С развитием индустрии питания развивается и дизайн кафе, который должен соответствовать, в том числе требованиям эргономики, учитывать архитектурные особенности помещения, быть привлекательным и удобным в использовании посетителями. При этом учитывается и то, что проектирование дизайна кафе должно соответствовать концепции и деятельности заведения, то есть, иметь собственную стилистику, которая находит свое выражение, прежде всего, в цветовом оформлении.
Если взять несколько кафе с практически одинаковым уровнем приготовления блюд и обслуживания, то одни из них все равно будут пользоваться большей популярностью, нежели другие. Огромную роль в этом, кроме месторасположения заведения, имеет интерьер помещения, а именно общая цветовая гамма.
От визуального восприятия дизайна интерьера зависит, будет ли заведение пользоваться популярностью у посетителей. Умение балансировать цветовыми сочетаниями и работать с контрастами – это основное условие создания эстетически грамотного интерьера. Кроме того, цвет – мощный инструмент моделирования пространства, то есть с помощью него можно не только привлечь дополнительное количество клиентов, но и визуально уменьшить или увеличить территорию кафе. Прохладные, легкие и неяркие цвета могут визуально раздвинуть стены кафе, сделать его интерьер торжественнее, в то время как теплые, темные, яркие цвета будут работать на сжатие пространства, его большую камерность [1].
Проектирование интерьеров кафе – это всегда работа с индивидуальными потребностями заказчика, его предпочтениями и видением. Особое влияние на эмоции посетителей и их восприятие оказывает цветовая гамма интерьеров. При помощи грамотного цветового сочетания в создании дизайна интерьера кафе можно добиться не только неповторимости, но и «оказывать влияние на активность посетителей, а даже и на их аппетит, что будет способствовать востребованности заведения» [2].
Так, в кафе с холодными оттенками посетители проводят гораздо больше времени (кроме фиолетового, из-за его активности), тогда как теплые цвета, в частности, красный, провоцируют аппетит, способствуют пищеварению. Красный стимулирует принятие импульсных решений (импульсный заказ более дорогостоящих блюд), но тогда, когда представлен не в избытке, а акцентами. Желтые тона, в свою очередь, помогают улучшению качества настроения и активизируют мыслительный процесс посетителя. Оранжевый пробуждает аппетит, а земляные цвета дают ощущение стабильности, покоя, и особенно успешно их использовать там, где акцент делается на предложении кофе [2].
Современные зарубежные исследователи считают, что внутренне решение интерьера должно не просто поддерживаться постоянно, но и изменяться или улучшаться в соответствии с пожеланиями клиента и имиджем кафе, следуя трендам. Кроме того, удовлетворенность клиентов повышается, когда цветовое оформление ресторана и его освещение гармоничны и являются показателем качества. За это клиенты готовы платить больше [3].
Многие кафе сегодня обращаются в проектировании интерьера к той или иной стилистике, что делает их цветовое оформление в интерьерах постоянным и узнаваемым.
Цветовая гамма позволяет решить сразу несколько проблем в оформлении зала:
1. Зрительное изменение пространства. Оттенки позволяют визуально сузить или, наоборот, расширить площадь кафе, отдаляя или приближая пространство. Так теплые тона приближают пространство, тем самым зрительно уменьшая большую площадь, а холодные оттенки, наоборот, отдаляют пространство и способствуют увеличению зала заведения.
2. Зонирование пространства. Играя с цветом можно визуально объединять или разъединять пространство. Для объединения территории в одной части зала делают несколько цветовых акцентов, в этом же решении оформляют остальную часть площади. Если необходимо провести зонирование пространства, то части зала стоит оформить в разных оттенках.
3. Фоновое восприятие. Этот прием позволяет добиться большей декоративности интерьера и акцентировать внимание на нужных предметах. Например, если на фоне яркой стены поместить бледную мебель, то она утратит всю свою привлекательность, и не будет цеплять взгляд. Если же расположить яркие предметы на блеклом фоне, то они сразу станут центом внимания посетителей.
4. Зрительное изменение формы помещения. Правильное расположение цветов может творить настоящие чудеса. Если на стене сделать яркие горизонтальные полосы, то потолок будет казаться выше, вертикальные – ширина стены значительно увеличится.
5. Восприятие интерьера. Психологи делят все цвета на легкие и тяжелые для восприятия. Темные оттенки делают интерьер кафе более тяжелым, а светлые – легким и воздушным. Но редко какое кафе использует исключительно темные или светлые оттенки, зачастую применяется их комбинации. Чем гармоничнее будет сочетании, тем более приятное впечатление заведение будет производить на своих клиентов. Для снижения риска получения неудачной комбинации, теплые тона лучше совмещать с теплыми, а холодные – с холодными.
Использование приема расстановки цветовых акцентов в кафе будет оптимальным в нейтральных, пастельных интерьерах, где цветовые акценты будут перетягивать внимание на себя, создавая то или иное настроение.
Влияние цвета на настроение посетителей кафе научно доказано, так теплые тона заряжают человека, холодные – успокаивают. Красный является самым ярким и сильным цветом в теплой гамме, для его включения в оформление интерьера кафе необходимо четкое концептуальное обоснование, чтобы интерьер не выглядел вызывающе и не перегружал эмоциональное состояние посетителей.
Проектировать интерьер кафе на принципах малого контраста трудно, поэтому такие дизайны встречаются сравнительно реже, чем контрастные. Показатели успешного баланса и гармонии были выделены иностранным исследователем Т. Ледиком. Этими показателями являются: визуальный вес (воображаемое ощущение веса элементов и предметов); симметрия (симметрия, асимметрия, радиальный баланс); движение от входа до выхода и наоборот, его логичность (логичность передвижения) [3].
В мышлении посетителя кафе присутствует шаблонность, то есть, он видит интерьер в целом еще до того, как сосредотачивается на отдельных элементах. Цветовой баланс позволяет сводить к минимуму количество информации, которую мозг посетителя должен обработать, когда тот пришел в заведение. Улавливая повторяющийся паттерн, человек может быстрее обрабатывать отдельные элементы [4].
Заключение
Важно не перегружать пространство цветовыми пятнами, а важно целостно подходить к вопросу организации интерьера, учитывая заложенную основную концептуальную линию, стилистику. Цвет в интерьере кафе способен влиять на настроение посетителей, работать с их восприятием. Гармоничное сочетание цветов в интерьере, их обоснованность, заложенная идея позволят проектировать пространства эстетически и психологически привлекательные, поскольку цветовое оформление играет ведущую роль. Только гармония и баланс всех визуальных составляющих элементов помогут создать такой интерьер кафе, который будет не просто приятен посетителям, но и настроит их на определенные эмоции, создаст атмосферу, и даже увеличит покупательскую способность или разовьет аппетит за счет психологического влияния цвета.
Список литературы
- Бавбеков Р.И. Цветовые характеристики и использование цвета в интерьере // Инновации в науке. – 2016. – № 7 (56). – С. 17-21.
- Мартынова В.А. Влияние цвета в интерьере кафе на эмоциональное состояние человека // Символ науки. – 2021. – № 5. – С. 159-160.
- Ledic Т. How Can Balance and Symmetry affect Interior Design [Pro Tips] / Tilen.space. – URL: https://tilen.space/how-can-balance-and-symmetry-affectinterior-design-pro-tips/.
- Mastroeni Т. The Psychology of Achieving Balance In Interior Design / Mymove. – URL: https://www.mymove.com/home-inspiration/interiordesign/the-psychology-of-achieving-balance-in-interior-design/