Анализ деятельности Башкортостанстата на отраслевом рынке

Анализ деятельности Башкортостанстата на отраслевом рынке

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

155

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (136), Сентябрь ‘23

Дата публикации 27.09.2023

Поделиться

В статье рассматриваются деятельность организации Башкортостанстат. Перечисляются основные услуги, предоставляемые данной организацией, виды потребителей, показаны результаты финансово-экономического анализа организации, результаты PEST и SWOT-анализа, дерева стратегических целей. Приводится вывод о финансово-экономическом состоянии организации Башкортостанстат.

Статистика - это инструмент государственного управления. Статистический учет позволяет анализировать деятельность предприятий любой формы собственности, действующих на территории России, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы экономического развития страны в целом. Статистическая отчетность, которая является формой сбора данных, взимается с предприятий таким же образом, как и налоговая отчетность [2]. Способом организации федерального учёта статистических данных является деление всех органов статистики на Росстат и региональные подразделения. Одним из таких региональных подразделений является Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (далее – Башкортостанстат).

Башкортостанстат является главным учетно-статистическим центром Республики Башкортостан и относится к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление статистикой на территории Республики Башкортостан, исходя из отнесения официального статистического учета к юрисдикции Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации [1]. 

Башкортостанстат оказывает государственные услуги органам, предоставляющими государственные услуги, по запросам заявителей в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственные услуги Башкортостанстата:

  • Предоставление организациям и гражданам официальной статистической информации.
  • Предоставление заинтересованным пользователям данных бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Республики Башкортостан.
  • Предоставление официальной статистической информации и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц производится в ответ на письмо-запрос организации, а также по запросу гражданина [6].

Государственная служба статистики Башкортостана, помимо своей основной деятельности, также проводит различные исследования и переписи населения.

Основные виды наблюдения представлены ниже:

  • Сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса;
  • Федеральные статистические наблюдения по социально-демографическим проблемам.

Существует 3 вида основных потребителей статистической информации организации Башкортостанстат: государственные органы (Правительство Республики Башкортостан, Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, муниципальные администрации всех уровней), прочие организации (высшие учебные заведения, и т. д.), а также любые граждане (физические лица).

В связи с неоднородностью потребителей и предоставляемых услуг важно вести бухгалтерский учёт. В Башкортостанстате он ведется в соответствии с постановлением правительства российской Федерации от 15.02.2020 №153 «О передаче федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» осуществляется отделом централизованной бухгалтерии управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан.

Внутренний финансовый аудит организован в форме самостоятельного выполнения руководителем Башкортостанстата действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита и утвержден приказом Башкортостанстата от 23.12.2021 №171-ОД [3,4,5].

Башкортостанстат – бюджетное предприятие, поэтому основным показателем является не прибыль и не производство, а исполнение лимитов бюджетных обязательств. Важно не только не превысить их, но и в полной мере использовать выданные федеральным бюджетом средства для решения поставленных задач.

По этой же причине расчет анализ динамики чистой прибыли балансовым методом и показателей рентабельности неприменим.

В качестве оценки результатов деятельности может служить исполнение лимитов бюджетных обязательств, а также выполнение всех поставленных задач. За последние три года исполнение держалось на уровне >99%, что видно из таблицы 1 [3,4,5].

Таблица 1 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

год

лимиты бюджетных обязательств, млн. руб.

темп роста, %

исполнение, млн. руб.

темп роста, %

исполнение, %

базисный

цепной

базисный

цепной

2019

389,67

-

-

389,39

-

-

99,93%

2020

359,17

-7,8%

-7,8%

356,44

-8,5%

-8,5%

99,24%

2021

752,32

93,1%

109,5%

750,59

92,8%

110,6%

99,77%

Выручка для Башкортостанстата понятие во многом условное, определяемое не самим предприятием, а нормативами, определяемыми Росстатом, а также целями и задачами, которые Росстат выделяет для своих региональных подразделений.

Также важно учесть, что помимо доходных договоров Башкортостанстат выполняет множество задач, не связанных с получением прибыли, а с обеспечением корректных данных по работе региона.

Для анализа развития Башкортостанстата как организации необходимо было проанализировать текущее состояние, слабые и сильные стороны, факторы, которые влияют на работу организации, также был проведен PEST-анализ и SWOT-анализ.

Результаты PEST-анализа:

Основные факторы, влияющие на работу Башкортостанстата делятся на следующие виды: политические, экономические, социальные и технологические. Ниже приведено более подробное описание этих факторов.

Политические факторы:

1) Регулирующие органы и нормы [1,2].

Экономические факторы:

1) Уровень инфляции в стране;

2) Уровень развития экономики страны;

3) Активность различных слоев потребителей;

4) Востребованность статистической информации на рынке.

Социальные факторы:

1) Отток сотрудников в связи с низкой мотивацией и низкой заработной платы;

2) Предоставление организациям и гражданам официальной статистической информации;

3) Влияние миграции, болезней, войн и других событий на уровень демографии РБ, и, следовательно, на результаты исследований и статистических данных;

4) Финансирование исследований, наблюдений, переписи.

Технологические факторы:

1) Разработка программного обеспечения для анализа большого объема статистических данных;

 2) Внедрение цифровизации;

3) Доступность статистической информации.

Далее был проведен SWOT-анализ организации.

Определенные в ходе анализа сильные и слабые стороны организации дают возможность определить те параметры, которые являются выигрышными, их нужно развивать и поддерживать на необходимом уровне, и параметры, улучшение которых может оптимизировать процессы совершенствования управления организацией и свести к минимуму возможность аспекта ухудшения имиджа.

SWOT-анализ организации Башкортостанстат выполнен, перед руководством организации представлена полная картина дел: определены параметры и характеристики, которые могут привести к возможным рискам, определены положительные и отрицательные характеристики Башкортостанстата, который приведен в таблице 2.  

Данный анализ используется не только для оценки конкурентоспособности организации, он очень важен для выбора стратегии развития: исходя из проанализированных параметров, руководитель может легко выбрать приоритеты развития организации. Например, можно использовать новые направления бизнеса - оказание услуг частным и мелким конторам.

Таблица 2 - SWOT-анализ

Сильные и слабые стороны

Возможности

Угрозы

1

2

3

Матрица SWOT

 

1) Запрос на больший ассортимент оказываемых услуг

2) Использование инновационных технологий

3) Максимизация эффективности расходования бюджетных средств

1) Неудовлетворенность клиентов статистическими данными

2) Трудности при сборе статистической информации

3)Снижение доверия к официальной статистической информации

 

Сильные стороны

1) Большой опыт работы в области сбора, анализа и публикации результатов статистических данных

2) Ресурсы для проведения различных исследований и переписи населения

3) Возможность публикации и продажи сборников со статистическими обзорами

4)Наличие собственного интернет-сайта и аккаунта в социальной сети ВК, постоянное обновление контента

5) Почти монопольное положение на рынке оказания услуг в части статистики

 6) Исполнение лимитов бюджетных обязательств

7) Отсутствие причин для получения кредитных средств

1) Дальнейшее продвижение социальных сетей и выход на новые платформы

2) Новые услуги в области статистических данных

1)Обеспечение максимального качества (полноты, достоверности, оперативности, непротиворечивости) и доступности официальной статистической информации

2)Увеличение количества рабочих мест

3)Использование инновационных технологий для сбора и анализа информации

4) Использование инновационных технологий для  сбора и анализа информации

 

Продолжение таблицы 2 - SWOT-анализ

1

2

3

Слабые стороны

1) Уровень автоматизации на среднем уровне бумажных носителях

2) Небольшая заработная плата у работников низшего звена

3)  Мотивирование сотрудников на низком уровне

4) Отток сотрудников, нехватка сотрудников нужной квалификации.

5)  Неинформированность клиентов об услугах организации

6) Решение большинства задач, не связанных с получением прибыли

1) Применение современных методов обработки и визуализации информации

2) Повышение квалификации сотрудников

3) Повышение заработной платы

4) Развитие маркетинга и рекламы

 

1)  Проведение тотальной цифровизации процесса сбора данных

2)  Проведение модернизации аппаратуры

3)  Увеличение количества клиентов 

4)  Информирование населения об услугах организации

 

Также рекомендуется, не смотря на монопольное положение организации не снижать качество работы, развивать кадровую политику в части привлечения и удержания молодых специалистов, создать направления мотивации как материальной, так и не материальной, улучшить корпоративную культуру за счёт проведения командообразующих мероприятий - посадка деревьев, сплавы, туризм, велопробеги, заняться ремонтом здания и близлежащей территории.

На основе результатов SWOT-анализа организации Башкортостанстат было построено дерево стратегических целей организации в формате сбалансированной системы показателей.

Рисунок 1 – Дерево стратегических целей Башкортостанстата

На основе дерева стратегических целей организации можно выделить основные стратегии развития:

– обеспечение максимального качества и доступности официальной статистической информации, а также ее полезности для принятия управленческих решений на всех уровнях власти и управления;

– повышение доверия к официальной статистической информации;

– обеспечение доступности обезличенных первичных статистических данных для проведения научных исследований и создания приложений для работы с открытыми данными;

– повышение кадрового потенциала отечественной статистики.

Таким образом, все решения по развитию предприятия, отрасли, государства – должны быть основаны на актуальной и достоверной информации. Ошибки в исходных данных приводят к неверным решениям, которые могут привести к убыткам или даже разорению.

Источником данных по функционированию экономики и состоянию населения являются статистические данные, предоставляемые госорганами, в частности, Башкортостанстатом.

Надёжность и достоверность данных обеспечивается тем, что методики определяются государством, конфиденциальность так же связана с тем, что Башкортостанстат – государственное учреждение.

Это же определяет и унификацию данных – все гражданские и юридические лица находятся в одинаковых условиях и имеют право воспользоваться предоставляемой информацией.

Поэтому чем лучше будет работать Башкортостанстат, тем лучше будут данные и тем лучше прогнозы экономистов в части развития как отдельных фирм, так и Республики в целом.

За последние годы Башкортостанстат выполнил немало обследований, исследований, предоставлял статистическую информацию по запросам организаций, граждан, выпустил большое количество сборников аналитической информации, статистических обзоров, а также провёл Всероссийскую Перепись Населения в Республике Башкортостан, при этом ни разу не нарушив лимиты бюджетных обязательств.

В качестве направлений улучшения работы Башкортостанстата можно выделить: обеспечение максимального качества (полноты, достоверности, оперативности, непротиворечивости) и доступности официальной статистической информации; дальнейшее продвижение социальных сетей и выход на новые платформы; развитие маркетинга и рекламы; развитие цифровых технологий в статистике. Башкортостанстат должен активно внедрять новые технологии в свою деятельность. Современные технологии помогут улучшить качество предоставляемых статистических данных, снизить время и стоимость их сбора и обработки, а также повысить уровень автоматизации работы. Также рекомендуется развитие профессиональных навыков сотрудников. Башкортостанстат должен обеспечивать своих сотрудников квалифицированным обучением и подготовкой в соответствии с новыми тенденциями в области статистики. Развитие профессиональных навыков сотрудников позволит Башкортостанстату оставаться конкурентоспособным на рынке статистических услуг.

Таким образом, анализ организации Башкортостанстат показал, что рынок статистических услуг в Республике Башкортостан развивается довольно активно и имеет большой потенциал для дальнейшего роста.

Организация Башкортостанстат успешно работает на данном рынке и имеет все шансы сохранить свои позиции и увеличить свою долю в данной отрасли.

Список литературы

  1. Положение о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 20.04.2018 № 237.
  2. Приказ от 13 января 2021г. № 4-ОД «О внесении изменений в Правила обработки и защиты персональных данных в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, связанных с реализацией служебных или трудовых отношений, утвержденные приказом Башкортостанстата от 24 ноября 2014 г. № 142-ОД».
  3. Отчет об исполнении бюджета на 1 января 2019 г. - Уфа: Башкортостанстат, 2019 г.
  4. Отчет об исполнении бюджета на 1 января 2020 г. - Уфа: Башкортостанстат, 2020 г.
  5. Отчет об исполнении бюджета на 1 января 2021 г. - Уфа: Башкортостанстат, 2021 г.
  6. https://02.rosstat.gov.ru/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее