Система мониторинга и предотвращения чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта

Система мониторинга и предотвращения чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта

Работа направлена на создание автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования ЧС на железнодорожном транспорте. Предложена структура системы мониторинга чрезвычайных ситуаций на основе геоинформационных технологий, которая позволяет оценивать влияние на безопасность движения дефектов железнодорожного полотна, техногенных объектов и природных факторов.

Авторы публикации

Рубрика

Технические науки

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (123), Июль ‘23

Дата публикации 28.06.2023

Поделиться

В нашей стране одним из основных участником в перевозке груза является железнодорожный транспорт, таким образом актуальной задачей является качественное обеспечение его безаварийности.

Основная цель работы заключается в обобщении информации о современном состоянии чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. В процессе исследования использован метод анализа для определения смысла и основных положений научных публикаций и других источников о чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте.

За последние 10 лет число происшествий с травмированием персонала сократилось почти с 200 случаев до 80 в 2021 г. Однако до сих пор преобладают (70 %) инциденты с сотрудниками, занятыми выполнением работ на объектах инфраструктуры и сбитыми поездами.

Исходя из анализа видно, что причинами аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте, является сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах и нарушение требований безопасности. Если будут усовершенствован перевозочный процесс, то безопасность движения поездов значительно возрастет. [1]

При решении вопросов обеспечения безопасности железнодорожного (ЖД) движения необходимо учитывать особенности железных дорог: их протяженность, наличие возможных разнообразных дефектов полотна, неизбежное влияние на состояние железной дороги природных факторов и техногенных объектов, сезонность, климат, рельеф местности и др. Следует также учитывать, что инфраструктура железной дороги распределена неравномерно географически и достаточно удалена, что обусловливает особенность сбора и обобщения информации. В этой связи целесообразным становится применение в системах предотвращения чрезвычайных ситуаций (ЧС) геоинформационных технологий (ГИС). Примером такой системы может служить программный продукт ArcGIS американской компании ESRI.

К сожалению, в нашей стране не существует систем, которые могли бы охватывать все аспекты влияющие на предотвращение ЧС на железной дороге. Используемые системы не могут охватывать всю сеть движения на железных путях. «Ручные» методы контроля полотна железной дороги являются затратными и не оперативными. Также оценка природных факторов и техногенных объектов тщательно не изучается.[3]

На основе проведенных исследований можно предложить структурную схему системы предотвращения ЧС на железной дороге на базе ГИС

В зависимости от степени и количества обнаруженных отступлений от установленных в нормативно-технической документации рассматриваемому участку железной дороги дается балловая оценка его состояния по каждому из показателей. Кроме того, учитываются срок эксплуатации и материалы.

Размеры отступлений от норм, правила содержания пути и обнаруженные дефекты сопоставляются с допускаемыми размерами и установленными требованиями, предъявляемыми к обеспечению безопасности движения поездов в зависимости от установленных скоростей. Результатом этого является присвоение отрезку пути I, II, III или IV группы отступлений. В зависимости от этого выносятся рекомендации об эксплуатации железнодорожного участка.

Таким образом в результате выполненных исследований рассмотрено применение ГИС технологий для мониторинга техногенных и природных рисков, а также предложена информационная структурная схема системы предотвращения чрезвычайных ситуаций на железной дороге, реализующаяся на геоинформационных технологиях.

Благодаря данной системе появляется возможность:

• получать достоверные результаты диагностики текущего состояния участка железнодорожных путей и прилегающей территории и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций при проектировании и эксплуатации транспортных систем;

• обрабатывать большие объемы разнородных данных и визуализировать их на карте, а также предоставлять оперативную информацию лицу, принимающему решения;

• своевременно выдавать рекомендации по скоростному режиму на контролируемом участке транспортной системы;

• выдавать рекомендации ремонтным службам о дате и виде предстоящего ремонта контролируемого участка.

Внедрение данной системы позволит значительно сократить количество ЧС на ЖД транспорте и повысить безопасность ЖД перевозок.

Список литературы

  1. Мониторинг происшествий на ж/д // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
  2. Статистика происшествий на железных дорогах // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
  3. Алексеев В.В., Боронахин А.М., Калякин И.В., Коновалова В.С., Подгорная Л.Н. Измерение характеристик железнодорожного полотна с помощью измерительной системы, построенной на базе миромеханических акселерометров // Приборы. – 2011.– № 12 (138). – С. 22–29.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary