитие новых видов мошенничества приводит к необходимости выделения «контактных» и «бесконтактных» мошенников, для первого из которых характерны «классические» индивидуальные черты мошенников, такие как артистические способности и коммуникабельность, а для второго - черты, присущие кражам, такие как скрытность и осторожность.
Список литературы
- Алиева Д.Н. Мошенничество: уголовно-правовой и криминологический анализ: по материалам Республики Дагестан: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. С.23.
- Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1999. С. 34.
- Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1999. С. 523.
- Сергеева О. Как легко общаться с разными людьми. М., 2018. С. 5.
- Уголовное дело № 1-288/2012 // Архив Дзержинского районного суда г. Оренбурга.
- Уголовное дело № 1-406/2014 // Архив Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области
- Уголовное дело № 1-52/13 // Архив Кваркенского районного суда Оренбургской области
- Уголовное дело № 1-267/2015 // Архив Новотроицкого городского суда Оренбургской области.
- Уголовное дело № 1-52/2013 // Архив Кваркенского районного суда Оренбургской области.
- Шалагин А.Е., Шляхтин Е.П. Проблемы предупреждения и противодействия организованной преступности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 2. С. 92.
- Шатилов А.В. Нравственно-психологические характеристики личности мошенника – участника организованной преступной группы // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6. С. 192-200.
- Федеральный закон от 6. апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст.2037.
- Аванесов Г.А., Шегабудинов Р.Ш. Личность преступника в системе причин преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. С. 93.