МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЦИФРОВИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ ПАНДЕМИИ НОВОГО ВИРУСА COVID-19

МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЦИФРОВИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ ПАНДЕМИИ НОВОГО ВИРУСА COVID-19

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (19), июнь ‘21

Дата публикации 22.06.2021

Поделиться

В статье проанализированы эмпирико-фактологические данные по результатам внедрения в бизнес-процессы цифровых инструментов и технологий на предприятиях малого предпринимательства в период обострившейся пандемии нового коронавируса, также проведено исследование того, как предприятия малых форм адаптировались в локдаун и какие цифровые компоненты применяли в своей деятельности.

В коронакризис пандемии нового вируса COVID-19, который значительно повлиял на все сферы жизни общества в целом и на экономику, в частности, малый бизнес ощутил кардинальные изменения в своей функциональности и стал быстро адаптироваться к трансформирующейся реальности. В данный период малое предпринимательство активно внедряло технологии цифрового характера в свою деятельности предприятий и организаций, и потому объясняется актуальность настоящей статьи: изучение и исследование ключевых трендов в сфере малого бизнеса с использованием цифровых новшеств в условиях пандемии.

Цель написания настоящей статьи заключается в анализе тенденций развития малого предпринимательства в условиях активного внедрения цифровых гибких компонентов в коммерческую деятельность при пандемии.

Теоретическую основу работы составили труды таких учёных, исследователей и специалистов в сфере цифровизации бизнеса, как Зимовец А.В., Печаткин В.В., Вильданова Л.М., Сорокина Ю.В., Ханина А.В., Ракутина, Н.М., Лапуста М.Г.   и др. Стоит отметить, что важными ресурсами информации стали научные публицистические журналы, также статистические материалы консалтинговых компаний, итоги социального опроса и электронные библиотеки сети Интернет.

Рассмотреть изучаемые экономические явления в процессе развития, выявить особенности и преимущества автору позволило использование общенаучных принципов познания явлений и объектов экономической науки: системный             и междисциплинарный подходы и статистический метод в основе анализа рассмотренных видов трудовой занятости.

Объектом анализа стало современное малое предпринимательство, а предметом – цифровые тренды в организации и деятельности малого бизнеса, появление которых обусловил период пандемии и цифровизация бизнес-процессов, стремительно набирающая обороты в своём распространении во все сферы жизнедеятельности общества.

Наше исследование мы начинаем с введения такого общественного и экономического термина, как малое предпринимательство. Исходя из проведённого нами исследования различного рода публицистической и научной литературы, а также электронных библиотек, необходимо подчеркнуть тот факт, что ряд публицистов предлагают рассматривать малый бизнес в качестве ведущего сектора экономики, который является основой рознично-торгового производства и определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику валового внутреннего продукта, а также степень демократизации общества [7, с.83].

Другие авторы подчёркивают весьма специфическую особенность малого предпринимательства именно с точки зрения количественных показателей: это предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объёмами деятельности, большей частью рискованной деятельности и производства, в том время, когда владелец такого бизнеса несёт полную ответственность за результаты хозяйствования и самостоятельно принимает управленческие решения с целью максимизации прибыли [8, с. 8]. 

Есть научные труды, в которых при выявлении природы бизнеса малых форм делается акцент на ограниченном размере рыночного капитала, находящегося в собственности управленца той или иной коммерческой деятельности, что определяет такое небольшое предприятие простотой организацией управления и незначительной долей выпуска товара на рынке, не занимающего доминирующего положения [5, с. 14].

Нередко также встречаются научные труды, которые особо выделяют важность малого бизнеса на фоне крупных компаний. Например, И.И. Краснов в своей работе вводит следующие аспекты, характеризующие ключевую роль предпринимательства малых форм в секторе экономики страны: «расширение малого бизнеса постоянно создаёт дополнительное количество рабочих мест и тем самым способствует росту уровня занятости в государстве; малый бизнес может играть огромную роль в кооперации с крупными предприятиями, поставляя сырьё и комплектующие для их производства; малое предпринимательство считается наиболее гибким в удовлетворении разнообразных потребностей  покупателей, так как ему легче в виду своих выигрышных размеров и масштабов производства адаптироваться под запросы потребителей, сезонность вкусов, смены моды и др.; наличие большого количества предприятий малых форм в государстве помогает улучшить конкурентную среду на рынке товаров и услуг, что в свою очередь подействует на качество предлагаемых продуктов» [4, с. 38]. 

Как и любое экономическое явление, малый бизнес стремительно развивается и приобретает количественные и качественные характеристики в ногу со временем, более того, стоит подчеркнуть, на сегодняшний день вся экономика потрясена пандемией нового коронавируса, которая внесла значительные коррективы в трансформацию и бизнес-процессов, что в свою очередь генерируется с тенденциями цифровизации деятельности предприятий малых форм.

В Российской Федерации в наших реалиях малому предпринимательству отведена важная роль, потому как государство понимает, насколько значителен вклад бизнеса малых форм в сферу обеспечения занятости, формирования ВВП посредством создания добавленной стоимости и регулирования основной массы потребительского спроса на товары и услуги рынка. Интересен тот факт, что по данным проведённого анализа Международным советом по развитию малого бизнеса около 90% всех предприятий на мировом рынке являются малые и средние предприятия, которые концентрируют в своём производстве более 50% мирового ВВП и в которых трудоустроено порядка 70% трудоспособного населения [6]. 

В период жёстких ограничений и локдауна малое предпринимательство в России стало уязвим настолько, насколько было адаптивным к различным изменениям внешней среды рынка в докарантийный период. Если обратиться к экспертно-аналитическому опросу Агентства стратегических инициатив [3], то у 83% предприятий малых форм в период коронакризиса в 2020 году в сравнении с 2019 годом сократилась выручка в десятки раз, чему поспособствовало резкое падение спроса и карантинные ограничения: большое количество введённых государственными органами нерабочих выходных дней, вызвавших простои бизнеса. Всего лишь 42% респондентов, являющихся представителями малого предпринимательства, смогли продолжить работу, создав дистанционный режим рабочих мест и сохранив заработную плату персонала. В противовес указанным выше процентам оказалась почти целая треть управленцев малого бизнеса, не организовавших удаленной режим работы для сотрудников и понёсшим убытки в выплате заработной платы, аренде помещений и налоговых отчислений [3].

Несмотря на негативные аспекты, причиной которых стала пандемия, гибко адаптивный малый бизнес смог внедрить в свою деятельность различные цифровые технологии, применение которых ускорилось в своих темпах благодаря коронакризиса. Как твёрдо утверждает проректор по академическим вопросам Московской школы управления «Сколково» Евгений Каганер, «пандемия сделает процесс цифровизации обязательным для всех». В рамках настоящей статьи мы рассмотрим более подробно появившиеся цифровые тенденции в трансофрмации бизнес-моделей предприятий малого бизнеса в период пандемии., которым стали следовать управленцы малого предпринимательства.

В условиях карантинных ограничений бизнес малых форм смог чиститься от ненужных процессов и сделать для себя фундамент деятельности на основе обновленных процедур в бизнес-моделях, которые слаженно адаптированы к новой пандемийной реальности. Обратившись к социальному аналитическому отчёту, проведённому по итогам 2020 года, российской консалтинговой цифровой компании KMDA, можно обобщенно сказать, что компании малого бизнеса стали осуществлять в два раза больше цифровых преобразований систематически [9]. Применение цифровых бизнес-моделей стало необходимостью для выживания в период локдауна, в частности, особенно для предпринимателей, деятельность которых завязана на прямом контакте и взаимодействие с клиентами. Если взять усреднено по всем экономико-хозяйственным отраслям, концентрирующим компании малого бизнеса, то около половины всех бизнес-процессов прошли этапы оцифровизации: максимальные показатели внедрения цифровых технологий показали организации ретейла, банки, отделы страхования и телекоммуникации и связи [9]. Стоит отметить, что такие диджитал-технологии, как технологии управдения в HR-отделах (34%), интернет-платформы вещей (28%), роботизация цепочек производства и сбыта (24%), биометрия (24%) и применение механизмов искусственного интеллекта (22%) стали наиболее востребованы и популярны в малом предпринимательстве в работе с клиентской базой [9]. Развитие подобных технологий на всех цепочках бизнес-процессов сможет сыграть огромную роль в повышении конкурентоспособности, снижении издержек, путём высокотехнологичной автоматизации и компьютеризации, максимизации прибыли и увеличении объёма инвестиций.

Одной из цифровых тенденций может считаться создание мобильных бизнес-приложений в период карантинных ограничений, особо широко применимое среди владельцев малого бизнеса в сфере розничной торговли и общественного питания, а также в сети аптек, медицины и здоровья. Доля компаний, использующих в своей работе диджитал-площадки (т.е. мобильные приложения) увеличилась на 9%, а число коммерческих организаций, создавших полноценные web-страницы в сети Интернет или же официальные группы в социальных сетях - на 19% и 12% соответственно за период 2020 года [1].

Нельзя не констатировать тот факт, что актуальным вопросом для управленцев малого бизнеса в период серьёзного локдауна и введения нерабочих выходных дней стал этап перехода на формат удалённой работы. По результатам многочисленных социальных вопросов на период 2020 года основной массы предприятий и организаций малого предпринимательства около 45% заявили, что не испытали никаких сложностей в переводе сотрудников на дистанционную работу и организацию его рабочего места вне стен компании [1]. Данная мера стала необходимостью не только в качестве предупреждения распространения коронавирусной инфекции среди клиентов и потребителей, но и для сохранения здоровья самих сотрудников. Так, каждая пятая организации среди респондентов утверждала, что стала пользоваться IT-технологиями и электронными платформами, в частности Zoom, Skype, Microsoft Teams, Hangouts Meet, Jitsi Meet и др., для проведения онлайн-совещаний, мероприятий, деловых встреч и конференций [9].

Цифровизация стала драйвером экономического развития в общем, и для малого бизнеса, в частности, процесс внедрения которой значительно ускорился благодаря пандемии нового вируса COVID-19.

Таким образом, несмотря на негативное и пагубное воздействие на все сферы социума, влияние вируса стало не только минусом, но и плюсом для экономики, дав толчок для трансформации бизнес-процессов с применением диджитал-технологий. Цифровые различные инструменты стали полезны руководителям и помогли предприятиям малого предпринимательства «остаться на плаву» и качественно повысить конкурентоспособность. В эпоху жестких карантинных ограничений и самоизоляции сервисы цифровых технологий и цифровые платформы, пакеты, приложения и др. приобрели исключительно важное значение и стали играть одну из ключевых ролей для перехода на новый этап организации бизнес-деятельности и расширения объёмов удовлетворения заявленного потребителем спроса. Нынешняя технологическая цифровая волна и цифровая политика предприятий малого бизнеса повлияла на создание дополнительных рабочих мест на дистанционной основе, процессы автоматизации производства, адаптацию к изменяющейся внешней бизнес-среде, либерализацию торговых барьеров и на повышение качества предоставляемых товаров и услуг, а также работу с клиентской базой.

Список литературы

  1. Банк «Открытие»: пандемия не изменила индекс цифровизации компаний МСБ [Электронный ресурс] // НАФИ. – Режим доступа: (дата обращения: 20.06.2021)
  2. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 5. С. 1337–1350.
  3. Карта самочувствия бизнеса [Электронный ресурс] // Самотека. – Режим доступа: (дата обращения: 20.06.2021)
  4. Краснов И.И. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике. – 2013. - №1. - С. 38-46.
  5. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учебник/ ИНФРА-М, 2011. -685 с.
  6. Поддержка малого бизнеса во время пандемии COVID-9 [Электронный ресурс] // ООН. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/observances/micro-small-medium-businesses-day
  7. Ракутина, Н.М. Современные проблемы российского малого бизнеса / Национальные проекты. - 2010. - № 12. - С. 83-90.
  8. Семёнов. В.С. Гостиничное хозяйство: справочное пособие/ Бизнес-центр, 2009. - 412 с.
  9. Цифровая трансформация в России – 2020 [Электронный ресурс] //. – Режим доступа: (дата обращения: 20.06.2021)
  10. Шпилева А.А. Процессы цифровизации в компаниях малого и среднего бизнеса в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Том 11. № 2. С. 299–312.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее