Статистика - это инструмент государственного управления. Статистический учет позволяет анализировать деятельность предприятий любой формы собственности, действующих на территории России, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы экономического развития страны в целом. Статистическая отчетность, которая является формой сбора данных, взимается с предприятий таким же образом, как и налоговая отчетность [2]. Способом организации федерального учёта статистических данных является деление всех органов статистики на Росстат и региональные подразделения. Одним из таких региональных подразделений является Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (далее – Башкортостанстат).
Башкортостанстат является главным учетно-статистическим центром Республики Башкортостан и относится к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление статистикой на территории Республики Башкортостан, исходя из отнесения официального статистического учета к юрисдикции Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации [1].
Башкортостанстат оказывает государственные услуги органам, предоставляющими государственные услуги, по запросам заявителей в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственные услуги Башкортостанстата:
- Предоставление организациям и гражданам официальной статистической информации.
- Предоставление заинтересованным пользователям данных бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Республики Башкортостан.
- Предоставление официальной статистической информации и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц производится в ответ на письмо-запрос организации, а также по запросу гражданина [6].
Государственная служба статистики Башкортостана, помимо своей основной деятельности, также проводит различные исследования и переписи населения.
Основные виды наблюдения представлены ниже:
- Сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса;
- Федеральные статистические наблюдения по социально-демографическим проблемам.
Существует 3 вида основных потребителей статистической информации организации Башкортостанстат: государственные органы (Правительство Республики Башкортостан, Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, муниципальные администрации всех уровней), прочие организации (высшие учебные заведения, и т. д.), а также любые граждане (физические лица).
В связи с неоднородностью потребителей и предоставляемых услуг важно вести бухгалтерский учёт. В Башкортостанстате он ведется в соответствии с постановлением правительства российской Федерации от 15.02.2020 №153 «О передаче федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» осуществляется отделом централизованной бухгалтерии управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан.
Внутренний финансовый аудит организован в форме самостоятельного выполнения руководителем Башкортостанстата действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита и утвержден приказом Башкортостанстата от 23.12.2021 №171-ОД [3,4,5].
Башкортостанстат – бюджетное предприятие, поэтому основным показателем является не прибыль и не производство, а исполнение лимитов бюджетных обязательств. Важно не только не превысить их, но и в полной мере использовать выданные федеральным бюджетом средства для решения поставленных задач.
По этой же причине расчет анализ динамики чистой прибыли балансовым методом и показателей рентабельности неприменим.
В качестве оценки результатов деятельности может служить исполнение лимитов бюджетных обязательств, а также выполнение всех поставленных задач. За последние три года исполнение держалось на уровне >99%, что видно из таблицы 1 [3,4,5].
Таблица 1 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
год |
лимиты бюджетных обязательств, млн. руб. |
темп роста, % |
исполнение, млн. руб. |
темп роста, % |
исполнение, % |
||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
||||
2019 |
389,67 |
- |
- |
389,39 |
- |
- |
99,93% |
2020 |
359,17 |
-7,8% |
-7,8% |
356,44 |
-8,5% |
-8,5% |
99,24% |
2021 |
752,32 |
93,1% |
109,5% |
750,59 |
92,8% |
110,6% |
99,77% |
Выручка для Башкортостанстата понятие во многом условное, определяемое не самим предприятием, а нормативами, определяемыми Росстатом, а также целями и задачами, которые Росстат выделяет для своих региональных подразделений.
Также важно учесть, что помимо доходных договоров Башкортостанстат выполняет множество задач, не связанных с получением прибыли, а с обеспечением корректных данных по работе региона.
Для анализа развития Башкортостанстата как организации необходимо было проанализировать текущее состояние, слабые и сильные стороны, факторы, которые влияют на работу организации, также был проведен PEST-анализ и SWOT-анализ.
Результаты PEST-анализа:
Основные факторы, влияющие на работу Башкортостанстата делятся на следующие виды: политические, экономические, социальные и технологические. Ниже приведено более подробное описание этих факторов.
Политические факторы:
1) Регулирующие органы и нормы [1,2].
Экономические факторы:
1) Уровень инфляции в стране;
2) Уровень развития экономики страны;
3) Активность различных слоев потребителей;
4) Востребованность статистической информации на рынке.
Социальные факторы:
1) Отток сотрудников в связи с низкой мотивацией и низкой заработной платы;
2) Предоставление организациям и гражданам официальной статистической информации;
3) Влияние миграции, болезней, войн и других событий на уровень демографии РБ, и, следовательно, на результаты исследований и статистических данных;
4) Финансирование исследований, наблюдений, переписи.
Технологические факторы:
1) Разработка программного обеспечения для анализа большого объема статистических данных;
2) Внедрение цифровизации;
3) Доступность статистической информации.
Далее был проведен SWOT-анализ организации.
Определенные в ходе анализа сильные и слабые стороны организации дают возможность определить те параметры, которые являются выигрышными, их нужно развивать и поддерживать на необходимом уровне, и параметры, улучшение которых может оптимизировать процессы совершенствования управления организацией и свести к минимуму возможность аспекта ухудшения имиджа.
SWOT-анализ организации Башкортостанстат выполнен, перед руководством организации представлена полная картина дел: определены параметры и характеристики, которые могут привести к возможным рискам, определены положительные и отрицательные характеристики Башкортостанстата, который приведен в таблице 2.
Данный анализ используется не только для оценки конкурентоспособности организации, он очень важен для выбора стратегии развития: исходя из проанализированных параметров, руководитель может легко выбрать приоритеты развития организации. Например, можно использовать новые направления бизнеса - оказание услуг частным и мелким конторам.
Таблица 2 - SWOT-анализ
Сильные и слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
1 |
2 |
3 |
Матрица SWOT
|
1) Запрос на больший ассортимент оказываемых услуг 2) Использование инновационных технологий 3) Максимизация эффективности расходования бюджетных средств |
1) Неудовлетворенность клиентов статистическими данными 2) Трудности при сборе статистической информации 3)Снижение доверия к официальной статистической информации
|
Сильные стороны 1) Большой опыт работы в области сбора, анализа и публикации результатов статистических данных 2) Ресурсы для проведения различных исследований и переписи населения 3) Возможность публикации и продажи сборников со статистическими обзорами 4)Наличие собственного интернет-сайта и аккаунта в социальной сети ВК, постоянное обновление контента 5) Почти монопольное положение на рынке оказания услуг в части статистики 6) Исполнение лимитов бюджетных обязательств 7) Отсутствие причин для получения кредитных средств |
1) Дальнейшее продвижение социальных сетей и выход на новые платформы 2) Новые услуги в области статистических данных |
1)Обеспечение максимального качества (полноты, достоверности, оперативности, непротиворечивости) и доступности официальной статистической информации 2)Увеличение количества рабочих мест 3)Использование инновационных технологий для сбора и анализа информации 4) Использование инновационных технологий для сбора и анализа информации |
Продолжение таблицы 2 - SWOT-анализ
1 |
2 |
3 |
Слабые стороны 1) Уровень автоматизации на среднем уровне бумажных носителях 2) Небольшая заработная плата у работников низшего звена 3) Мотивирование сотрудников на низком уровне 4) Отток сотрудников, нехватка сотрудников нужной квалификации. 5) Неинформированность клиентов об услугах организации 6) Решение большинства задач, не связанных с получением прибыли |
1) Применение современных методов обработки и визуализации информации 2) Повышение квалификации сотрудников 3) Повышение заработной платы 4) Развитие маркетинга и рекламы
|
1) Проведение тотальной цифровизации процесса сбора данных 2) Проведение модернизации аппаратуры 3) Увеличение количества клиентов 4) Информирование населения об услугах организации |
Также рекомендуется, не смотря на монопольное положение организации не снижать качество работы, развивать кадровую политику в части привлечения и удержания молодых специалистов, создать направления мотивации как материальной, так и не материальной, улучшить корпоративную культуру за счёт проведения командообразующих мероприятий - посадка деревьев, сплавы, туризм, велопробеги, заняться ремонтом здания и близлежащей территории.
На основе результатов SWOT-анализа организации Башкортостанстат было построено дерево стратегических целей организации в формате сбалансированной системы показателей.
Рисунок 1 – Дерево стратегических целей Башкортостанстата
На основе дерева стратегических целей организации можно выделить основные стратегии развития:
– обеспечение максимального качества и доступности официальной статистической информации, а также ее полезности для принятия управленческих решений на всех уровнях власти и управления;
– повышение доверия к официальной статистической информации;
– обеспечение доступности обезличенных первичных статистических данных для проведения научных исследований и создания приложений для работы с открытыми данными;
– повышение кадрового потенциала отечественной статистики.
Таким образом, все решения по развитию предприятия, отрасли, государства – должны быть основаны на актуальной и достоверной информации. Ошибки в исходных данных приводят к неверным решениям, которые могут привести к убыткам или даже разорению.
Источником данных по функционированию экономики и состоянию населения являются статистические данные, предоставляемые госорганами, в частности, Башкортостанстатом.
Надёжность и достоверность данных обеспечивается тем, что методики определяются государством, конфиденциальность так же связана с тем, что Башкортостанстат – государственное учреждение.
Это же определяет и унификацию данных – все гражданские и юридические лица находятся в одинаковых условиях и имеют право воспользоваться предоставляемой информацией.
Поэтому чем лучше будет работать Башкортостанстат, тем лучше будут данные и тем лучше прогнозы экономистов в части развития как отдельных фирм, так и Республики в целом.
За последние годы Башкортостанстат выполнил немало обследований, исследований, предоставлял статистическую информацию по запросам организаций, граждан, выпустил большое количество сборников аналитической информации, статистических обзоров, а также провёл Всероссийскую Перепись Населения в Республике Башкортостан, при этом ни разу не нарушив лимиты бюджетных обязательств.
В качестве направлений улучшения работы Башкортостанстата можно выделить: обеспечение максимального качества (полноты, достоверности, оперативности, непротиворечивости) и доступности официальной статистической информации; дальнейшее продвижение социальных сетей и выход на новые платформы; развитие маркетинга и рекламы; развитие цифровых технологий в статистике. Башкортостанстат должен активно внедрять новые технологии в свою деятельность. Современные технологии помогут улучшить качество предоставляемых статистических данных, снизить время и стоимость их сбора и обработки, а также повысить уровень автоматизации работы. Также рекомендуется развитие профессиональных навыков сотрудников. Башкортостанстат должен обеспечивать своих сотрудников квалифицированным обучением и подготовкой в соответствии с новыми тенденциями в области статистики. Развитие профессиональных навыков сотрудников позволит Башкортостанстату оставаться конкурентоспособным на рынке статистических услуг.
Таким образом, анализ организации Башкортостанстат показал, что рынок статистических услуг в Республике Башкортостан развивается довольно активно и имеет большой потенциал для дальнейшего роста.
Организация Башкортостанстат успешно работает на данном рынке и имеет все шансы сохранить свои позиции и увеличить свою долю в данной отрасли.
Список литературы
- Положение о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 20.04.2018 № 237.
- Приказ от 13 января 2021г. № 4-ОД «О внесении изменений в Правила обработки и защиты персональных данных в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, связанных с реализацией служебных или трудовых отношений, утвержденные приказом Башкортостанстата от 24 ноября 2014 г. № 142-ОД».
- Отчет об исполнении бюджета на 1 января 2019 г. - Уфа: Башкортостанстат, 2019 г.
- Отчет об исполнении бюджета на 1 января 2020 г. - Уфа: Башкортостанстат, 2020 г.
- Отчет об исполнении бюджета на 1 января 2021 г. - Уфа: Башкортостанстат, 2021 г.
- https://02.rosstat.gov.ru/