Выбор стратегий основан на оценке соответствия целям и задачам компании с учетом состояния ее внутренней и внешней среды. В стратегическом управлении компании, как показывает отечественный и зарубежный опыт, используются самые разные методы и модели [2, c. 54]. Существует несколько методов стратегического управления.
Рассмотрим один из методов который называется: метод 5x5 для определения наиболее значимых элементов внешней среды. Предложен был в 1984 г. А.Х. Месконом, основывается на пяти вопросах, включающих в себя факторы из внешней среды. Для получения полного и развернутого ответа на каждый из вопросов нужно обработать всю имеющуюся информацию о среде в которой обитает организация и попробовать спрогнозировать будущее ее [2, c. 216].
Далее рассмотрим модель 5 сил М. Портера. В ней выделено влияние определенных сил конкуренции, которые основываются на следующих фактах: умение поставщиков, а также покупателей выдвигать свои условия, риск появления на рынке товаров-заменителей, угроза того, что появятся новые неизведанные конкуренты и т.д. Силы работают вместе и влияют на цены, которые организации используют для определения объема инвестиций на рынке. Также влияют расходы, которые должны нести организации [3]
Разработка стратегии должна основываться на анализе ситуации на рынке с учетом сильных сторон компании и минимизации влияния слабых сторон. Понятно, что у компании будет возможность укрепить свои позиции, если ситуация на рынке облегчит реализацию ее сильных сторон. И наоборот, компания подвержена рискам и угрозам, когда рыночные изменения связаны с ее слабостями.
Проследить возможные сочетания сильных и слабых сторон предприятия при оценке рыночной ситуации можно с помощью SWOT-анализа (S — сила, W — слабость, О — возможность, Т — угроза) [1, c. 36]. Суть метода состоит в построении матрицы, которая включает четыре поля. В каждое из полей относятся определенные стратегии: которые используют сильные стороны организации для реализации возможностей, появившихся на рынке; которые являются блокатором угроз для компании; которые сводят к минимуму слабости, используют каждую выгодную возможность; которые минимизируют слабости организации и угрозы, появившиеся во внешней среде.
Когда компания переходит к новым видам деятельности или во время стратегического планирования, необходимо определить, будет ли компания успешно функционировать при реализации новых видов деятельности.
Метод Мак-Кинси «7С». Метод является толчком для изучения основных внутренних факторов предприятия, фирмы, оказывающих влияние на его развитие в перспективе, он не предоставляет готовую стратегию. Если предприятие, выбравшее методику агрессивного действия в своей среде, новаторское в научно-техническом отношении, ориентированное на качество товара, а не на количество, тогда его деятельность зависит в основном от человеческого фактора [1, c. 121].
PEST-анализ, это некая аббревиатура которая состоит из наименований следующих факторов: политические (Р – political), экономические (Е – economic), социальные (S – social), технологические (Т – technological). PEST-анализ – такой инструмент, позволяющий производить оценивание внешней ситуации на рынке где действует компания.
Основные этапы по использованию PEST-анализа [1, c. 198]:
- Изучение возможности видоизменения каждого из факторов и ее оценка.
- Поиск факторов, которые влияют на жизнедеятельность.
- Проведение поиска и обработки статистических данных по тенденции и характеру развития каждого из факторов.
- Расчет фактической степени влияния каждого фактора.
- Подведение итоговой таблицы PEST-анализа.
- Разработка мероприятий, снижающих негативное влияние факторов.
Когда предприятие использует в своей деятельности на практике методы и подходы стратегического планирования это автоматически налагает на его руководство определенные требования по моделированию ситуаций, разработке стратегий и реализации их в жизнь и т.д.
Каждая компания на рынке вынуждена разрабатывать такую экономическую стратегию, которая позволяет им избежать возможности банкротства, укрепить свои позиции на определенных рынках, противостоять конкуренции и проанализировать внешние и внутренние факторы.
Поэтому процесс стратегического планирования в компании заключается в достижении стратегической цели путем выбора и реализации стратегии, основанной на внедрении надежных методов и моделей стратегического анализа, создании программ стратегического планирования и создании ключевых показателей для ее финансово-экономической деятельности.
Следовательно, стратегическое планирование является неотъемлемой частью процесса разработки стратегии как для отдельных бизнес-подсистем организации, так и для всей ее корпоративной стратегии.
Структура стратегического планирования включает в себя: миссию компании, цели и характеристики того, как работает компания, произведение оценки и анализа внешней среды, и внутренней структуры, проведение разработки и анализа всевозможных стратегических альтернатив, выбор и непосредственная реализация стратегии.
Поэтому такие методы, как модель Мак-Кинси, метод SWOT-анализа, PEST-анализ и модель 5 сил Портера, рассматривались как часть основных методов стратегического управления. Эти методы помогают проанализировать внешнюю и внутреннюю среду и разработать стратегию организационного развития на основе результатов исследования.
Список литературы
- Вахрушина, М.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие[Текст] / М.А.Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2016. – 432 с.
- Воронкова О. Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2005. 96 с.
- Кузьмина Н.В., Ювашев И.С. О подходах к анализу внешней среды хозяйствующего субъекта // Экономика строительства и природопользования. 2017. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podhodah-k-analizu-vneshney-sredy-hozyaystvuyuschego-subekta (дата обращения: 20.01.2021).