Особенности формирования организационной культуры высшего учебного заведения и оценка его эффективности

Особенности формирования организационной культуры высшего учебного заведения и оценка его эффективности

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

624

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (122), Июнь ‘23

Дата публикации 24.06.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются особенности формирования организационной культуры высшего учебного заведения на примере Чувашского Государственного Университета им Ульянова. Была проведена оценка организационной культуры данного вуза, ее влияние на конкурентоспособность и развитие университета. Обоснована необходимость направления деятельности руководства вуза по формированию и развитию его организационной культуры. Тема данной статьи в современное время актуальна, поскольку она до конца пока еще так и не исследована, и эффективная организационная культура вуза влияет не только на совершенствование университета, но и на будущую профессиональную деятельность студентов.

Организационная культура имеет огромное значение как в управлении высшим учебным заведением, так и во взаимоотношениях между субъектами данного учреждения. В современное время при уровне развития рынка образовательных услуг организационная культура становится ключевым фактором университета как субъекта экономики и науки. Организационная культура вуза способствует повышению его привлекательности не только у будущих студентов и магистрантов, но и у преподавателей и персонала университета.

Организационная культура определяется в социально-психологических характеристиках внутренней атмосферы в коллективе, в наличии четкого кодекса правил и норм делового общения и поведения, которые должны непрекословно выполняться персоналом, особых традиций и ритуалов. Особо значимым при этом является существование сформулированных ценностей, целей, норм и правил, которые способствуют консолидации персонала, снижению уровня конфликтности, ускоряют профессиональную адаптацию новых и молодых сотрудников, содействуют эффективному включению и объединению всех сотрудников в производственную и социальную деятельность организации.

Что касается непосредственно организационной культуры вуза, то для большей конкретизации, на мой взгляд, целесообразно рассмотреть высшее учебное заведение как определенную организацию с своими целями, задачами, функциями, социальной и организационной структурой, системой взаимодействий и отношений.

Формируется данная организационная культура при помощи основной миссии вуза, сопоставления ее с личностными целями сотрудников и обучающихся, в корпоративной атрибутике университета в виде гимна, герба и т.д.; разработке кодекса, совершенствованию и развитию личности студента и преподавателя, мотивации к трудовой и учебной деятельности. Как и все высшие учебные заведения, ЧГУ им. Ульянова имеет собственную организационную культуру, и у нее имеются свои особенности.

Поскольку ЧГУ им. Ульянова является ведущим лидером среди образовательных учреждений региона, имидж и репутация данного учреждения находится на высоком уровне. Статус регионального центра образования позволяет Университету позволяет быть максимально конкурентноспособным на рынке образовательных услуг в Чувашской Республике. Данный элемент формирования организационной культуры развивает и укрепляет саму организационную культуру, поскольку обучающиеся, преподаватели и персонал гордятся тем, что являются участниками этого учреждения.

Основополагающим фактором формирования и развития организационной культуры является миссия вуза, в ЧГУ им. Ульянова миссией является совершенствование научно-образовательного пространства региона в качестве ведущего интеллектуального, инновационного и национально-культурного центра, который способен обеспечить конкурентное социально-экономическое развитие Чувашии. Это закрепляется эффективной подготовкой кадров и предоставлением их организациям и предприятиям региона.

Организационная культура ЧГУ им. Ульянова формируется также посредством символики вуза, корпоративной атрибутики, некоторыми из которых являются гимн, герб, флаг, товарный знак. Сама символика вуза представлена на фирменной одежде участников учреждения, что показывает студентам, преподавателям других вузов, и другим людям приверженность индивида к Университету, его уважение и любовь к нему.

На формирование и развитие организационной культуры вуза также влияет развитие личности студентов, их эффективная подготовка и повышение квалификации кадров. В этом обучающимся помогают не только сами преподаватели, но и некоторые институты Университеты, некоторые из которых представлены ниже.

При подготовке и воспитания современных специалистов с высшим образованием научно-исследовательская работа обучающихся становится неотъемлемой чертой корпоративной культуры Университета, которая способствует развитию навыков и умений, пригодившихся в будущей работе. Студенческое Научное Общество (далее - СНО) - это центр организации по проведению научно-исследовательской работы обучающихся данного учреждения. За свой длительный период существования данный институт апробировал множество различных форм научно-исследовательской деятельности обучающихся: конференции, выставки, конкурсы и т.д.

Формирование организационной культуры направлено главным образом на развитие и укрепление благоприятных взаимоотношений между преподавателями и студентами. Так, Студенческий Совет ЧГУ является ключевым связующим звеном между студенчеством и руководством Университета, факультета, филиала. Одними из важнейших задач деятельности данного органа представлены защита прав и интересов обучающихся, влияние на занятость обучающихся, развитие добровольчества и волонтерства.

Но и не забываем про преподавательский состав, который также является важнейшим элементом формирования организационной культуры вуза. Политика кадров ЧГУ им. Ульянова сформировала уникальный коллектив высококвалифицированных преподавателей. В него входят как опытных, знающих свое дело профессоров, так и молодых целеустремленных преподавателей.

К 2023 году доля преподавателей, которые имеют ученую степень или звание в собственной сфере, в процентном соотношении составляет 68,52%, что также указывает на высокий уровень научно-образовательного уровня Университета.

В ЧГУ им. Ульянова для преподавателей действует балльно-рейтинговая система оценки работы, которая способствует назначению премий, стимулирующих выплат, зависящих от качества и результатов труда самого преподавателя, она также будет учтена при избрании на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. Разумеется, данная система оказывает огромное влияние на мотивацию преподавательского состава к трудовой деятельности, а значит, на эффективность формирования и укрепления организационной культуры Университета.

Разработка кодекса вуза является мощнейшим инструментом в формировании и укреплении организационной культуры Университета. Кодекс ЧГУ им. Ульянова - это свод основных принципов профессиональной этики и определенных правил поведения, распространение которого возлагаются на всех участников данного учреждения - преподавателей, обучающихся, персонала вуза.

Его целями и задачами являются:

  • создание, развитие, укрепление духовно-нравственных основ учебной, научной, воспитательной деятельности вуза, которые направлены на эффективность подготовки кадров, улучшение престижа и положительной репутации данного учреждения в регионе и стране в целом;
  •  составление норм этики и правил поведения, регулирующих участников данного учреждения;
  • поддержание благоприятного климата в пространстве вуза посредством норм поведения и увеличение эффективности трудовой и учебной деятельности.

Согласно правилам этики данного кодекса, взаимоотношения сотрудников, преподавателей и студентов должны быть основаны на сплоченности, взаимовыручке, соотношении общих целей вуза с личностными целями отдельных его субъектов. При соблюдении всех этих факторов, которые указаны в кодексе, формирование организационной культуры вуза будет максимально эффективным.

На основе вышеуказанных факторов развития и формирования организационной культуры вуза, необходимо также провести оценку эффективности организационной культуры Чувашского Государственного Университета.

Прежде чем перейти к оценке конкретно организационной культуры вуза, хочу определить и дать оценку самому Университету в целом. Данное высшее учебное заведение предоставляется крупнейшим образовательным центром, ради которого многие выпускники школ переезжают в столицу Чувашии. В данном учреждение действует множество различных центров по развитию, поддержке определенных направлений, социальных групп, имеется огромная научно-исследовательская база, новейшая инфраструктура.

При таких факторах конкурентоспособности данного учреждения оно также имеет, по моему мнению, эффективную организационную культуру. Доказать данное утверждение возможно при рассмотрении ключевых элементов организационной культуры Университета.

По моему субъективному мнению, Чувашский Государственный Университет практически является монополистом на рынке образовательных услуг среди других образовательных учреждений, имеет самый высокий уровень конкурентоспособности, поскольку у значительной части населения Чувашской Республики давно сложилось впечатление о ЧГУ, как о самом престижном вузе региона. Его статус, престиж, репутация как регионального центра образования Чувашии, его взаимосвязь со многими региональными органами власти и предприятиями формирует и укрепляет организационную структуру вуза.

На мой взгляд, если сопоставить миссию ЧГУ им. Ульянова с индивидуальными целями студентов и преподавателей, то они схожи, поскольку в целом все обучающиеся имеют заинтересованность в развитии первичных навыков и умений для будущей квалификации, как и преподаватели в улучшении собственных навыков в образовательной деятельности. Студенты действительно получают работу в крупнейших копаниях с возможностью карьерного роста и получения высокой заработной платы, организации и предприятия - высококвалифицированных специалистов, преподаватели - повышение трудового стажа, получение ученых степеней и званий.

Также организационная культура вуза формируется и укрепляется благодаря нормам и правилам поведения учреждения, его принципам и поведению участников вуза. Наличие у Чувашского Государственного Университета кодекса, который способствует обеспечению данных норм морали, этики, правил поведения, благоприятной атмосфере внутривузовских отношений, профессиональной этике, лишний раз доказывает, что организационная культура вуза эффективна. Данный кодекс обеспечивает отношения между преподавателями и студентами в благоприятной атмосфере доверия и уважения, следует высоким нравственным традициям, признает честь и достоинство всех индивидов без исключения.

 На мой взгляд, самое сильное влияние на формирование организационной культуры оказывают внутривузовские отношения между участниками данного учреждения. Усиление и укрепление взаимоотношений между преподавателями, а значит, соответственно, и организационной культуры Чувашского Государственного Университета, происходит посредством проведения различных мероприятий, выставок, семинаров и т.д.

К примеру, на День образования ЧГУ ежегодно в Дворце Культуры ЧГУ проводится масштабная концертная программа, где собираются все участники Университета и не только, включая преподавательский состав, обучающихся вуза, заслуженных ученых, партнеров Университета, его руководства и других. На данном мероприятии озвучивают результаты деятельности Университета за предыдущий год, основные образовательные реформы, а также происходит вручение различных наград сотрудникам и обучающимся Чувашского Государственного Университета.

Также формированию и развитию организационной культуры способствуют различные образовательные институты и органы, действующие в внутривузовском пространстве. Самым ярким их представителем, по моему мнению, является Студенческий Совет, который связывает руководство вуза со обучающимися. Данный орган студенческого самоуправления вносит свой вклад в создание общественно полезных проектов с определенными целями и задачами, их деятельность способствуют решению таких задач. Он также выполняет такие задачи, как:

  • обеспечивает реализацию прав участия студентов в вузовском управлении;
  • проводит оценку качества учебного и образовательного процесса;
  • формирует у студентов навыков самоуправления, активную гражданскую позицию;
  • сохраняет, укрепляет и развивает студенческие традиции;
  • содействует органам управления Чувашского Государственного Университета в решении вопросов организации образовательной деятельности;
  • разрабатывает предложения в увеличении качества образования, учитывая интересы и ценности студентов и т.д.

Что касается формирования организационной культуры вуза в среде преподавательского состава, то хочу выделить введение балльно-рейтинговую систему оценки работы для преподавателей, поскольку она действительно повышает само качество их трудовой деятельности посредством выдачи стимулирующих выплат. Данное решение органов управления Университетом позволило более усердно выполнять свои должностные обязанности преподавателям и развивать собственные профессиональные качества и навыки.

Таким образом, я делаю вывод, что организационная культура Чувашского Государственного Университета эффективна и постоянно развивается, и укрепляется, поскольку все предпосылки к этому у нее есть. Формирование организационной культуры Университета осуществляется при множестве факторов развития самого вуза посредством проведения различных мероприятий, участия в научно-исследовательских выставках, реализации миссии вуза, учитывая все этические нормы и правила поведения, которые указаны в кодексе вуза. Также этому способствует множество различных образовательных институтов, которые положительно влияют на учебную и преподавательскую деятельность участников Университета.

Список литературы

  1. Дорофеева, Л. И. Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / Л. И. Дорофеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 378 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07617-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512742
  2. Колосов, В. А. Организационная культура : учебное пособие для вузов / В. А. Колосов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 343 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14302-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520016
  3. Круглов, Д. В. Стратегическое управление персоналом : учебное пособие для вузов / Д. В. Круглов, О. С. Резникова, И. В. Цыганкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 168 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14713-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520255
  4. Соломанидина, Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для вузов / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01100-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511009
  5. Шимко, П. Д. Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Д. Шимко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01315-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512062
  6. Сведения об образовательной организации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. – Режим доступа: https://www.chuvsu.ru/universitet/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее