Эсхатологические представления современных студентов в контексте библейской мифологии

Эсхатологические представления современных студентов в контексте библейской мифологии

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

0

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (125), Июль ‘23

Дата публикации 17.07.2023

Поделиться

Данная работа построена на основе результатов опроса, проведенного среди студентов. В статье рассматриваются эсхатологические  представления участников опроса,  раскрыты признаки конца света в библейской мифологии, проведен сравнительный анализ представлений студентов и идей апокалипсиса в Откровении Иоанна Богослова.

В одной из широко тиражируемых книг, вышедших совсем недавно, читаем: «Конец света всегда с нами. Вот уже тысячи лет, как цивилизации всего земного шара одержимы идеей неминуемого конца» [1, с. 21]. Обсуждение темы конца света, видимо, можно отнести к одной из популярных тем вообще и в текущий момент времени в частности. Общедоступная энциклопедия объясняет, что «эсхатология – раздел богословия, религиозное учение о конечной судьбе человека и всего сущего за пределами истории и нынешнего мира – в «вечности» [3, с. 1]. По нашим наблюдениям, весьма обсуждаема проблема эсхатологии и в молодёжной, в частности, в студенческой среде.

Целью данной работы мы считаем провести сравнительный анализ некоторых представлений об эсхатологии современных студентов с идеями конца света, представленными в Библии – так или иначе являющимися привычными,  массовыми в системе современных образов. В нашей работе мы стремимся определить признаки «картины» конца света, описанные в Библии; выявить и описать эсхатологические представления студентов; найти общие и специфические компоненты таких представлений, а также выяснить причину распространения эсхатологических идей у студентов.

Современные идеи о конце света часто связаны с научно-техническим прогрессом, экологическими проблемами, глобальными конфликтами и другими факторами. Библейские представления о конце света, с другой стороны, основаны на религиозных текстах и традициях и могут содержать мифологические или символические элементы. Сравнение этих двух подходов может помочь лучше понять, как люди разных культур и эпох воспринимают и интерпретируют идею конца света.

Основой для данной работы послужил полевой материал, собранный в 2023 году с использованием социологических и антропологических методик, в частности, анкетирования и устных бесед. В анкетировании приняли участие 20 респондентов. Все они являются студентами 1–5 курсов Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко. Последующее за опросом обсуждение, беседа дали возможность охарактеризовать некоторые представления о конце света, отношение студентов к нему.

В качестве второго источника использовались тексты Библии, в первую очередь, Откровение Иоанна Богослова. Откровения Иоанна Богослова, также известные как Апокалипсис Иоанна или Откровение Иоанна, являются одной из самых известных и часто цитируемых библейских книг, связанных с концом света [2]. Откровения Иоанна представляют собой серию пророческих видений, которые, по мнению верующих, открывают будущие события и конец времен.

Проведя сравнение, мы смогли выявить общие и специфические тенденции развития конца света. На основе собранного полевого материала и анализа письменных текстов источника, мы выделили общие и специфические компоненты в идеях о конце света.      К универсально-общим представлениям можно отнести, во-первых, идеи о причинах и начале наступления конца света. И в случае с Библейским текстами, и в случае с современной студенческой аудиторией, причинами конца света часто выступают природные катаклизмы: «И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» [2]. Один из респондентов говорит: «Возможно, это может быть серия каких-то явлений: цунами, землетрясения и т.д. (возможно, как в фильме “2012”)» [ПМА, 2023, жен., 2000 г.р.]. Началом, признаком такого конца становится, как правило, второе пришествие Иисуса Христа на Землю.  Видимо, именно библейские идеи и картины Апокалипсиса в большей мере определили представления современной молодежи о его событийной стороне.

Во-вторых, сравнивая текстологическую и устную информацию, мы можем выделить несколько общих черт и в описании событий конца света. Апокалипсис маркируют четыре знаменитых всадника: чума, война, голод, смерть. «Про конец света в христианстве, это то, что сначала придут четыре Всадника Апокалипсиса, появится антихрист, сын Люцифера, потом значит появится Иисус, который всех заново воскресит умерших, то есть тех, кто были праведными христианами» [ПМА, 2023, жен.,  2001 г.р.]. как видим, эти природные события сопровождаются судом – окончательным отделением праведников от грешников. В Апокалипсисе, как отмечают информаторы и тексты, мир сгорает в огне, который уничтожает и очищает скверну человеческого бытия: «8:6 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. 8:7 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море» [2].

 В-третьих, рассматривая последствия конца света, большинство респондентов поддерживают идею Библии о том, что на земле все-таки останутся выжившие организмы или люди. По оценкам респондентов, возможностью выжить обладают состоятельные люди – в силу вступает социальный фактор. Однако, любопытно, что некоторые информанты формируют «списки выживших» все по тому же библейскому принципу каждой твари по паре, только перенесенному в человеческую среду: «Как обычно люди, у которых есть деньги. Может быть, ещё по несколько представителей от каждой профессии, чтобы потом начать все с самого начала» [ПМА, 2023, жен., 2001 г.р.]. Логично, что именно с них и начнётся будущее возрождение. Таким образом, мысль о конце света в представлениях студента содержит идею последующего нового мира. Очевидно, эту идею можно расценить как способ адаптации к идее конечности жизни на земле. Рассматривая последствия конца света, мы столкнулись с большим разнообразием мнений. Большинство респондентов поддерживали точку зрения, что все же живые существа продолжат свое существование, и только сравнительно небольшая часть придерживалась мнения о гибели всего живого: «Никто не спасется» [ПМА, 2023, жен., 2003 г.р.].

Однако среди респондентов нередко (около трети) встречаются и те, чье видение конца света отличается от Библии. Акценты здесь перенесены в пользу техногенного, человеческого  варианта: «Я думаю, что конец света наступит из-за внешних вмешательств, например, упадет метеорит, такой конец света может наступить через несколько лет или веков…» [ПМА, 2023, муж., 2004 г.р.]. Эти представления, как правило, связаны с научной константой сознания, не связанной с божественной волей. В этом случае Земля прекратит существование сама, взрывом, потому что «у Земли иссякнет энергия, и она прекратит существование…» [ПМА, 2023, муж., 2003 г.р.]. Глобальные экологические и политические проблемы также часто (более половины случаев) указываются как причины Апокалипсиса цивилизации. Социальный или естественный характер причин конца света также подчёркивает связь с человеческой деятельностью как основного фактора смерти цивилизации.

Таким образом, эсхатологические представления современных студентов весьма разнообразны и они могут зависеть от религиозных, культурных убеждений, индивидуальных особенностей. Часть студентов могут верить в конец света, по описаниям религиозных текстов Библии. Они могут считать, что апокалипсис придет постепенно или очень быстро и сопровождаться различными знаками. Другие студенты могут относиться к эсхатологическим представлениям скептически и считать, что конец света это просто миф. Некоторые могут также считать, что конец света может быть вызван деятельностью человека, например изменение климата или ядерная война.

Однако эсхатологические представления студентов отражены в большей мере в контексте библейской мифологии, так как многие из них являются верующими или были воспитаны в обществе, где была распространены христианская вера. Библия играет важную роль в христианской традиции, и эсхатологические представления о конце света и суде Божьем являются неотъемлемой частью этой традиции. Кроме того, эсхатологические представления могут быть интересными для студентов, которые изучают религиозные тексты и историю религии.

Список литературы

  1. Робертс А.Ч. Вот и всё. Зачем мы пугаем себя концом света? / Пер. с англ. С. Афонина, В. Бойер. – М.: Индивидуум, – 2021. – 171 с.
  2. Текст Апокалипсиса. Апокалипсис. [Электронный ресурс].  URL://https://azbyka.ru/apokalipsis/otkrovenie-svyatogo-ioanna-bogoslova-apokalipsis/ (Дата обращения 10.05.2023)
  3. Эсхатология. [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эсхатология (Дата обращения 15.05.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее