К ВОПРОСУ О ФОРМЕ БРАЧНОГО ДОГОВОРА

К ВОПРОСУ О ФОРМЕ БРАЧНОГО ДОГОВОРА

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

73

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (121), Июнь ‘23

Дата публикации 18.06.2023

Поделиться

В статье анализируются требования, касающиеся формы брачного договора как двусторонней сделки, установленные гражданским и семейным законодательством.

Для того, чтобы сделка была действительной, необходимо соблюдение определенных условий. Одно из таких условий - это форма выражения воли сторон сделки, установленная законом. В связи с тем, что брачный договор относится к числу двусторонних сделок, то к его форме предъявляются общие положения о форме сделок, предусмотренные гражданским законодательством (гл. 9 ГК РФ).

В Семейном кодексе закреплено правило, согласно которому брачный договор «заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению» (п. 2 ст. 41 СК РФ). Учитывая приведенную норму, можно говорить о том, что рассматриваемый договор является формальной сделкой, т.е. сделкой, для заключения которой необходимо, помимо достижения согласия по всем ее существенным условиям, выразить это согласие в надлежащей (требуемой) форме. Другими словами, форма брачного договора предусмотрена законодателем, причем в императивном порядке, а это значит, что в случае несоблюдения установленной формы сделка признается недействительной.

В соответствии со ст. 160 ГК РФ «сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами», т.е. кроме прочего, письменная форма закрепляет и адекватно отражает действительную волю сторон. Вместе с тем, встречаются случаи, когда условия договора допускают возможность неоднозначного толкования, что приводит к конфликту и спорам между сторонами сделки. В этом случае должны применяться правила толкования договоров, предусмотренные гражданским законодательством (ст. 431 ГК РФ). Согласно указанной норме «при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом». При этом, согласно п. 2 ст. 431 ГК РФ, «если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон».

С целью предотвращения негативных последствий заключения брачного договора, его субъекты могут обратиться за квалифицированной помощью, например, к нотариусу, который его и удостоверит. В соответствии со ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате «нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред». Нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона (ст. 54 Основ законодательства РФ о нотариате). Учитывая приведенные законоположения, нотариусу необходимо пояснить сторонам брачного договора о юридических нюансах изменения режима имущества, так как в случае договорного режима последнего существенно меняется и наследственная масса одного из супругов, в связи с чем переживший супруг лишается права на получение доли умершего супруга (ст. 1150 ГК РФ).

Во избежание разночтения и множества толкований условий брачного договора, сторонам, состоящим в браке, или будущим супругам, необходимо все условия отразить в тексте договора четко и ясно. Согласно ст. 45 Основ законодательства РФ о нотариате, «в случае, если указанные документы исполнены на бумажных носителях, они не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей, для которых представлен документ, нотариус вправе принять такой документ для совершения нотариального действия. Нотариусы принимают для совершения нотариальных действий электронные документы, формат которых соответствует требованиям настоящих Основ и других законодательных актов Российской Федерации и которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении нотариуса. Представленные для совершения нотариальных действий электронные документы не должны содержать компьютерные программы либо иную компьютерную информацию, заведомо предназначенные для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации или копирования компьютерной информации либо нейтрализации средств защиты компьютерной информации». Очевидно, что требования законодателя направлены исключительно на устранение возможных в случае возникновения споров разночтений.

Договор подписывается лицами, которые заключили брачный договор. «Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно» (п. 3 ст. 160 ГК РФ). При этом следует иметь ввиду, что лицо, которое подписало договор по просьбе гражданина вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности последнего, не может быть стороной этого договора, то есть у такого лица не возникают права и обязанности по договору, который был им подписан. В данном случае роль рукоприкладчика сводит­ся только к восполнению физического недостатка, неграмотно­сти либо проявлений болезни лица, являющегося действительным участ­ником сделки. Кроме того, рукоприкладчик не может быть представителем какой-либо стороны в сделке. Поскольку закон не допускает со­вершения через представителя сделки, которая по своему характеру мо­жет быть совершена только лично (п. 4 ст. 182 ГК РФ), то его подписание доверенным лицом или законным представителем противоречит требова­нию закона.

Нотариальное удостоверение осуществляется путем совершения на документе, которым является договор, удостоверительной надписи (п. 1 ст. 163 ГК РФ). Несоблюдение нотариальной формы брачного договора влечет его ничтожность (п. 3 ст. 163 ГК РФ). Такой договор не может повлечь никаких правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью, и недействителен с момента его совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).

Следовательно, предусмотренные законодателем обязательные требования (эти требования являются взаимосвязанными) к форме брачного договора, - обязательная письменная форма и нотариальное удостоверение брачного договора - можно рассматривать как обстоятельства, которые защищают интересы сторон брачного договора, в частности:

1) стороны свободны в осуществлении своего права;

2) предотвращают нарушение и гарантируют однозначную устойчивость имущественных прав лиц, вступающих в брак, или супругов;

3) нивелируют негативные последствия нарушения имущественных прав нетрудоспособно­го, нуждающегося супруга;

4) гарантируют соблюдение не только частных, но и публичных интересов.

В заключении хотелось бы отметить следующее. В национальной правовой системе брачный договор относится к числу семейных тайн, а значит ознакомление с его текстом иным лицам, кроме самих сторон, заключивших такой договор, практически невозможно. Более того, неприкос­новенность частной жизни, личной и семейной тайны гарантируется п. 1 ст. 23 Кон­ституции РФ. Вместе с тем, брачный договор может затрагивать и интересы иных лиц, помимо самих сторон брачного договора. В связи с чем, можно было бы наделить нотариусов дополнительной функцией об обязательной специальной отметки о наличии брачного договора между конкретными субъектами, если такой договор был заключен в период брака. Если же брачный договор заключается до регистрации брака в соответствующих органах, то такую отметку может сделать уполномоченное лицо. Также, при подаче заявления о вступле­нии в брак, будущие супруги могли бы предоставлять информацию о наличии заключен­ного между ними брачного договора.

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее