Проблема реализации права требования выплаты за нарушение акционерного соглашения в международном праве является крайне актуальной на сегодняшний день, что подтверждается количеством корпоративных споров. В настоящее время попытки создания работающих международных инструментов и способов регулирования договорных обязательств не перестают появляться. Исходя из данных Доклада ООН по урегулированию споров от 10 февраля 2023 года, принцип автономии сторон позволяет предусматривать оговорку в договоре о сжатых сроках судебных разбирательств, отмечая, что ускоренный арбитраж проводится за 60 дней, что не мешает сторонам предусмотреть более сжатые сроки разбирательств, жертвуя частью процессуальных гарантий [1]. Международное понимание договорной ответственности продолжает развиваться, постепенно регулируя больший перечень общественных отношения для реализации сбалансированной формы ответственности.
Количество сделок M&A с участием Российских компаний значительно уменьшилось, что не может не оказать влияние акционерные соглашения, так как они являются неотъемлемой частью иностранных сделок по поглощению, слиянию и присоединению. Соглашение позволяет ограничить круг вопросов и компетенций влияния компаний при управлении после сделки и позволяет полноценно функционировать предприятию [2].
Режим реализации права требования выплаты за нарушение акционером-иностранной организации условий акционерного соглашения является комплексным явлением, содержащим в себе ряд понятий, таких как: акционер-иностранная организация, трансграничное акционерное соглашение, нарушение условий иностранного акционерного соглашения, международная реализации права требования.
Акционер-иностранная организация – это иностранное юридическое лицо, обладающее гражданской дееспособностью и являющееся участником акционерного общества. Правосубьектность иностранных юридических лиц определяется признанием другого государства их статуса на своей территории, посредствам заключения международных соглашений. В соответствии с Договором о функционировании Европейского союза под «обществами» понимаются общества согласно гражданскому или торговому праву (включая кооперативы) и другие юридические лица, регулируемые публичным или частным правом, за исключением тех, которые не ставят целью получение прибыли (ст. 54).
В международном праве отсутствует понятие трансграничное акционерное соглашение. Анализирую международные источники можно сделать вывод, что трансграничное акционерное соглашение - это внесуставное соглашение участников юридического лица, направленное на регулирование их прав и обязанностей по управлению деятельностью юридического лица, регулированию корпоративных отношений, определению ситуаций применения данного соглашения, осложнённого иностранным элементом, таким как субъект, имеющий связь с двумя и более государствами, либо же юридический факт, затрагивающий две и более правовых системы, и имеющий действительную хозяйственную необходимость, регулирование которой определяется коллизионными нормами [3 с. 185].
Нарушение условий иностранного акционерного соглашения – это неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, закрепленных в акционерном соглашении. Для трансграничного акционерного соглашения типичны два обязательства:
1) Установление обязанности голосования на общем собрании акционеров определённым образом.
2) Установление обязанностей, связанных с приобретением и отчуждением определённого количества акций в случае наступления определённых акционерным соглашением условий [4 с. 141].
Международная реализации права требования - это механизм, регулируемый международными актами, создающий юрисдикционную и нормативную базу для защиты и реализации права в случаях нарушения, предусматривая процессуальный порядок реализации права [5].
Схема 1. Основания признания акционерного соглашения иностранным
Необходимость исследования международно-правового регулирования механизма выплаты денежной суммы за нарушение акционерного соглашения связана с формированием правовой базы, установлением применимых документов, оценкой эффективности существующих механизмов регулирования, практикой рассмотрения данных споров, а также с развитием научной точки зрения на это явление.
Международно-правовое регулирование подобных вопросов состоит из нормативной и юрисдикционной базы. Международные нормативные и международные юрисдикционные документы - разные типы документов, обладающие определенной спецификой. Для полноты понимания необходимо первоначально провести различие между этими документами.
Нормативные документы:
- устанавливают нормы и правила поведения в различных областях регулирования, таких как защита прав участников юридического лица и права и обязанности участников;
- регулируют отношения между государствами и другими субъектами международного права;
- не имеют непосредственной юрисдикции и не устанавливают правовые обязательства для субъектов международного права, в том числе государств и международных организаций.
Юрисдикционные документы, в свою очередь:
- устанавливают правовые обязательства для конкретных лиц или организаций;
- регулируют юрисдикцию международных судов и различных субъектов международного права в отношении определенных вопросов;
- имеют непосредственную юрисдикцию и могут быть использованы для разрешения конкретных споров.
Таким образом, нормативные документы определяют границы правового регулирования, а юрисдикционные акты реализуют механизмы, устанавливают процедурный порядок взаимодействия субъектов международного права в той или иной сфере.
В качестве примера, основными относимыми нормативными документами можем определить следующие:
- Принципы международного коммерческого договора (Принципы Унидруа 1994 год).
- Принципы европейского договорного права (1999).
- Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР, 2016.
Принципы международного коммерческого договора (Принципы Унидруа) являются общими нормами, регулирующие международные коммерческие отношения. Данный документ содержит как общее положение о свободе договора, наделяя сторон правом заключать любой договор и определять его содержание (ст. 1.1), так и возможность предусмотреть обязанность выплатить денежной суммы за неисполнение условий договора (ст. 7.4.13.).
Вторым важным документом, связанным с предметом исследования, является Принципы европейского договорного права, представляющий систематизированный свод норм, регулирующих договорные отношения. Данный документ содержит инструменты регулирования договорных отношений, закрепляет европейское понимание свободы договора, пределы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также предусматривает возможность сторон установить определенную денежную сумму за неисполнение условий договора (ст 9:509)
Примерами же юрисдикционных документов являются:
- Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.
- Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 год).
- Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, г. Женева, 1961 г.
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года).
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Заключена в г. Минске 22.01.1993).
- Конвенция Организации Объединенных Наций о прозрачности в контексте арбитражных разбирательств между инвесторами и государствами на основе международных договоров (Нью-Йорк, 2014 год).
Правоотношения, связанные с иностранными акционерами, подпадают под различные юрисдикции, механизм реализации выплаты дифференцированной денежной суммы за нарушение условий акционерного соглашения в первую очередь сталкивается с подсудностью спора, которая определяется коллизионной привязкой, либо договорной подсудностью, с последующим приведением в исполнение решения суда.
Права требование выплаты дифференцированной денежной суммы за нарушение акционером-иностранной организаций акционерного соглашения состоит из следующих частей:
1) Само право требования, (к примеру, ст. 7.4.13. Принципов Унидруа). «Если договор предусматривает, что неисполнившая сторона должна уплатить установленную сумму потерпевшей стороне за допущенное нарушение, потерпевшая сторона имеет право получить эту сумму независимо от размера действительно понесенного ею ущерба».
2) Установление подсудности спора, либо применение арбитражной оговорки при неисполнении требования в добровольном порядке (претензионном).
3) Признание и приведение в исполнение решение суда, что регулируется, к примеру: ст. 4 (Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 год)). Которая предусматривает два условия для признания, это должным образом заверенное арбитражное решение и подлинное соглашение об арбитражной оговорке.
Необходимо подчеркнуть, что правовая природа трансграничного акционерного соглашения состоит из внесуставного соглашения участников юридического лица, направленного на регулирование их прав и обязанностей по управлению деятельностью юридического лица, регулированию корпоративных отношений, определению ситуаций применения данного соглашения, осложнённого иностранным элементом.
Следует отметить, что количество иностранных элементов используемых для признания отношений не ограничивается перечисленными и не имеет абсолютной определенности. Для определения транграничности акционерного соглашения могут использовать и изначально заложенные понятия, указывавшие на иностранные элементы соглашения, либо же совокупность факультативных, достаточность которых позволяет установить действительную необходимость и взаимосвязь договорных отношений с правом двух и более государств [6 с. 109].
Свобода договора продолжает развивать институт акционерного соглашения, а иностранные элементы только способствуют этому. Изначально соглашение имело практическую направленность и зародилось как необходимость для более качественного управления обществом, но и сейчас оно находит все новые применения и возможности реализовывать потребности участников, для наиболее эффективного развития корпоративных отношений.
Таким образом, механизм выплаты дифференцированной денежной суммы за нарушение акционером-иностранной организацией акционерного соглашения состоит из множества элементов, что только подчеркивает актуальность и необходимость изучения данного вопроса.
Список литературы
- Доклад Рабочей группы II (Урегулирование споров) о работе ее семьдесят седьмой сессии (Нью-Йорк, 6–10 февраля 2023 года).
- Статистика M&A // Информационное агентство AK&M. URL: http://mergers.akm.ru/stats/31 (дата обращения: 15.09.2023).
- Новикова О.В. (2023). ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА: КВАЗИКОРПОРАТИВНЫЕ И КВАЗИПУБЛИЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, 27 (1), 181-199.
- Нагдалян Д.А. (2023). ВЗЫСКАНИЕ НЕУСТОЙКИ И КОМПЕНСАЦИИ ПРИ НЕСОБЛЮДЕНИИ УСЛОВИЙ КОРПОРАТИВНОГО ДОГОВОРА. Юридическая наука, (8), 139-145.
- Фонотова, О. В. Международное корпоративное право : учебник и практикум для вузов / О. В. Фонотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 278 с.
- Мажорина М. В. (2023). ПРАВО СООБЩЕСТВА (LEX COMMUNITAS) КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ LEX MERCATORIA. Актуальные проблемы российского права, 18 (6 (151)), 105-114.