Особенности логопедического сопровождения по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Особенности логопедического сопровождения по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (120), Июнь ‘23

Дата публикации 12.06.2023

Поделиться

В статье рассматриваются особенности логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении, рассматриваются формы взаимодействия учителя-логопеда с субъектами сопровождения, а также направления работы субъектов логопедического сопровождения.

Процесс логопедического сопровождения коррекционно-педагогического процесса является одним из главных компонентов системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса образовательной организации [2].

Ведущим специалистом логопедического сопровождения является учитель-логопед образовательной организации. Учитель-логопед осуществляет сопровождение и координацию действий всех участников логопедического сопровождения: педагога-психолога, учителя начальных классов, учителя-дефектолога [1].

Направления деятельности учителя-логопеда в процессе логопедического сопровождения:

  • диагностическое – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации;
  • коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей;
  • профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
  • информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Логопедическое сопровождение ставит следующие задачи:

  • раннее выявление и преодоление отклонений в развитии речи детей с ОВЗ;
  • осуществление диагностики речевого развития детей во взаимодействии с ППк;
  • определение и реализация индивидуальной программы коррекции речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка;
  • распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.

Особое значение логопедическое сопровождение приобретает в преодолении трудностей в освоении навыков чтения и письма, так как оно направлено на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Нарушения письма являются наиболее распространенными трудностями среди младших школьников, в особенности с ЗПР.

Особое место в работе по коррекции акустической дисграфии отводится учителю начальной школы. Учителю-логопеду необходимо показать учителю начальных классов значимость логопедических занятий и объяснить его роль в организации психолого-педагогической поддержки младших школьников с акустической дисграфией.

Выделим основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

  • организация комплексной диагностики нарушений письма;
  • организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;
  • вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей.

Основные формы сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

  • участие в работе ППк школы;
  • совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
  • интегрированные уроки учителя начальных классов и логопеда;
  • консультации;
  • участие в педсоветах;
  • совместное проведение родительских собраний;
  • открытые занятия учителя-логопеда;
  • участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;
  • разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.

Организация логопедического сопровождения в общеобразовательной школе предусматривает сопровождение не только обучающихся, но и их семей.

Формы взаимодействия учителей с родителями:

  • консультации (индивидуальные, либо подгрупповые);
  • беседы;
  • выступления на собраниях;
  • «Круглые столы»;
  • открытые занятия;
  • оформление стендов, папок-передвижек и так далее.

Таким образом, логопедическое сопровождение имеет большое значение в преодолении трудностей в освоении навыков чтения и письма, так как оно направлено на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Список литературы

  1. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Текст] / К. В Адушкина. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2017. – 163 с.
  2. Вартапетова, Г. М. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие [Текст] – Новосибирск: НИПКиПРО, 2012. – 124 с.
  3. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Текст] // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Мат. Всерос. науч-практ. конф. – Санкт-Петербург, 1998.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary