ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, КАК ЧЕРТА ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ ДИНЫ РУБИНОЙ «ВЫСОКАЯ ВОДА ВЕНЕЦИАНЦЕВ»

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, КАК ЧЕРТА ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ ДИНЫ РУБИНОЙ «ВЫСОКАЯ ВОДА ВЕНЕЦИАНЦЕВ»

Авторы публикации

Рубрика

Литературоведение

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (121), Июнь ‘23

Дата публикации 19.06.2023

Поделиться

В данной статье рассматривается тема повседневности. Её особенности, которые проявились в произведении Д.И.Рубиной.

Повседневность одна из важнейших черт жизни человека: от неё мы не можем просто так отказаться, свою повседневность, к сожалению, мы не можем отдать другому. Переложить на другого мы можем, например, ответственность, долг, обязанность, но вот повседневность во всех её проявлениях переложить, возложить на кого-либо нельзя. В таком случае выходит, что это совсем другая жизнь, иная, в которой человек вмиг теряет, что свойственно только ему: привычки, эмоции, поведение, иными словами, он теряет свою оригинальность. Повседневность мы можем только прожить, а самое главное, проживается она всегда индивидуально.

И с недавних пор большой интерес учёных-исследователей направлен к проблеме повседневности. Эта проблема всегда была в центре внимания у социологов, философов. Если рассматривать литературу, то пока мы не находим большое количество исследований этой проблемы.  В своей статье мы бы хотели обратиться к творчеству   нашей современницы Дины Рубиной, конкретно, к её повести «Высокая вода венецианцев», и попытаемся показать, как писательница раскрывает в произведении проблему повседневности.

Главная героиня повести Рубиной, молодая женщина, которая узнаёт свой страшный диагноз. Она находится в состоянии потрясения, её повседневный мир, который всегда был «прекрасно обустроенным, привычным уютным обиталищем, цельной картиной», вдруг рухнул. Она как будто бы отходит от реальности, воспринимая себя со стороны.

Но, несмотря на, то, что она в шоковом состоянии, она по-прежнему не забывает о работе, семье. Приведя мысли с хаотичного в нормальный порядок, принимает решение уехать. На вид её жизнь не меняется: она спокойно решает проблему работником турфирмы, разговаривает со своей дочерью, собирается в дорогу, не перестаёт следить за тем, чтобы ничего не забыть, иными словами пытается нормально оценивать свою повседневность. Но женщина не перестаёт думать о своём заболевании и смерти. И вот тут возникает противоречие, которое заключается в её рациональной и эмоциональной повседневности: её внешнее спокойствие и буйство внутреннего состояния. Героиня едет в Венецию, как она сама сказала продышаться. Поехав в Венецию, она хочет разобраться в своих ощущениях и переживаниях. Попав в эту страну, она как  будто бы попадает в другую реальность: «Минут тридцать она стояла на ступенях вокзала, пытаясь совладать с собой, шагнуть и начать жить в этом театрально освещённом светом лиловых фонарей сумеречном мире, созданном из бликов темной колыхающейся воды, из частокола скользких деревянных свай с привязанными к ним гондолами и катерками, на фоне выхваченных слабым светом невидимой рампы дворцов, встающих из воды…».

Из всего происходящего у героини мог возникнуть конфликт между её привычной и новой повседневностью. Но этого нет, наоборот, те успехи и проблемы, что были в прошлом, теряют своё преимущество над тем, что она видит в карнавальной Венеции. Впоследствии между внутренним и внешним миром наступает призрачная гармония. Лурье чувствует себя своей в этом, казалось бы, чужом крае. Но чувство страха её не отпускает. Это проявляется, когда она решила примерить одну из известных карнавальных масок. Когда она смотрела в зеркало и увидела, что она исчезла, её больше нет. Героиню поглощает вселенский ужас, она задаётся вопросом: «Как – меня уже нет?!».  Страх заставил её сразу же сбросить маску. Стоит отметить ещё один важный элемент в этом эпизоде - это зеркало. Зеркало для венецианцев является как бы входом в другой мир. Наравне с зеркалом, венецианцы выделяют и воду. Сама героиня Рубиной отмечает жителей, как водных обитателей. Их движение рук, мелодичная речь. Водная стихия является для венецианцев повседневностью. И эта повседневность, на уровне эмоций, для Лурье становится свободной и комфортной.  Этот прекрасный мир Венеции заколдовывает женщину, она мирится со своей болезнью и снова начинает чувствовать вкус жизни.

Таким образом, в повести Дины Рубиной «Высокая вода венецианцев» повседневность предстаёт перед читателем с разных сторон. Для главной героини повседневность Венеции становится спасительным кругом, который помогает ей выбраться на берег с морской пучины, которая потихоньку начала её заглатывать. Карнавальная Венеция имеет важный статус, который положительно влияет на душевное равновесие героини повести.

Список литературы

  1. Ожегов, С.И., Толковый словарь / С.И.Ожегов [Электронный ресурс] – URL: Дата обращения: 11.02.2022
  2. Ушаков, Д.Н., Толковый словарь / Д.Н.Ушаков {Электронный ресурс] – URL: Дата обращения: 11.02.2022.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее