ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 35 (133), Сентябрь ‘23

Дата публикации 11.09.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются внедряемые ОАО «РЖД» инновационные решения, основанные на технологии виртуальной реальности (VR). Приводятся примеры реальных кейсов, реализованных ОАО «РЖД» и другими компаниями, по созданию VR-тренажёров для представителей железнодорожных профессий. Рассказывается о результативности данного вида обучения, процессе создания различных VR проектов и экономической эффективности внедрения VR технологий в образовательный процесс.

В современном мире не так много технологий, которые способны удивить каждого. Но виртуальная реальность (или сокращенно VR), наравне с искусственным интеллектом, остаётся уже который год одним из основных IT-трендов, имеющих масштабные перспективы развития. Сейчас VR используется для создания различных тренажёров и симуляторов, а также для игр.

Существует ряд тренажёров актуальных для железнодорожных профессий, разработанных как ОАО «РЖД», так и другими компаниями. В их число входят следующие VR-тренажёры: для электромеханика, для осмотрщика вагонов, для билетного контролёра, для машиниста электропоезда ЭП-2Д, для дежурного по переезду, для оператора сортировочной горки и для военно-учётных специальностей железнодорожных войск.

Число VR-тренажёров постоянно растёт, потому что виртуальная реальность эффективна для обучения новых специалистов и отработки навыков уже действующего персонала. Это подтверждают различные исследования, а также эксперты, работающие с VR. Например, Петрозаводский государственный университет выпустил статью, в которой говорится о том, что трехмерное изображение компонентов задачи влияет на характер осуществляемого мыслительного процесса. Было так же отмечено, что информация, представленная через VR, усваивалась в 3 раза лучше, чем обычно. А психологи из Университета Уорика провели сравнительное исследование обучения биологии в виртуальной реальности, по видео и по учебнику. В результатах говорится о том, что VR позволил повысить результаты теста на 28,5%, в то время как учебник и видео не больше, чем на 25%. Виртуальная реальность повысила количество положительных эмоций, а видео снизило. Так же и уровень вовлечения в обучение с VR был выше, чем с учебником. Также VR-тренажёры позволяют снизить риск возможной ошибки в стандартных условиях или в экстренной ситуации: не допустить материального ущерба и, в некоторых случаях, даже возможных человеческих жертв. Это становится возможно благодаря тому, что в виртуальном мире можно воссоздать чрезвычайные происшествия и чётко отработать действия при их возникновении.

Разработка VR-тренажёра обходится в разы дешевле, чем покупка физического тренажёра, и требует лишь покупку VR-шлема, стоимостью в среднем около 30000 рублей, и разработку самого ПО, стоимостью в среднем от 5 миллионов рублей. Для сравнения, механический тренажёр оператора сортировочной горки стоит 15 миллионов рублей, а VR-тренажёр обойдётся примерно 5030000 рублей. И это при условии, что ПО можно потом бесконечно распространять, покупая лишь сами шлемы.

Если более детально рассматривать процесс создания VR-тренажёров, то стоит отметить, что реализацией проекта обычно занимается команда из 3-5 человек. Для начала менеджер продукта проводит детальное интервью с представителями профессии, выясняя все её тонкости и проблемные моменты, на которых можно заострить внимание при составлении сценария. Далее прорабатывается сюжет, продумываются требуемые игровые механики, 3D-объекты и локация, в которой будет происходить действие. После к работе приступают 3D-дизайнер, level-дизайнер и разработчики. 3D-дизайнер создаёт 3D-объекты, level-дизайнер располагает их на сцене и настраивает свет и тени, а разработчики реализуют игровые механики и придают физические свойства предметам. Далее остаётся лишь протестировать готовый тренажёр. 

Новым этапом развития виртуальной реальности, предоставящим новые возможности, станет интеграция с искусственным интеллектом. Этот шаг позволит в процессе обучения создавать новые сценарии, зависящие лишь от обучающегося, а также добавлять в тренажёры новых персонажей, действия которых практически не будут отличаться от поведения реальных людей.

Список литературы

  1. Распопина Т.А., Тарасов Е.Б., Шматков Р.Н. Информационные технологии как основа эффективного развития транспортной отрасли // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2020. №1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-kak-osnova-effektivnogo-razvitiya-transportnoy-otrasli (дата обращения: 20.04.2023).
  2. Купцов А.И., Купцов С.А., Хайруллин Р.З., Богач В.В. Разработка и использование технологий виртуальной реальности в процессах обучения // Вестник Казанского технологического университета. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-ispolzovanie-tehnologiy-virtualnoy-realnosti-v-protsessah-obucheniya (дата обращения: 21.04.2023).
  3. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте // Непрерывное образование: XXI век. 2015. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-virtualnoy-realnosti-pri-obuchenii-v-yunosheskom-i-vzroslom-vozraste (дата обращения: 26.04.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary