Все мы знаем о событиях, произошедших за последнее время на мировой арене. Они непосредственно повлияли на бизнес в России, в частности это затронуло систему франчайзинга.
В современных условиях многие предприниматели сталкиваются с разными трудностями. В связи с этим правовые отношения в сфере франчайзинга становятся актуальным инструментом развития и ведения предпринимательской деятельности, поскольку снижают риски для всех участников данных правоотношений. Так, по статистике из всех вновь образованных предприятий 85 % прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга — только 14 % .[1]
В наши дни такой способ ведения бизнеса как франчайзинг активно используется в предпринимательской деятельности и на территории Российской Федерации.
Новые реалии, вызванные пандемией COVID-19, обусловили возникновение и новых трендов на рынке франчайзинга. В частности, очень вырос и продолжает расти спрос на франшизы сервисов доставки и пунктов приема — выдачи.
За последний год покупатели стали чаще заказывать все необходимые вещи и товары через Интернет. Так, франшизы от маркетплейсов — «Wildberries» и «Ozon» за 2021 год открыли более 28 и 11 тысяч брендированных пунктов выдачи. Как отмечает основатель каталога франшиз Businessmens.ru Юрий Богомолов: «успех франшиз маркетплейсов «Wildberries» и «Ozon» объясняется тремя факторами:
- во-первых, количество пользователей интернета выросло;
- во-вторых, доставка стала обыденностью;
- в-третьих, для открытия брендированной точки не требуются огромные вложения».[2]
Медицинский бизнес в кризис, усиленный пандемией, стал пользоваться повышенным спросом, что отразилось на популярности франчайзинговых аптечных сетей, диагностических центров и медлабораторий, которые оказались наиболее невосприимчивыми к кризису. В пик кризиса количество заявок на франшизы аптек увеличилось почти на 100 %. В дальнейшем спрос успокоился, но даже в 2021 году остаётся на более высоком уровне, чем год назад.
Спрос в сегменте общественного питания сместился в сторону проектов, которые позиционируют себя как сети с сильной составляющей доставки и относительно небольшим чеком. Некоторые заведения общепита перестроились с обслуживания посетителей в залах на обслуживание онлайн — организовали прием заказов на сайте и доставку еды.[3]
Переход многих россиян на удаленную работу и пребывание на самоизоляции вызвали увеличение онлайн-заказов в несколько раз. Например, в условиях коронавирусной пандемии сеть ресторанов быстрого питания «McDonald’s», работающая по франчайзинговой модели, быстро переориентировалась на обслуживание через окно торговли «МакЭкспресс» (подобно окну «МакАвто») и доставку на дом, а персонал в условиях закрытия залов обслуживания был трудоустроен в действующие магазины различных сетей. Следует отметить, что франчайзинговые сети лучше других пережили пандемию. Пандемия вызвала экономический кризис и рост безработицы, поэтому франшизы стали вызывать интерес как уже проверенная модель бизнеса, а следовательно, имеющая больше шансов на успех .
В 2022 году экономическая ситуация обострилась из-за введения нового пакета санкций со стороны Запада и сложной геополитической обстановки. Так, услуги в сфере туризма, логистики, досуга и развлечения, которые так и не восстановились после пандемии, остаются в зоне повышенного риска. Многие иностранные компании, среди которых Mercedes-Benz, Oracle, IKEA, H&M, Adidas, Nike, Puma, Levi’s, IBM и многие другие, приостановили свою деятельность на территории России. Закрываются все 850 российских ресторанов McDonald’s, а также заведения Yum! Brands, владеющей KFC и Pizza Hut.
Старший директор, глава ретейл-департамента компании CBRE Марина Малахатько утверждает, что «многие компании работают в России по франшизе, некоторые — как совместные предприятия с русским капиталом, крупные же сети, такие как H&M, — напрямую».
Исходя из сложившейся ситуации, многие предприниматели задаются вопросом: как «McDonald’s», «KFC» и прочие заграничные бизнес-модели могут уйти из России, если все они действуют по договорам франчайзинга или коммерческой концесии через российские франчайзи?
В данном случае, необходимо понимать, что большинство данных договоров были разработаны иностранными компаниями и в них включены все необходимые механизмы воздействия на франчайзи, к примеру, «непредвиденные обстоятельства. Кроме того, в указанные договоры включены положения о применимом английском праве, либо праве США, а также договорная подсудность в Европе или даже в США. В этом случае шансов у российских франчайзи выиграть суд практически равны нулю: ведь разные страны в данный момент относятся к Российской Федерации по-разному.
Однако, если договором установлено российское применимое право и суд на территории РФ, то франчайзи вправе требовать возмещения всех убытков и суд обязательно эти требования удовлетворит. В таком случае у иностранной компании, скорее всего, нет ни единого шанса уйти от ответственности. Другой вопрос, как взыскивать такие убытки, если у такого франчайзера не будет имущества на территории РФ. Если предположить, что представители, например, фастфуда покинут нашу страну, то это станет возможностью для «Теремка», «Крошки картошки», «Воккера» и других российских брендов масштабироваться. Такая же ситуация с косметическими средствами. На рынке уже присутствует огромное количество российских брендов, например, Faberlic, Organic Shop, Natura Siberica и другие. Среди одежды — известные сети O`STIN, OGGI, Ralf Ringer, SELA, часть которых изготавливает свою продукцию на российских фабриках, часть — в Китае.
Рассматривая конкретный пример продолжения работы франшизы в санкционных условиях, обратим внимание на кейс, связанный с «Burger King». «Сеть ресторанов быстрого питания «Burger King» хотела бы немедленно прекратить работу в России в тренде ухода иностранного фастфуда, как например, McDonald's, но не может этого сделать из-за соглашений о франшизе, поскольку существуют долгосрочные обязательства и ответственность за совместное развитие бизнеса, и у компании "нет никаких юридических положений, которые позволяли бы в одностороннем порядке изменять договор, позволить любому из партнеров просто уйти или аннулировать все соглашение"».[4]
Таким образом, мы видим, что санкционные условия, безусловно, повлияли на систему франчайзинга в России в целом. Тем не менее, после закрытия ряда магазинов импортных производителей, Россия предпримет ряд усилий, чтобы укрепить позиции отечественных компаний.
Список литературы
- Гатиятуллина, Э. М. Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России / Э. М. Гатиятуллина // Отечественная юриспруденция. — 2020. — № 3(42). — С. 24–26.
- ГК РФ Глава 54. Коммерческая концессия
- Ровнейко, М. А. Франчайзинг в условиях пандемии COVID-19 / М. А. Ровнейко // NovaInfo.Ru. — 2021. — № 128. — С. 18–20.
- Рейтинг ТОП 500 самых продаваемых франшиз 2021 года от Businessmens.ru // ИНТЕРФАКС : URL: https://www.interfax.ru/pressreleases/759668#
- Рейтинг 500 самых продаваемых франшиз в России 2021 года // ShopoLog : URL: https://www.shopolog.ru/news/reyting-500-samyh-prodavaemyh-franshiz-v-rossii-2021-goda/
- Рынок франчайзинга в России далек от насыщения // Российская Газета : URL: https://rg.ru/2014/09/30/franchaizing.html
- Burger King объяснил, почему не останавливает работу в России // РИА НОВОСТИ : URL: https://ria.ru/20220318/burgerking-1778821775.html