В современном мире, сфера торговли активно развивается и является основным направлением в обеспечении нужд, как частного, так и государственно-муниципального уровня. Это связано с тем, что использование товаров и услуг вышло на массовый уровень потребления, в ходе увеличении численности населения, и постоянного изменения их потребительских и качественных характеристик. Поэтому большинство предпринимателей вынуждены выпускать товары и услуги, подстраиваясь под потребности ключевого потребителя, с помощью инноваций и модернизации таких продуктов. Вследствие, чего, конъюнктура рынка становится эластичной, с образованием высокого уровня изменчивости и формирования определенных трендов и модных тенденций. Благодаря данным факторам, количество выпускаемой продукции в рамках одной страны, ограничено, и не всегда может способствовать удовлетворению текущего потребительского спроса. Таким образом, государство, с целью удовлетворения такой потребности населения, вынуждено закупать такую продукцию из других государств, способствующих образованию внешнеэкономического сотрудничества между странами, повышая тем самым, лояльность друг к другу, и формируя партнерские отношения в рамках реализации торговой политики. Однако, не во всех случаях внешнеторговая деятельность оказывает положительное влияние на обеспечение государственных функций, таких как регулирующая, фискальная, протекционистская и др. Особенное влияние оказывают операции предусматривающие импорт, так как, действуют на внутренний рынок, нанося урон производителям резидентам такой страны. В качестве примера, можно привести начало 90х годов ХX века в Российской Федерации, во время распада Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР) произошел коллапс производственных предприятий, так как переход от стагнационной (плановой) экономике, к рыночной экономической модели, стал неожиданностью, и к этому не были готовы большинство предприятий разных секторов экономики. При этом потребность в товарах росла, начался дефицит, и руководства страны на тот период, что бы снизить уровень голода и удовлетворить потребности граждан, открыли государственную границу для импортных товаров. В этот момент, колоссальный объем продукции иностранного происхождения поступал ежедневно через государственную границу, тем самым нанося урон внутренним производителям, в связи с высокой стоимостью готового изделия и минимального количества товарных (ассортиментных) позиций. Вследствие, данного явления произошел дефолт и явление гиперинфляции на рынке, что привело к закрытию 70% всех предприятий в ходе банкротства и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Исходя из вышесказанного, государственным органам, необходимо было решить указанные проблемы, и было принято решение, о внедрении мер нетарифного ограничения, используя элементы правовых, административных норм, принятых для защиты от бесконтрольного ввоза продуктов иностранного происхождения. Рассматривая теоретико-понятийный аппарат, нетарифные меры интерпретируются следующим образом: функциональные инструменты в рамках реализации торговой политики оказывающие влияние на международную торговлю товарами посредством ограничения их ввоза, количества, уменьшая оборот реализации таких товаров на внутреннем рынке, с возможностью их полного запрета к реализации. Данная интерпретация была введена на конференции Организация Объединенных Наций (далее - ООН) в 1954 году [1]. В настоящий момент, их насчитывается более 800 мер направленных на применение нетарифного ограничение при перемещении товаров через границу. Они обладают множеством различных классификаций, представленными разными структурами, в числе которых Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее – ГАТТ) [2, c. 43], Конференцией ООН по торговле и развитию (далее – ЮНКТАД) [3, c. 14], и др. В настоящий момент, общепринятой единой классификации нетарифных ограничений нет, но используют преимущественно классификацию ГАТТ, которая подразумевает собой структуру, распределенную на пять основных категорий, к которым относятся:
- Ограничения связанные с участием государства во внешнеторговые отношения (применение субсидий и дотаций экспортерам, ограничение в отношении товаров иностранного происхождения, и др.);
- Использование таможенных ограничений в виде формальностей (требования к оформлению документов, и др.);
- Технические барьеры (санитарно-экологические нормы, сертификация товаров и др.);
- Административные меры (квотирование, лицензирование, валютное ограничение);
- Ограничения, связанные с фискальными мерами (импортные депозиты, пограничное налогообложение и др.).
Таким образом, данные меры активно используются в настоящее время в Российской Федерации, однако возникают сложности с обеспечением защитной функции государства, так как возникают следующие проблемы:
- Коррупция: связана с получением благ сотрудниками таможенных органов от контрагентов иностранного представителя, с целью получения доступа на поставку через границу товаров;
- Ограничение доступа к информационной базе о применении мер нетарифного регулирования и ее непрозрачность в использовании: связано со сложностью получения информации о применении нетарифных мер, что формирует принцип непредсказуемости в данной деятельности, в связи с отсутствием подробного списка товаров, на которых применены данные меры;
- Проблемы внедрения и контроля за применением данных мер: так как отсутствует механизм, и алгоритм принятия решений в сфере применения нетарифных мер, вследствие, возникает сложность, в определении их целесообразности применения и контроля за ними.
Данные проблемы, оказывают негативное влияние, для решение которых, автором были сформированы следующие рекомендации по их упразднению. К ним относится:
1. Сформировать единую электронную информационную площадку, на которой находится реестр товаров, к которым применяются ограничения нетарифного типа. Это упростит работу таможенных органов в рамках реализации мер по обеспечению безопасности от ввоза продукции попадающей под такие меры;
2. Внедрить систему электронного документооборота и платежной системы, которая способствует формированию прозрачности при осуществлении деятельности таможенных органов, с целью минимизации получения ведомственными служащими взяток и «откатов»;
3. На федеральном уровне сформировать механизм принятия решений по внедрению элементов системы нетарифного регулирования. Это способствует гармонизации и упрощения действий органов, контролирующих исполнение мер нетарифного типа.
Исходя из вышесказанного, рекомендации сформулированные автором, носят актуальный характер, и помогут в упразднении текущих проблем при использовании системы нетарифных мер и ограничений при осуществлении импортных операций.
Список литературы
- Решение Евразийской экономической комиссии от 14.11.2017 № 152 «Об утверждении Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc.. (дата обращения: 15.06.2021).
- ЕЭК. Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза. Доклад. – Москва: Евразийская экономическая комиссия, 2016. – 43 с.
- Knobel A., Vakulchuk R. Impact of non-tariff barriers on trade within the Eurasian Economic Union. – Post-Communist Economies. – 2018. – No 30(184). – P.
- Дюмулен, И. И. Протекционизм и многосторонние переговоры ВТО в годы глобального экономического кризиса (2008 – 2010 гг.) и в последующий период // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 6. С. 3-11.
- Gilpin, R. Global Political Economy: Understanding the International Economic Order, Princeton NJ: Princeton University Press. 2001 р.440