К вопросу о финансовых санкциях в процедуре несостоятельности индивидуального предпринимателя

К вопросу о финансовых санкциях в процедуре несостоятельности индивидуального предпринимателя

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (134), Сентябрь ‘23

Дата публикации 17.09.2023

Поделиться

Анализ судебной практики позволяет заключить, что суды не всегда верно определяют, когда задолженность по санкциям за нарушения публичных норм права подлежит установлению в реестре требований кредиторов, а когда - относится к текущим платежам. Это обстоятельство наглядно демонстрирует актуальность рассмотренных в настоящей статье отдельных вопросов порядка взыскания санкций как части  обязательных платежей в процедурах банкротства. В частности, показано, что при разрешении вопроса о квалификации штрафных санкция в качестве текущей либо реестровой следует исходить из соотнесения момента совершения должником правонарушения и датой возбуждения судом процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлено право индивидуального предпринимателя (как должника)  либо его конкурсного кредитора, уполномоченного органа, а также работника  (с которым действует или ранее расторгнут трудовой договор) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании этого индивидуального предпринимателя  банкротом [1, ст.ст. 7-9].  Таким образом, законодатель  устанавливает два процессуальных режима возбуждения дела о банкротстве должника (равно юридического либо физического лица) в зависимости от личности заявителя: по заявлению самого должника или его кредиторов. Эти режимы имеют существенные различия:

1) Право на обращение кредиторов с заявлением о банкротстве индивидуального предпринимателя возникает при наличии следующих условий:

- требование к должнику - индивидуальному предпринимателю должно составлять не менее 500 000 рублей, но без учета штрафных санкций по обязательным  платежам  [1; п.2 ст. 213.3, абз. 2 п. 2 ст. 4];

- обязательства (обязанности) не исполняются индивидуальным предпринимателем более  трех месяцев с даты, когда должны они подлежали исполнению [1; п.п.1,3 ст. 213.1] ;

-  обоснованность неисполненных требований установлено вступившим в силу судебным актом или документом, имеющим исполнительную силу (например, решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности по налогам (сборам) за счет денежных средств или иного имущества должника индивидуального предпринимателя  на сумму, превышающую 500 тыс.руб.) [1; п.п.1,3 ст. 213.1, абз. 3 п.2 ст. 7];

- предварительного опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом [1; п. 2.1 ст. 7].

2) В случае обращения самого должника – индивидуального предпринимателя с заявлением о банкротстве такое право возникает вне зависимости ни от размера неисполненных обязательств, срока неисполнения последних,  наличия (отсутствия) вступившего в законную силу судебного решения о взыскании задолженности. Что особенно важно, право на обращение в суд о «самопризнании» индивидуальным   предпринимателем себя банкротом не зависит от правовой природы положенной в основание заявления задолженности – это может быть задолженность по основному долгу, а так же долг по финансовым санкциям.

Единственно остается требование  предварительного опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений [1; п.2.1 ст. 7]. Это требование вызвано необходимостью информирования кредиторов и иных заинтересованных лиц о грядущем банкротстве. Аналогичную позицию в отношении права на подачу заявления должником – юридическим лицом занимают арбитражные суды, руководствуясь Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.04.2018 N 307-ЭС17-20207 [3].

Следовательно, индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о признании себя банкротом, в том числе, при наличии только обязательных платежей в форме штрафных санкций. Эти санкции подлежат учету в третьей очереди реестровых требований кредиторов и «подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов» [1; п.3 ст. 137].

В целом, очередность погашения задолженности по штрафным санкциям за нарушения публичных норм права (в частности,  административные нарушения, нарушения налогового, таможенного законодательства) зависит от момента возникновения правонарушения. Отметим, что одним  из  основных   принципов   функционирования института юридической ответственности как  инструмента  обеспечения правопорядка    является     обязанность     лица,     совершившего правонарушение, нести связанные с этими действиями  неблагоприятные последствия, в том числе в форме финансовых санкций. Ранее  существовала правоприменительная практика, [4; п. 30], согласно которой санкции за нарушения норм публичного права включались в третью очередь реестра кредиторов, вне зависимости от времени совершения правонарушения. Однако, по сути, этот подход может повлечь за собой предоставление несостоятельному должнику безосновательных привилегий при недостоточности  имущества должника – индивидуального предпринимателя.

В настоящее время квалификация задолженности по штрафным санкциям, назначенным должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности, обусловлена временем совершения правонарушения. Если правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем до принятия арбитражным судом заявления о признания должника несостоятельным (банкротом), санкции за подобное нарушение подлежат включению в третью очередь реестровых требований кредиторов на основании заявления уполномоченного органа. В настоящее время уполномоченным государственным органом в делах о банкротстве является Федеральная налоговая служба[2; п.2].  

Если же правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем после возбуждения арбитражным судом дела о признании должника банкротом, либо правонарушение длящееся (не окончено на момент принятия судом заявления) финансовые санкции признаются текущими и подлежат удовлетворению до погашения реестра кредиторов [1; ст.5]. В последнем случае заявление о включении в реестр рассматривается во внесудебном порядке арбитражным управляющим.

Список литературы

  1. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС «КонсультантПлюс» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения 14.09.2023)
  2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 (ред. от 24.03.2023) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» // СПС «КонсультантПлюс» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47869/ (дата обращения 14.09.2023)
  3. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.04.2018 N 307-ЭС17-20207 по делу N А56-5164/2017 // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2019, N 3
  4. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 (ред. от 06.06.2014) "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (документ утратил силу) // СПС «Консультатнт Плюс» cons_doc_LAW_61712/ (дата обращения 14.09.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее