ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДРЕМОНТНЫХ РАБОТ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДРЕМОНТНЫХ РАБОТ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (134), Сентябрь ‘23

Дата публикации 12.09.2023

Поделиться

Предремонтная подготовка технологических аппаратов является одним из самых опасных комплексов технологических операций при эксплуатации технологического оборудования.

Эксплуатация производственных объектов практически всегда связана с ремонтом, антикоррозийной защитой и работами на технологическом оборудовании, проведение которых предполагает необходимость выполнения искроопасных и огневых работ.

C развитием многих сфер деятельности нашей жизни произошло также и развитие производства и торговли горюче-смазочными материалами (ГСМ), которые совсем недавно были распространены в довольно узких кругах предприятий и организаций. На сегодняшний день в силу своего высокого спроса данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс.

В своей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с автозаправочными станциями (АЗС). Автозаправочные станции сегодня стали не только местом для заправки транспортных средств нефтепродуктами. На отдельных станциях можно получить услуги от продажи продуктов, запасных частей, принадлежностей к автомобилям до технического обслуживания и мойки автомобилей.

В настоящее время в эксплуатации на территории России находится несколько видов АЗС:

  1. традиционные АЗС – с подземными резервуарами;
  2. блочные АЗС – с подземными резервуарами и топливно-раздаточными колонками (ТРК) над ними;
  3. модульные АЗС – с надземными резервуарами, от которых разнесены топливно-раздаточные колонки на сравнительно ограниченной территории;
  4. контейнерные АЗС – с наземными резервуарами, где в контейнере находятся и топливно-раздаточные колонки;
  5. топливно – раздаточные пункты АЗС – располагаются на территории предприятия для заправки автомобильной техники этого предприятия;
  6. передвижные АЗС – автомобили, прицепы или полуприцепы.

Устройство традиционной АЗС, в которой емкости для топлива расположены под топливнораздоточными колонками, представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Устройство традиционной автозаправочной станции

Диагностика неисправностей имеет решающее значение для безопасной эксплуатации автозаправочной станции. Проведение очистных и ремонтных работ относятся к пожароопасным работам, так как происходит приостановка работы резервуара, вследствие чего происходит образование горючей смеси в результате контакта горючего и окислителя.

Перед проведением ремонтных работ на технологическом оборудовании – резервуарах, емкостях, трубопроводах, колонках для раздачи ГСМ должна быть проведена очистка от следов нефтепродуктов, их паров, для исключения возникновения возгорания при проведении огневых работ, включая газовую, электрическую сварку металлических конструкций. Обязательным условием проведением очистки и предремонтной подготовки оборудования, в котором обращалось топливо или его пары, должны осуществляться работниками автозаправочного комплекса, прошедшими специальную подготовку, или специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Статистические данные пожаров на автозаправочных станциях показывают, что пожары возникают по причине несоблюдения техники безопасности, в большей части при проведении предремонтных и ремонтных работ. Так, в 2021 году 16 февраля пожар возник на автозаправке в Новой Москве. Причиной пожара стала разгерметизация емкости с горючим.

1 июля 2020 года в поселке Белый Ключ Ульяновской области во время проведения ремонтных работ на автозаправке произошел пожар. По данным представителя экстренных служб региона, автозаправка была закрыта на ремонт.

В 2019 году 3 августа на автозаправке в Курской области произошло загорание газового оборудования. 25 июня в селе Автуры в Чечне на автозаправочной станции во время перекачки топлива из авторезервуара произошел пожар.

20 мая 2019 года в подмосковном Серпухове на АЗС при проведении сварочных работ с использованием газового оборудования произошел взрыв. В результате происшествия погибли три человека, еще один пострадал.

Таким образом, можно сказать, что аварии на объектах автозапрвочных станций требуют большого количества средств и сил для устранения последствий. Они носят затяжной характер и наносят большой материальный ущерб.

При проведении ремонтно-восстановительных работ на АЗС ее руководитель, ответственный за пожарную безопасность  должны обеспечить необходимые противопожарные меры.

В статьях 37, 38 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» – о непосредственном участии руководителей организаций в создании системы комплексной пожарной безопасности на подведомственных объектах, их персональной ответственности за несоблюдение противопожарных требований норм, сводов правил, что в полной мере относится к таким пожароопасным предприятиям, как автозаправочные станции.

В статье 71 ФЗ-123 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» – о противопожарных расстояниях от наружных стен строительных объектов АЗС с наличием ГСМ, их паров; корпусов наземных, дыхательных устройств подземных резервуаров нефтепродуктов; стенок оборудования очистных сооружений; площадок стоянки автотранспорта, включая цистерны для перевозки нефтепродуктов, до границ соседних объектов населенных пунктов.

Требования пожарной безопасности к автозаправочным станциям  изложены в СП 156.13130.2014. Противопожарные мероприятия регламентирует РД 153-39.2-080-01 – о правилах технической эксплуатации автозаправочных станций.

Высокая пожаровзрывоопасность на объектах автозаправочных станций объясняется низким концентрационным пределом распространения пламени (1,6% объемных) и высокой плотностью по отношению к воздуху (1,5). Это говорит о том, что для образования горючей среды достаточно даже небольшой утечки газа и маломощного источника зажигания. Зона загазованности представляет собой стелющееся по земле облако, толщина которого достигает нескольких метров, а длина и ширина могут достигать несколько сот метров.

ГОСТ 1510-84 регламентирует периодичность очистки резервуаров нефтепродуктов, которая напрямую зависит от вида нефтепродукта, условий хранения и прочих условий.

Согласно требованиям пожарной безопасности перед проведением ремонтных работ необходимо произвести ряд действий по очистке резервуаров. Процесс очистки можно разделить на несколько этапов: начиная освобождением резервуаров от жидкости до

Сложность на этапе очистки представляет освобождение от остатка, скопившегося на дне резервуара. Именно на этапе выполнения таких работ неоднократно возникали взрывы и пожары. При очистке легких жидкостей, таких как бензин или керосин, откачка жидкости происходит проще. Тяжелые жидкости при откачке разбавляют легкими, а затем производят откачку. Окончанием работ является отключение резервуара от технологической линии и удаление горючих паров с помощью искусственной или естественной вентиляции.

Вентиляция естественным путем не способна удалить нефтепродукты с температурой кипения выше 300 0С. Для их удаления применяют пропарку или промывку водой с использованием моющих растворов. В сравнении с вентиляцией, процесс пропарки является более сложным, т.к. нагреть резервуар необходимо до той температуры, при которой остатки нефтепродуктов начнут испаряться. Пропарка резервуара осуществляется водяным паром из стационарных котельных или мобильных паропередающих установок (ППУ). Резервуары пропаривают с открытыми люками на крыше. Температура подаваемого водяного пара и поверхности паропровода не должна превышать 120°C, должна поддерживаться не менее 78°C. Пропаривание производится до тех пор, пока концентрация паров масла в резервуаре не станет менее 2 г/м3.

Производительность подачи пара в резервуар и выхода паров масла из него должна быть такой, чтобы приводить к образованию взрывоопасных концентраций в каре наземных резервуаров и на крыше - под землей.

Нагретые жидкие углеводородные фракции удаляются через сифонный клапан.

Контроль воздушной среды внутри резервуара осуществляется на всех этапах дегазации, во время вентиляции, заполнения резервуара инертным газом и в период нахождения людей в резервуаре. Для мониторинга используются газоанализаторы. Все работы по дегазации резервуаров должны выполняться с использованием средств индивидуальной защиты.

Принудительная вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов, в качестве привода которых используется электродвигатель во взрывозащищенном исполнении. Воздухопроводы изготавливают из неметаллических материалов (брезент, бельтинг), снабжают электростатической защитой и заземляют.

Таким образом, вопрос обеспечения пожаровзрывобезопасности автозаправочных станций и комплексов является сложным вопросом, который остается актуальным в наше время.

Список литературы

  1. Волков О. М. Пожарная безопасность резервуаров с нефтепродуктами. М.: Недра, 1984. 150 с.
  2. Горячев С. А., Молчанов С. В., Назаров В. П., Панасевич Л. Т., Петров А. П., Рубцов В. В., Швырков С. А. Пожарная безопасность технологических процессов. Ч. 2. Анализ пожарной опасности и защиты технологического оборудования. Учебник / под общ. ред. В. П. Назарова и В. В. Рубцова. М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. 221 с.
  3. Федеральный закон № 69 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 .
  4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  5. СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные».
  6. ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».
  7. РД 153-39.2-080-01 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации».
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary