КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

19

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (121), Июнь ‘23

Дата публикации 18.06.2023

Поделиться

В статье рассматривается понятие «коммуникативные проблемы». Проанализированы смежные понятия для определения термина «коммуникативные проблемы». Описываются наиболее частотные жанры проблемного общения (причины их возникновения).

Данное исследование посвящено изучению коммуникативных проблем. Для начала стоит сформулировать определение коммуникативной проблемы, опираясь на смежные понятия, представленные в научных работах.

Прежде всего, обратимся к понятию «общение». Как отмечают В.Н. Соколова и Г.Л. Юзефович, общение – это «специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми и членами общества» [3, с. 393].  Любое общение отличается своей формой. Форма общения – это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу.

По наличию/отсутствию посредника выделяют две основные формы общения:

1) опосредованное (косвенное) – через посредников, по телефону, факсу, посредством обмена телеграммами и т.п.;

2) непосредственное (контактное) – вступление собесед­ников в контакт «с глазу на глаз».

Синонимом понятия «общение» является «коммуникация». В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры – препятствия в реализации устной коммуникации [1, с. 386]. Они носят социальный или психологический характер и могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное соци­альными, политическими, религиозными, профессиональны­ми различиями, которые порождают не только разную интер­претацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, миро­воззрение, миропонимание.

Психолог Н.В. Гришина выделяет три основных класса коммуникативных барьеров:

  1. Технический барьер.
  2. Межъязыковый барьер.
  3. Социальный барьер.

Коммуникативные барьеры приводят к трудностям в общении, затрудняют взаимопонимание коммуникантов. По причине этого непонимания в процессе общения может возникнуть непредусмотренный говорящим нежелательный эмоциональный эффект: обида, раздражение, агрессия и т.д. Если коммуниканты не понимают друг друга, личное отношение и оценка одного не совпадает с отношением собеседника, может развиться враждебное поведение друг к другу и речевая агрессия станет доминирующим проявлением в общении [2, с. 84]. Речевая агрессия – форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. Мотивирована речевая агрессия агрессивным состоянием говорящего [2, с. 85].

Для исследования важно обозначить понятия «коммуникативная помеха», «коммуникативная неудача», «коммуникативный промах».

Коммуникативные неудачи можно понимать как полное или частичное недостижение цели общения и возникновение нежелательного эмоционального эффекта в ходе и / или результате речевого взаимодействия [14].

Под коммуникативной помехой мы будем понимать явления разной природы, затрудняющие общение или делающие его вообще невозможным по ряду причин. К таким явлениям относятся следующие коммуникативные помехи: социальные, ментальные, ситуационные, помехи канала, поведенческие, текстовые.

В свою очередь, под промахом в общении исследователи понимают ошибочные речевые действия, то есть промахи участников общения, которые могут привести к возникновению коммуникативных помех, непониманию, переключению внимания адресата на то, как человек говорит, насколько грамотно, а не на то, что он говорит.

Итак, мы выяснили, что коммуникативные барьеры способствуют возникновению коммуникативных проблем. Если не преодолеть барьер, возникает коммуникативная проблема, а если не принимать мер для ее решения, она обостряется и перерастает в конфликт.

Под конфликтом понимается «столкновение противоположных сторон, мнений, сил, представлений» и изменение «структуры принятого взаимодействия, разрыв сложившихся отношений со всеми присущими им правилами и взаимными обязатель­ствами» [1, с. 386]. 

Именно в коммуникативном аспекте конфликта отчётливо проявляются нарушения взаимодействия участни­ков речевой ситуации. По мере усиления конфликта речь собеседников в возрастающей степени стано­вится менее упорядоченной и ясной, но более импульсивной, эмоциональной и импровизационной.

В вопросе определения жанровой специфики проблемного общения весьма важен вопрос о приемах взаимодействия, которые осознанно или неосознанно используют участвую­щие в конфликте стороны.

Такими приемами могут выступать: обесценивание или игнорирование идеалов оппонента средствами жесткого давления (жанры реализации – приказ, команда, сарказм), выбранные потому, что позволяют быстро достигнуть конкретной цели. При этом не прини­мается во внимание влияние, которое эти средства оказывают на личность (оскорбление достоинства, неуважение личностных качеств, блокирова­ние его активности).

Люди, вступающие в конфликт, часто используют приемы, которые позволяют им устранить, изменить или нарушить личные границы:

 – эмоциональная реакция, которая блоки­рует дальнейшее вмешательство (демонстрация агрес­сии, истерический крик),

 – показ своего недовольства, раздражения, отрица­тельного отношения (словами, тоном, мимикой),

 – попытка перевести оппонента на позицию единомышленника (обсуждение проблемы, убеждение, разъяснение, показ, демонстрация).

Наиболее частотными жанрами проблемного общения героев являются: неудачная шутка, спор, оскорбление, грубая просьба/отказ, требование, негативная оценка.

Список литературы

  1. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. – Москва : Наука, 1993. – 172 с.
  2. Рождественский, Ю.В. Теория риторики / Ю.В. Рождественский. – 2-е издание, исправленное.- Москва : Добросвет, 1999. – 428 с.
  3. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении / Н.И. Формановская. – Москва : Знание, 1987. – 160 с.
  4. Эберхард, Г. Фелау Конфликты на работе. Как их распознавать, разрешать, предотвращать / Г. Эберхард. - Москва: Омега-Л, 2014. – 128 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее