ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 35 (133), Сентябрь ‘23

Дата публикации 11.09.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются внедряемые ОАО «РЖД» инновационные решения, основанные на технологии виртуальной реальности (VR). Приводятся примеры реальных кейсов, реализованных ОАО «РЖД» и другими компаниями, по созданию VR-тренажёров для представителей железнодорожных профессий. Рассказывается о результативности данного вида обучения, процессе создания различных VR проектов и экономической эффективности внедрения VR технологий в образовательный процесс.

В современном мире не так много технологий, которые способны удивить каждого. Но виртуальная реальность (или сокращенно VR), наравне с искусственным интеллектом, остаётся уже который год одним из основных IT-трендов, имеющих масштабные перспективы развития. Сейчас VR используется для создания различных тренажёров и симуляторов, а также для игр.

Существует ряд тренажёров актуальных для железнодорожных профессий, разработанных как ОАО «РЖД», так и другими компаниями. В их число входят следующие VR-тренажёры: для электромеханика, для осмотрщика вагонов, для билетного контролёра, для машиниста электропоезда ЭП-2Д, для дежурного по переезду, для оператора сортировочной горки и для военно-учётных специальностей железнодорожных войск.

Число VR-тренажёров постоянно растёт, потому что виртуальная реальность эффективна для обучения новых специалистов и отработки навыков уже действующего персонала. Это подтверждают различные исследования, а также эксперты, работающие с VR. Например, Петрозаводский государственный университет выпустил статью, в которой говорится о том, что трехмерное изображение компонентов задачи влияет на характер осуществляемого мыслительного процесса. Было так же отмечено, что информация, представленная через VR, усваивалась в 3 раза лучше, чем обычно. А психологи из Университета Уорика провели сравнительное исследование обучения биологии в виртуальной реальности, по видео и по учебнику. В результатах говорится о том, что VR позволил повысить результаты теста на 28,5%, в то время как учебник и видео не больше, чем на 25%. Виртуальная реальность повысила количество положительных эмоций, а видео снизило. Так же и уровень вовлечения в обучение с VR был выше, чем с учебником. Также VR-тренажёры позволяют снизить риск возможной ошибки в стандартных условиях или в экстренной ситуации: не допустить материального ущерба и, в некоторых случаях, даже возможных человеческих жертв. Это становится возможно благодаря тому, что в виртуальном мире можно воссоздать чрезвычайные происшествия и чётко отработать действия при их возникновении.

Разработка VR-тренажёра обходится в разы дешевле, чем покупка физического тренажёра, и требует лишь покупку VR-шлема, стоимостью в среднем около 30000 рублей, и разработку самого ПО, стоимостью в среднем от 5 миллионов рублей. Для сравнения, механический тренажёр оператора сортировочной горки стоит 15 миллионов рублей, а VR-тренажёр обойдётся примерно 5030000 рублей. И это при условии, что ПО можно потом бесконечно распространять, покупая лишь сами шлемы.

Если более детально рассматривать процесс создания VR-тренажёров, то стоит отметить, что реализацией проекта обычно занимается команда из 3-5 человек. Для начала менеджер продукта проводит детальное интервью с представителями профессии, выясняя все её тонкости и проблемные моменты, на которых можно заострить внимание при составлении сценария. Далее прорабатывается сюжет, продумываются требуемые игровые механики, 3D-объекты и локация, в которой будет происходить действие. После к работе приступают 3D-дизайнер, level-дизайнер и разработчики. 3D-дизайнер создаёт 3D-объекты, level-дизайнер располагает их на сцене и настраивает свет и тени, а разработчики реализуют игровые механики и придают физические свойства предметам. Далее остаётся лишь протестировать готовый тренажёр. 

Новым этапом развития виртуальной реальности, предоставящим новые возможности, станет интеграция с искусственным интеллектом. Этот шаг позволит в процессе обучения создавать новые сценарии, зависящие лишь от обучающегося, а также добавлять в тренажёры новых персонажей, действия которых практически не будут отличаться от поведения реальных людей.

Список литературы

  1. Распопина Т.А., Тарасов Е.Б., Шматков Р.Н. Информационные технологии как основа эффективного развития транспортной отрасли // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2020. №1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-kak-osnova-effektivnogo-razvitiya-transportnoy-otrasli (дата обращения: 20.04.2023).
  2. Купцов А.И., Купцов С.А., Хайруллин Р.З., Богач В.В. Разработка и использование технологий виртуальной реальности в процессах обучения // Вестник Казанского технологического университета. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-ispolzovanie-tehnologiy-virtualnoy-realnosti-v-protsessah-obucheniya (дата обращения: 21.04.2023).
  3. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте // Непрерывное образование: XXI век. 2015. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-virtualnoy-realnosti-pri-obuchenii-v-yunosheskom-i-vzroslom-vozraste (дата обращения: 26.04.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее