Актуальность изученной проблемы связана с тем, что с самого раннего возраста в жизни ребенка должно входить трудовое воспитание. И осуществляется последовательно. Когда дети делают что, то самостоятельно, они овладевают трудовую деятельность разнообразными способами, что способствует умственному и физическому развитию ребенка.
Приводя ребенка в дошкольное учреждение родители в первую очередь думают об интеллектуальном развитии ребенка и не придают значению трудового воспитания, хотя это сложный .но интересный процесс.
Большое значение развития личности ребенка отражено в отечественной педагогике: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др .
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ставятся задачи по развитию личности, способности детей, и их мотивацию . В соответствии с федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования трудовое воспитание является формированием к труду, к различным видам творчества: уважать труд других людей и свой. уметь самостоятельно мыслить и проявлять инициативу. [2].
В исследовании была поставлена и решена цель разработать и апробировать модель управления процессом трудового воспитания детей дошкольного возраста.
В ходе исследования была разработана и апробирована модель управления процессом трудового воспитания детей дошкольного возраста в ДОО. Модель понимается как описание процесса, объекта, отображающее его свойства, фиксирующее всеобщее отношение некоторой система и обеспечивающее его дальнейшее изучение с целью уточнения [2].
Понятие «моделирование» это практическое и теоретическое исследование при котором изучается не сам объект, а некоторая вспомогательная система (модель)
- находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;
- способная замещать его на определённых этапах познания;
- дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте» [1 ].
Проектируемая модель имела следующие свойства: делимость – модель состоит из нескольких составляющих, которые имеет свою цель; единое целое; они связаны между собой и влияют друг на друга и гибкость – выстроенная система управления адекватно реагирует на изменения. Модель управления процессом трудового воспитания детей дошкольного возраста в ДОО представлена несколькими компонентами: первый компонент – стратегический обеспечивающий единство системы и решение поставленной цели так же показывает взаимосвязь между органами коллегиального общественного управления и методической службой ДОО.
Второй компонент – технологический, который обеспечивает процесс трудового воспитания в ДОО, тематического планирования, реорганизацию предметно – пространственной среды, практическое распределение обязанностей, и практическое распределение труда .Также реализует несколько управленческих функций – планово - прогностическая, организационно-исполнительская. Результатом является разработка банка технологий и плана повышения квалификации педагогов ДОО.
Третий компонент – результативный, обеспечивающий контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность. Предполагается сочетание диагностики уровня методического сопровождения с самоанализом всех участников процесса формирования психологического здоровья, а также внесение корректив в методическое сопровождение формирования психологического здоровья в ДОО.
Таким образом, современный педагог должен обладать профессиональными компетенциями для организации образовательного пространства ДОО где ребенок открывает свои способности, трудового воспитания. Ребенок познает себя и приобретает опыт в трудовом воспитании. Педагогу необходимо быть не только коммуникативными компетенциями, но и выстраивать индивидуальный маршрут развития ребенка в соответствии с его особенностями состояния здоровья и психического развития. Профессионализм педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, постоянно должен расти. Воспитатель должен уметь ориентироваться в большом количестве образовательных программ и технологий, уметь реализовать образовательные программы с учетом индивидуальных особенностей детей школьного возраста. Педагогическое мастерство воспитателей будет расти при условии научно организованной методической работе. Поэтому такое важное значение приобретает методическое сопровождение воспитателей ДОО.
Список литературы
- Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: « Норит», 2014. – 1456 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – [Электронный ресурс].