В настоящее время прослеживается увеличение числа детей, имеющих недостаточное психическое и речевое развитие. Нормальное когнитивное формирование и устойчивое когнитивное развитие являются необходимыми предпосылками для нормального развития языка[3].
На данный момент в логопедии особое значение приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим, одним из актуальных вопросов логопедии является проблема языковых нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Пробелы в познавательной деятельности негативно влияют на весь процесс развития речи. Будь то в приобретении смысла речи, языковых средств или в формировании языковых обобщений. Сегодня распространенность языковых нарушений у детей с ЗПР высока[3].
Лексико-грамматический строй речи играет значительную роль в становлении правильной связной устной, а затем и письменной речи. Неполное грамматическое оформление речевых сообщений затрудняет их понимание слушателями [4].
Неотъемлемой частью овладения ребенком речеязыковой системой родного языка является овладение им лексико-грамматическим строем речи. Лексико-грамматический строй речи – это словарь и грамматически правильное его использовании (навыки словообразования и словоизменения).
Лексика – это набор слов (основных единиц речи), которые описывают предметы, явления, действия и особенности действительности. Различают пассивный и активный словарный запас. Если пассивный словарный запас – это способность понимать слова, то активный словарный запас – это способность использовать слова в речи. Грамматический строй — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают следующие уровни грамматической системы: морфологический и синтаксический. Морфологический уровень — это умение владеть приемами словоизменения и словообразования. Синтаксический уровень — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении [2].
Своевременное развитие лексики и грамматики играет важную роль в развитии мышления и устного общения, в планировании и организации деятельности детей, в самоорганизации и построении социальных отношений. Язык и речь - это основные средства, с помощью которых проявляются такие важные психические процессы, как память, восприятие и эмоции.
Формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен несистемно. Педагогическое воздействие на процесс развития личности должно учитывать логику естественного (спонтанного) овладения языком и тенденции обучения [6].
Формирование лексики и грамматических структур языка происходит в процессе общего речевого (языкового) развития, и формы и методы развивающего обучения должны учитывать постепенный характер развития речи в целом. Формирование различных аспектов языка (фонетика, лексика, грамматика) происходит неравномерно и, в некоторой степени, асинхронно, причем на разных этапах развития на первый план выходит то одно, то другое. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование лексико-грамматического строя языка ребенка приобретает специфические особенности и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.
Формирование лексической и грамматической сторон речи означает формирование и развитие словарного запаса, формирование грамматически правильных речевых выражений. Развитие словарного запаса ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой - с развитием всех компонентов речи, а именно фонетико - фонематической и грамматической структуры речи [5]. Слова с конкретными значениями появляются в словарном запасе ребенка раньше, обобщенные слова - позже. Развитие словарного запаса в процессе онтогенеза определяется развитием понимания ребенком действительности. Важными факторами развития языка, в том числе обогащения словарного запаса, являются речевая деятельность взрослых и общение с ребенком [1].
Порядок усвоения детьми грамматических форм слов зависит от их семантической функции и от того, как часто они используются в речи других людей. Общей тенденцией в детской речи является приобретение в первую очередь наиболее часто употребляемых флексий. В течение определенного периода дети используют только одно из наиболее продуктивных окончаний. Варианты других суффиксов, выражающих то же грамматическое значение, в речи не появляются [2].
Недостаточная сформированность грамматического строя речи у детей с ЗПР проявляется в спонтанной речи в виде большого количества аграмматизмов. Однако в школьном возрасте, когда происходит овладение письменной речью, нарушения становятся наиболее очевидными. Младшие школьники с ЗПР менее подготовлены к этому процессу и сталкиваются с большими трудностями. В речи младших школьников с ЗПР крайне редко встречаются наречия. Отмечается недостаточный уровень владения антонимическими и синонимическими средствами языка. Наблюдается низкий уровень сформированности словаря синонимов и антонимов [5].
Таким образом, на основании данных, полученных при исследовании лексико-грамматических структур речи детей младшего школьного возраста с ЗПР и методического изучения литературы, можно сделать вывод, что существует множество трудностей и нарушений в формировании лексики и грамматических категорий у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Для предупреждения нарушений лексико-грамматического строя речи детям необходимо проводить систематическую логопедическую работу.
Список литературы
- Рахмакова, Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития / Г.Н. Рахмакова Москва, 1987. – 121 с.
- Тригер, Р. Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи / Р.Д. Тригер, 1987. – 94 с.
- Хохлова, А. А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы / А.А. Хохлова. – Санкт - Петербург, 1999. –22 - 46 с.
- Вильшанская, А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития / А.Д. Вильшанская. – Москва, 2004. – 25 с.
- Зорина, С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР / Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / С.В. Зорина. – Москва: Владос, 2006, – № 3. – 6-15 с.
- Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – Москва: Владос, 2004. – 303 с.