Бондаренко Юлия Сергеевна,

Бондаренко Юлия Сергеевна,

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (19), июнь ‘21

Дата публикации 23.06.2021

Поделиться

Ключевые слова: педагогические условия, познавательная самостоятельность, младшие школьники, дифференцированное обучение.

Аннотация: в статье представлено обследование уровня развития познавательной самостоятельности младших школьников в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Красноярский край Минусинский район с. Малая Минуса «Маломинусинская средняя общеобразовательная школа № 7 имени героя советского союза Николая Ивановича Михайлова».

 Ключевые слова: педагогические условия, познавательная самостоятельность, младшие школьники, дифференцированное обучение.

Abstract: the article presents a survey of the level of development of cognitive independence of younger schoolchildren in the Municipal State Educational Institution of the Krasnoyarsk Territory Minusinsky district of the village of Malaya Minusa "Malominusinskaya secondary School No. 7 named after Hero of the Soviet Union Nikolai Ivanovich Mikhailov".

Key words: pedagogical conditions, cognitive independence, primary school students, differentiated learning.

Под влиянием новых социально-экономических и политических условий, характеризующихся демократизацией общества и повышением требований к личностным качествам, происходят глубокие и качественные изменения в целях и содержании образовательного процесса. [20].

Гуманизация образования, как одно из ведущих направлений работы современной школы, направлена на усиление процесса формирования самостоятельной личности, создание условий для ее самовыражения, подготовку учащихся к самостоятельной жизни [21].

Анализ деятельности учителей показывает низкий уровень готовности молодых учеников самостоятельно применять важные структурные элементы когнитивной деятельности, такие как постановка целей, планирование и самоконтроль. Отсутствие оправданной самооценки способностей к обучению большинства из них, Распространенность мотивационной ориентации знака позволяют отметить, что возможности развития самостоятельной работы в начальной школьной практике плохо реализуются, в основном выполняют контрольные и обучающие функции [22].

К сожалению, большинство учителей начальных классов, работающих сегодня в школе, не умеют возбуждать, поддерживать и развивать познавательные интересы у школьников.

И.А. Гуринова, А.И. Дружинский, А.В.Леонтович указывают: «на решение проблемы стимулирования познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления, как на главное условие, от которого зависит глубина овладения знаниями, умениями, навыками, и др» [3,6,9] .

Актуальность работы заключается в необходимости изменить процесс обучения в начальной школе, ориентируясь не только на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и на их психологическую подготовку к познавательной деятельности, воспитание потребности учиться, формирование их самостоятельности. Изменение процесса обучения заключается в создании и применении новой педагогической технологии обучения, предусматривающей использование разнообразие стимулирующих воздействий, направленных на формирование личностного отношения школьников к самостоятельной познавательной деятельности.

Проблема подготовки учителя начальных классов к стимулированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся остается одной из сложных и малоразработанных в современной педагогике. Актуальными остаются вопросы изучения действенности педагогических стимулов, психолого-педагогических условий стимулирования самостоятельной познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия развития познавательной самостоятельности младших школьников в условиях дифференцированного обучения».

Анализ представленных в литературе сведений о развитии познавательной самостоятельности младших школьников в условиях дифференцированного обучения показал, что необходимо изменить процесс обучения в начальной школе, ориентируясь не только на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и на их психологическую подготовку к познавательной деятельности, воспитание потребности учиться, формирование их самостоятельности.

Е. Пархерст: «Изменение процесса обучения заключается в создании и применении новой педагогической технологии обучения, предусматривающей использование разнообразие стимулирующих воздействий, направленных на формирование личностного отношения школьников к самостоятельной познавательной деятельности»[15].

Для подтверждения полученных данных было проведено исследование состояния познавательной самостоятельности у младших школьников. Обследование осуществлялось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Маломинусинская средняя общеобразовательная школа № 7 имени героя советского союза Николая Ивановича Михайлова».

Приняли участие 20 детей 1 «А» класса – контрольная группа 10 человек и 10 -  экспериментальная группа.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, анализировались количественно и качественно. Параметры количественной и качественной оценки разрабатывались для каждого направления обследования. Количественная оценка производилась по бальной системе.

Обследование детей опиралось на принципы диагностики А.И. Савенкова: «комплексность и всесторонность предполагает связанное между собой обследование; целостность и конкретность. Применительно к каждому конкретному случаю обследование индивидуализировано, с выборочным, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, использованием заданий; индивидуальный подход, который предполагает учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования психологических особенностей, выяснение роли нарушений речи ребенка, их отражения на трудовой деятельности, на взаимоотношениях с окружающими. При обследовании создавались благоприятные условия для деятельности ребенка; принцип динамичности, который предполагает выявление компенсаторных возможностей ребенка, определение зоны его ближайшего развития. В процессе работы ребенку оказывалась помощь, которая была продумана. При этом отмечалось, насколько улучшается работа ребенка; выявление положительных возможностей, который предполагает обращение внимания на положительные стороны деятельности ребенка, его поведения, на которые можно будет в последующем опереться в процессе коррекционно-воспитательной работы» [17].

Для обследования познавательной самостоятельности младших школьников использовали:

1.Методика В. С. Юркевич «Познавательная потребность»,

2.«Познавательная самостоятельность младшего школьника»

 (А. А. Горчинская).

В ходе организации диагностического исследования, на основании полученных данных двух методик установлено, что в контрольной и экспериментальной группах большинство учащихся имеют средний уровень познавательной самостоятельности, а так как познавательная самостоятельность влияет на способность и умение находить в конкретной учебной или практической ситуации познавательные задачи, осознавать и решать их, используя необходимые знания и способы познавательной деятельности.

Процесс формирования познавательной самостоятельности у младших школьников основан на активизации их познавательных потребностей.

Это послужило поводом для наше дальнейшей работы, а именно необходимости изменить процесс обучения в начальной школе, ориентируясь не только на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и на их психологическую подготовку к познавательной деятельности, воспитание потребности учиться, формирование их самостоятельности.

Поскольку уровень знаний и познавательной самостоятельности у детей разный, на уроках при организации коллективной формы взаимодействия используется дифференцированный подход в подборе заданий.

Развитие познавательной самостоятельности в классе осуществляется посредством самостоятельной работы учащихся. По дидактическим целям письменные самостоятельные работы делятся на дидактические, упражнения, закрепление, контроль, развивающие и творческие. В связи с реализацией дифференцированного подхода самостоятельная познавательная деятельность учащихся организуется на разных уровнях ее формирования: от выполнения действий по заданному образцу, до создания примера и алгоритма действий в знакомых и нестандартных условиях.

Во время составления заданий для самостоятельной работы необходимо учитывать, что степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей (уровневая дифференциация).

Рассмотрим некоторые виды обучающих самостоятельных работ, которые используются в рамках дифференцированного подхода.

1. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Обучающимся представляется подробный образец разбора задания со всеми теоретическими обоснованиями. После этого в самостоятельной работе дается сперва подобное задание, а затем упражнение уже с усложнённым условием.

2. Решение задач с последующей проверкой. После того, как обучающиеся выполнят задание самостоятельно, они проверяют выполненную работу по заданному образцу, вместе с тем учитель поэтапно обнаруживает степень осмысленности решения с помощью постановки соответствующих вопросов.

3. Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт. Выполнение таких работ помогает быстрому установлению ответной реакции, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.

4. Предметные диктанты с самопроверкой и взаимопроверкой.

5. Самостоятельная работа с показом. Этот вид работы дает возможность ребятам увидеть, как следует решать определенное задание и самостоятельно устанавливать логические связи между увиденным и тем, что необходимо выполнить.

6. Работа по заданному алгоритму. Такая работа приучает учеников к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно.

Организуя в классе дифференциацию, необходимо принимать во внимание несколько этапов:

1. Проведение диагностики;

2. Распределение учащихся в группы по итогам диагностики;

3. Подбор методов дифференциации, создание разноуровневых упражнений для сформированных групп обучающихся;

4. Осуществление дифференцированного похода к младшим школьникам на разных этапах урока в процессе самостоятельной работы;

5. Контроль результатов деятельности учащихся диагностикой, согласно которому может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий. При организации дифференцированного обучения в развитии познавательной самостоятельности, применяют групповую форму работы. Группы складываются на основании уровня обученности и индивидуальных особенностей самостоятельности, способностей, интересов.

Дифференцированную работу организуют различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем самостоятельности и обучаемости (3 группа) предлагаются репродуктивные задания. Например, подобрать проверочные слова, объяснить написание орфограммы, а ученикам со 45 средним (2 группа) и высоким (1 группа) уровнем самостоятельности и обучаемости – творческие задания.

Изучив УМК стандартов второго поколения, можно сказать, что учителю и обучающимся предоставляются большие возможности для учёта индивидуальных особенностей. Учебный материал помогает применять разные способы дифференциации учитывая уровень развития самостоятельности.

В учебниках номера заданий, относящихся к разным уровням сложности, обозначены специальными значками. В течение всего периода обучения используются рубрики «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Вспомни материал, изученный ранее». На уроке большое количество заданий построено по принципу содержания в себе продуктивной и репродуктивной части. Иначе говоря, есть возможность использования дифференциации по уровню самостоятельного творчества.

 В дополнение к учебникам изданы рабочие тетради. В них находится достаточное количество заданий, что позволяет использовать дифференциацию по объёму учебного материала с учетом развития самостоятельности. Положительные стороны дифференцированного подхода в развитии самостоятельности: «выступает как средство развития самостоятельности учащихся;

2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;

3) повышение уровня Я – концепции: сильные утверждаются в своих  способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;

5) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;

6) исключение "уравниловки" и "усреднения" детей» [13].

Отрицательные аспекты дифференцированного подхода в обучении самостоятельности:

 1) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

2) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети".

3) подготовка учителя к уроку с использованием дифференцированного подхода к обучению требует больших временных затрат. Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

Дифференцированный подход в развитии самостоятельности используется при подборе домашних заданий обязательно. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Для проверки эффективности проведенной системы работы по  развития познавательной самостоятельности младших школьников в условиях дифференцированного обучения.

Для выявления динамики развития познавательной самостоятельности младших школьников используем подобранные нами ранее методики.

В ходе повторной организации диагностического исследования, на основании полученных данных двух методик установлено, что в экспериментальной группе на 20% повысился уровень интенсивности познавательной потребности и познавательной самостоятельности.

Следовательно, можно утверждать, что дифференцированное обучение способствует развитию познавательной самостоятельности младших школьников.

 

Библиографический список

 

1. Агеева Л. В  Развитие познавательной самостоятельности младших школьников непосредственный / Л. В  Агеева//Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. - 182 с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология познавательных способностей / Д.Б. Богоявленская. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.

3. Гурина И. А. Исторический опыт развития познавательной самостоятельности в советской дидактике в 20-30-е гг. XX в. / И. А. Гурина // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Обществ. науки. - 2017. - № 5. - 145 с.

4. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. – М. : Просвещение, 2011. –352 с.

5. Дистервег А. Избр. пед. соч. / А. Дистервег; сост. В. А. Ротенберг; общ. ред. Е. Н. Медынского. - М.: Учпедгиз, 2016.- 374 с.

6. Джуринский  А. Н. История образования и педагогической мысли / А. Н. Джуринский. - М.: Академия, 2004. - 318 с.

7. Кондратьева Н.В. Структура познавательной активности младших школьников/ Н.В. Кондратьева, В.П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – с.165.

8. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 2012. Т. 1. - 656 с.; Т. 2. - 576 с.

9. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании/ М. В. Ломоносов. - М: Педагогика, 2011. - 339 с.

10. Леонтович А. В. Об основных понятиях самостоятельности/

A. В. Леонтович // Познавательная самостоятльность школьников. - 2013. - № 4. - С. 12-17.

11. Монтессори М. Метод научной педагогики / М. Монтессори; пер. с итал. - 4-е изд. - М.: Задруга, 2012. - 211 с.

12. Очерки русской культуры ХУШ в. / под ред. Б. А. Рыбакова. - М.: Изд-во МГУ. - Т. 4. - 2000 г. - 378 с.: ил.

13. Обухов, А. С. Развитие познавательной деятельности учащихся/ А. С.  Обухов,  - М. – 2014 – 458с.

14.Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. / И. Г. Песталоцци; под ред. В. А. Ротен-берг, В. М. Кларина. - М.: Педагогика, 2011.- Т. 1. - 336 с.; Т. 2. - 416 с.

15. Пархерст Е. Воспитание и обучение детей школьного возраста/ Е. Перхерст; пер. с англ. Р. Ландсберг. - М.: Новая Москва, 2014. - 232 с.4. 16.Руссо, Ж.-Ж. Пед. соч. [Текст]: в 2 т. / Ж.-Ж. Руссо. - М.: Педагогика, 2001. - Т. 1. - 656 с.; Т. 2. - 336 с.

17. Савенков А. И. Методика познавательного обучения младших школьников / А. И. Савенков. - Самара: Учеб. литература, 2016. - 192 с.

18. Толстой Л. Н. Пед. соч. / Л. Н. Толстой; сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). - М.: Педагогика, 2009. - 215 с.

19. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс].-  Режим доступа https://kpfu.ru/docs/F2009061155

20.[Электронный ресурс] https://otherreferats.allbest.ru

21.[Электронный ресурс]http://www.fiteducation.ru

22.[Электронный ресурс]https://infourok.ru/material.html?mid=4497

Список литературы

  1. Обучающийся 4 курса
  2. Научный руководитель - Макарчук Яна Владимировна,
  3. кандидат педагогических наук, доцент
  4. ФГБОУ ВО «Хакасский государственный
  5. университет им. Н.Ф. Катанова»,
  6. г. Абакан, Республика Хакасия
  7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
  8. Аннотация: в статье представлено обследование уровня развития познавательной самостоятельности младших школьников в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Красноярский край Минусинский район с. Малая Минуса «Маломинусинская средняя общеобразовательная школа № 7 имени героя советского союза Николая Ивановича Михайлова».
  9. Ключевые слова: педагогические условия, познавательная самостоятельность, младшие школьники, дифференцированное обучение.
  10. Abstract: the article presents a survey of the level of development of cognitive independence of younger schoolchildren in the Municipal State Educational Institution of the Krasnoyarsk Territory Minusinsky district of the village of Malaya Minusa "Malominusinskaya secondary School No. 7 named after Hero of the Soviet Union Nikolai Ivanovich Mikhailov".
  11. Key words: pedagogical conditions, cognitive independence, primary school students, differentiated learning.
  12. Под влиянием новых социально-экономических и политических условий, характеризующихся демократизацией общества и повышением требований к личностным качествам, происходят глубокие и качественные изменения в целях и содержании образовательного процесса. [20].
  13. Гуманизация образования, как одно из ведущих направлений работы современной школы, направлена на усиление процесса формирования самостоятельной личности, создание условий для ее самовыражения, подготовку учащихся к самостоятельной жизни [21].
  14. Анализ деятельности учителей показывает низкий уровень готовности молодых учеников самостоятельно применять важные структурные элементы когнитивной деятельности, такие как постановка целей, планирование и самоконтроль. Отсутствие оправданной самооценки способностей к обучению большинства из них, Распространенность мотивационной ориентации знака позволяют отметить, что возможности развития самостоятельной работы в начальной школьной практике плохо реализуются, в основном выполняют контрольные и обучающие функции [22].
  15. К сожалению, большинство учителей начальных классов, работающих сегодня в школе, не умеют возбуждать, поддерживать и развивать познавательные интересы у школьников.
  16. И.А. Гуринова, А.И. Дружинский, А.В.Леонтович указывают: «на решение проблемы стимулирования познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления, как на главное условие, от которого зависит глубина овладения знаниями, умениями, навыками, и др» [3,6,9] .
  17. Актуальность работы заключается в необходимости изменить процесс обучения в начальной школе, ориентируясь не только на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и на их психологическую подготовку к познавательной деятельности, воспитание потребности учиться, формирование их самостоятельности. Изменение процесса обучения заключается в создании и применении новой педагогической технологии обучения, предусматривающей использование разнообразие стимулирующих воздействий, направленных на формирование личностного отношения школьников к самостоятельной познавательной деятельности.
  18. Проблема подготовки учителя начальных классов к стимулированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся остается одной из сложных и малоразработанных в современной педагогике. Актуальными остаются вопросы изучения действенности педагогических стимулов, психолого-педагогических условий стимулирования самостоятельной познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
  19. Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия развития познавательной самостоятельности младших школьников в условиях дифференцированного обучения».
  20. Анализ представленных в литературе сведений о развитии познавательной самостоятельности младших школьников в условиях дифференцированного обучения показал, что необходимо изменить процесс обучения в начальной школе, ориентируясь не только на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и на их психологическую подготовку к познавательной деятельности, воспитание потребности учиться, формирование их самостоятельности.
  21. Е. Пархерст: «Изменение процесса обучения заключается в создании и применении новой педагогической технологии обучения, предусматривающей использование разнообразие стимулирующих воздействий, направленных на формирование личностного отношения школьников к самостоятельной познавательной деятельности»[15].
  22. Для подтверждения полученных данных было проведено исследование состояния познавательной самостоятельности у младших школьников. Обследование осуществлялось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Маломинусинская средняя общеобразовательная школа № 7 имени героя советского союза Николая Ивановича Михайлова».
  23. Приняли участие 20 детей 1 «А» класса – контрольная группа 10 человек и 10 - экспериментальная группа.
  24. Результаты, полученные в ходе эксперимента, анализировались количественно и качественно. Параметры количественной и качественной оценки разрабатывались для каждого направления обследования. Количественная оценка производилась по бальной системе.
  25. Обследование детей опиралось на принципы диагностики А.И. Савенкова: «комплексность и всесторонность предполагает связанное между собой обследование; целостность и конкретность. Применительно к каждому конкретному случаю обследование индивидуализировано, с выборочным, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, использованием заданий; индивидуальный подход, который предполагает учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования психологических особенностей, выяснение роли нарушений речи ребенка, их отражения на трудовой деятельности, на взаимоотношениях с окружающими. При обследовании создавались благоприятные условия для деятельности ребенка; принцип динамичности, который предполагает выявление компенсаторных возможностей ребенка, определение зоны его ближайшего развития. В процессе работы ребенку оказывалась помощь, которая была продумана. При этом отмечалось, насколько улучшается работа ребенка; выявление положительных возможностей, который предполагает обращение внимания на положительные стороны деятельности ребенка, его поведения, на которые можно будет в последующем опереться в процессе коррекционно-воспитательной работы» [17].
  26. Для обследования познавательной самостоятельности младших школьников использовали:
  27. 1.Методика В. С. Юркевич «Познавательная потребность»,
  28. 2.«Познавательная самостоятельность младшего школьника»
  29. (А. А. Горчинская).
  30. В ходе организации диагностического исследования, на основании полученных данных двух методик установлено, что в контрольной и экспериментальной группах большинство учащихся имеют средний уровень познавательной самостоятельности, а так как познавательная самостоятельность влияет на способность и умение находить в конкретной учебной или практической ситуации познавательные задачи, осознавать и решать их, используя необходимые знания и способы познавательной деятельности.
  31. Процесс формирования познавательной самостоятельности у младших школьников основан на активизации их познавательных потребностей.
  32. Это послужило поводом для наше дальнейшей работы, а именно необходимости изменить процесс обучения в начальной школе, ориентируясь не только на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и на их психологическую подготовку к познавательной деятельности, воспитание потребности учиться, формирование их самостоятельности.
  33. Поскольку уровень знаний и познавательной самостоятельности у детей разный, на уроках при организации коллективной формы взаимодействия используется дифференцированный подход в подборе заданий.
  34. Развитие познавательной самостоятельности в классе осуществляется посредством самостоятельной работы учащихся. По дидактическим целям письменные самостоятельные работы делятся на дидактические, упражнения, закрепление, контроль, развивающие и творческие. В связи с реализацией дифференцированного подхода самостоятельная познавательная деятельность учащихся организуется на разных уровнях ее формирования: от выполнения действий по заданному образцу, до создания примера и алгоритма действий в знакомых и нестандартных условиях.
  35. Во время составления заданий для самостоятельной работы необходимо учитывать, что степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей (уровневая дифференциация).
  36. Рассмотрим некоторые виды обучающих самостоятельных работ, которые используются в рамках дифференцированного подхода.
  37. 1. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Обучающимся представляется подробный образец разбора задания со всеми теоретическими обоснованиями. После этого в самостоятельной работе дается сперва подобное задание, а затем упражнение уже с усложнённым условием.
  38. 2. Решение задач с последующей проверкой. После того, как обучающиеся выполнят задание самостоятельно, они проверяют выполненную работу по заданному образцу, вместе с тем учитель поэтапно обнаруживает степень осмысленности решения с помощью постановки соответствующих вопросов.
  39. 3. Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт. Выполнение таких работ помогает быстрому установлению ответной реакции, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.
  40. 4. Предметные диктанты с самопроверкой и взаимопроверкой.
  41. 5. Самостоятельная работа с показом. Этот вид работы дает возможность ребятам увидеть, как следует решать определенное задание и самостоятельно устанавливать логические связи между увиденным и тем, что необходимо выполнить.
  42. 6. Работа по заданному алгоритму. Такая работа приучает учеников к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно.
  43. Организуя в классе дифференциацию, необходимо принимать во внимание несколько этапов:
  44. 1. Проведение диагностики;
  45. 2. Распределение учащихся в группы по итогам диагностики;
  46. 3. Подбор методов дифференциации, создание разноуровневых упражнений для сформированных групп обучающихся;
  47. 4. Осуществление дифференцированного похода к младшим школьникам на разных этапах урока в процессе самостоятельной работы;
  48. 5. Контроль результатов деятельности учащихся диагностикой, согласно которому может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий. При организации дифференцированного обучения в развитии познавательной самостоятельности, применяют групповую форму работы. Группы складываются на основании уровня обученности и индивидуальных особенностей самостоятельности, способностей, интересов.
  49. Дифференцированную работу организуют различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем самостоятельности и обучаемости (3 группа) предлагаются репродуктивные задания. Например, подобрать проверочные слова, объяснить написание орфограммы, а ученикам со 45 средним (2 группа) и высоким (1 группа) уровнем самостоятельности и обучаемости – творческие задания.
  50. Изучив УМК стандартов второго поколения, можно сказать, что учителю и обучающимся предоставляются большие возможности для учёта индивидуальных особенностей. Учебный материал помогает применять разные способы дифференциации учитывая уровень развития самостоятельности.
  51. В учебниках номера заданий, относящихся к разным уровням сложности, обозначены специальными значками. В течение всего периода обучения используются рубрики «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Вспомни материал, изученный ранее». На уроке большое количество заданий построено по принципу содержания в себе продуктивной и репродуктивной части. Иначе говоря, есть возможность использования дифференциации по уровню самостоятельного творчества.
  52. В дополнение к учебникам изданы рабочие тетради. В них находится достаточное количество заданий, что позволяет использовать дифференциацию по объёму учебного материала с учетом развития самостоятельности. Положительные стороны дифференцированного подхода в развитии самостоятельности: «выступает как средство развития самостоятельности учащихся;
  53. 2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
  54. 3) повышение уровня Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
  55. 4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
  56. 5) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
  57. 6) исключение "уравниловки" и "усреднения" детей» [13].
  58. Отрицательные аспекты дифференцированного подхода в обучении самостоятельности:
  59. 1) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
  60. 2) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети".
  61. 3) подготовка учителя к уроку с использованием дифференцированного подхода к обучению требует больших временных затрат. Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
  62. Дифференцированный подход в развитии самостоятельности используется при подборе домашних заданий обязательно. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
  63. Для проверки эффективности проведенной системы работы по развития познавательной самостоятельности младших школьников в условиях дифференцированного обучения.
  64. Для выявления динамики развития познавательной самостоятельности младших школьников используем подобранные нами ранее методики.
  65. В ходе повторной организации диагностического исследования, на основании полученных данных двух методик установлено, что в экспериментальной группе на 20% повысился уровень интенсивности познавательной потребности и познавательной самостоятельности.
  66. Следовательно, можно утверждать, что дифференцированное обучение способствует развитию познавательной самостоятельности младших школьников.
  67. Библиографический список
  68. 1. Агеева Л. В Развитие познавательной самостоятельности младших школьников непосредственный / Л. В Агеева//Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. - 182 с.
  69. 2. Богоявленская Д.Б. Психология познавательных способностей / Д.Б. Богоявленская. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.
  70. 3. Гурина И. А. Исторический опыт развития познавательной самостоятельности в советской дидактике в 20-30-е гг. XX в. / И. А. Гурина // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Обществ. науки. - 2017. - № 5. - 145 с.
  71. 4. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. – М. : Просвещение, 2011. –352 с.
  72. 5. Дистервег А. Избр. пед. соч. / А. Дистервег; сост. В. А. Ротенберг; общ. ред. Е. Н. Медынского. - М.: Учпедгиз, 2016.- 374 с.
  73. 6. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли / А. Н. Джуринский. - М.: Академия, 2004. - 318 с.
  74. 7. Кондратьева Н.В. Структура познавательной активности младших школьников/ Н.В. Кондратьева, В.П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – с.165.
  75. 8. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 2012. Т. 1. - 656 с.; Т. 2. - 576 с.
  76. 9. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании/ М. В. Ломоносов. - М: Педагогика, 2011. - 339 с.
  77. 10. Леонтович А. В. Об основных понятиях самостоятельности/
  78. A. В. Леонтович // Познавательная самостоятльность школьников. - 2013. - № 4. - С. 12-17.
  79. 11. Монтессори М. Метод научной педагогики / М. Монтессори; пер. с итал. - 4-е изд. - М.: Задруга, 2012. - 211 с.
  80. 12. Очерки русской культуры ХУШ в. / под ред. Б. А. Рыбакова. - М.: Изд-во МГУ. - Т. 4. - 2000 г. - 378 с.: ил.
  81. 13. Обухов, А. С. Развитие познавательной деятельности учащихся/ А. С. Обухов, - М. – 2014 – 458с.
  82. 14.Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. / И. Г. Песталоцци; под ред. В. А. Ротен-берг, В. М. Кларина. - М.: Педагогика, 2011.- Т. 1. - 336 с.; Т. 2. - 416 с.
  83. 15. Пархерст Е. Воспитание и обучение детей школьного возраста/ Е. Перхерст; пер. с англ. Р. Ландсберг. - М.: Новая Москва, 2014. - 232 с.4. 16.Руссо, Ж.-Ж. Пед. соч. [Текст]: в 2 т. / Ж.-Ж. Руссо. - М.: Педагогика, 2001. - Т. 1. - 656 с.; Т. 2. - 336 с.
  84. 17. Савенков А. И. Методика познавательного обучения младших школьников / А. И. Савенков. - Самара: Учеб. литература, 2016. - 192 с.
  85. 18. Толстой Л. Н. Пед. соч. / Л. Н. Толстой; сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). - М.: Педагогика, 2009. - 215 с.
  86. 19. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс].- Режим доступа
  87. 20.[Электронный ресурс]
  88. 21.[Электронный ресурс]
  89. 22.[Электронный ресурс]https://infourok.ru/material.html?mid=4497
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее