Узуальное тире в работах школьников

Узуальное тире в работах школьников

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (120), Июнь ‘23

Дата публикации 12.06.2023

Поделиться

В статье рассматривается понятие узуальное тире, выявлены и описаны случаи его использования школьниками и проведен анализ такого употребления.

Понятие "узуальное тире" напрямую связано с узусом. Узус — общепринятое употребление, необязательно соответствующее языковой норме. Узус может фиксироваться словарями и в дальнейшем кодифицироваться в норму. Возникновение узуального тире связано с проблемой расширения функционального потенциала пунктуационных знаков, а именно, их перемещением из сферы формально - логической организации текста в сферу семантики.

Узуальное тире — это знак препинания, использование которого подчинено личному предпочтению автора письменного сообщения и его индивидуальному подходу. Узуальное тире открывает вариативные возможности оформления смысловых отношений между частями высказывания, объединяя их в законченное смысловое высказывание. Использование узуального тире считается допустимым, оно не нарушает языковых норм, которые представляют собой устойчивые правила использования языка, единые и общеобязательные для всех.

В связи с этим возникает проблемный вопрос: является ли узуальное тире пунктуационной ошибкой или же его стоит выделять? С одной стороны, узуальное тире не входит в школьную программу по русскому языку, его использование не отображается в правилах и чаще всего расценивается учителями, как пунктуационная ошибка. С другой стороны, несмотря на то, что использование узуального тире не регламентируется правилами русской пунктуации, оно все чаще встречается в текстах СМИ и художественных произведениях, а также письменных работах школьников.

Для установки периодичности использования школьниками узуального тире учащимся 8 - 11 классов предлагалось выполнить задание на постановку тире в предложениях, которые представляли собой случаи его вариативного использования. В результате исследования было выявлено, что ученики 8 - 9 классов используют узуальное тире реже, чем ученики 10 - 11 классов. Ниже приведён анализ каждого предложения практической части с объяснением возможных причин постановки в них узуального тире.

  1. Мы направляемся в столицу _ в Москву. В предложении встречается уточняющее обстоятельство — "в Москву". По правилам русской пунктуации уточняющие члены предложения должны обособляться запятой. Тем не менее постановка тире здесь тоже допустима, поскольку "в Москву" может быть и приложением, стоящим на конце предложения. На место тире можно вставить а именно: Мы направляемся в столицу, а именно в Москву.
  2. Лучше грибы собирать после дождя _ в это время они растут быстрее. Здесь представлено бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого является пояснением первой. По правилам русской пунктуации в таких случаях ставится двоеточие. Однако в академическом справочнике под редакцией Лопатина употребление тире для обозначения пояснения считается допустимым (см. § 129, Примечание 2).
  3. Людей больше интересовала не сама политика, а социальные проблемы _ низкая зарплата, уровень медицины и образования, отсутствие детских садов и другие беды. В данном предложении обобщающее слово "проблемы" стоит перед рядом однородных членов и требует при себе постановки знак двоеточие. Однако в современной практике печати использование тире при всех позициях обобщающих слов так же считается допустимым (см. § 36, Примечание).
  4. Был поздний летний вечер _ часов десять. В предложении есть уточнение "часов десять". Обычно по правилам русской пунктуации предложения с уточнением обособляются запятой. Однако уточняющие члены могут выделяться и с помощью тире, если автору предложения необходимо подчеркнуть смысл. (см. § 80).
  5. Он _ сам врач и всегда внимательно следит за успехами современной медицины. Данное предложение относится к тем случаям, когда тире нужно использовать между подлежащим и сказуемым. Так как подлежащее в данном случае выражено личным местоимением он, использование тире здесь считается ненормированным. Однако постановка тире после подлежащего, выраженного личным местоимением, встречается довольно часто в газетном языке, текстах СМИ и художественных произведениях. Так использование тире там, где по правилам не должно стоять никакого знака, становится массовым и не представляет собой единичный случай, поэтому данный пример можно рассматривать как случай использования узуального тире.
  6. За несколько лет отсутствия он наконец вернулся в родную квартиру _ грязную и пустую. Согласно правилам русской пунктуации, второстепенные члены, подлежащие обособлению (в данном случае это определения "грязную" и "пустую"), должны отделяться запятой. Использование тире в представленном предложение тоже допустимо, т.к. обособляются определения, стоящие в конце предложения (см. § 51). Такой прием направлен на то, чтобы воздействовать на эмоциональное и образное восприятие читателя.

Таким образом, усиливающаяся тенденция использования узуального тире в современном русском языке связана с расширением границ использования тире и заменой им других знаков пунктуации. Тире может использоваться вместо двоеточия, запятой и в местах, где постановка знака препинания вовсе не нужна. Тире универсальный знак препинания, который служит для структурного, смыслового и экспрессивного функционирования, поэтому его использование в некоторых случаях носит вариативный характер и признается допустимым. Именно поэтому на уроках русского языка важно не только знакомить учащихся с традиционными правилами пунктуации, но и давать представления о допустимых отступлениях от этих правил, а также видеть разницу между ошибочной и допустимой постановкой того или иного знака препинания.

Список литературы

  1. Александрова О.В. Пунктуация в русском языке: проблемы и перспективы // Филологический вестник. - 2016. - № 3. - С. 25-33.
  2. Баранова Е.А. История развития узуального тире в русском языке // Вопросы филологии. - 2015. - № 4. - С. 23-30.
  3. Калашникова И.А. Узуальное тире в работах школьников: анализ ошибок // Русский язык и литература в школе. - 2015. - № 2. - С. 12-18.
  4. ВАЛГИНА, Н. С. [2] (онлайн). Русская пунктуация: принципы и назначение. Пособие для учителей: Функции знаков препинания. Знаки отделяющие и знаки выделяющие [online].
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary