Письмо как источник права

Письмо как источник права

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

145

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (120), Июнь ‘23

Дата публикации 11.06.2023

Поделиться

В данной статье рассмотрена проблема квалификации письма как источника права. Автор приходит к выводу, что письма органов государственной и местной власти не являются источником права. Они представляют собой акты толкования права и носят информационно-разъяснительный характер.

Действующим законодательством определены виды источников права.  Однако на практике появляются новые виды, которые не находят своего места в существующей системе, но применяются в регулировании налоговых, земельных, финансовых и других отношений. Одним из таких источников являются письма органов государственной власти и местного самоуправления.

Однако, помимо регулятивной функции, органы власти применяют письма и в целях организации внутренней работы аппарата, координации деятельности с другими субъектами права. В соответствии с этими задачами выделяют сопроводительные, информационные, гарантийные, претензионные, служебные и другие виды писем. Юридическая сила письма определяется его правовой природой и функциями. Например, одним из полномочий Минтруда являются разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции1. Для выполнения указанной задачи Минтруд издает письма, предназначенные для широкого круга лиц, участвующих в организации трудовых отношений.

В любом случае, по своей природе письмо - это текст, посылаемый для сообщения какой-либо информации. В нем выражается мнение или сообщаются сведения лично-доверительного характера. Оно может быть в то же время и официальным документом. 

Издаваемые органами исполнительной власти разъяснительные письма, как правило, носят рекомендательный характер и не влекут за собой каких-либо правовых последствий. Также органы исполнительной власти отвечают на запросы граждан и организаций ответами в форме писем, при этом они выражают свою позицию по конкретному вопросу. Таким образом, круг адресатов письма может быть как определенным, так и неопределенным, что дает основания на практике относить указанные акты к источникам права.

Между тем, законодатель четко не определил понятие «нормативно-правовой акт». Верховный суд восполнил данный пробел и указал признаки, присущие нормативно-правовому акту. К ним относятся: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или местного самоуправления, организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений2.

На практике органы исполнительной власти придают нормативное значение издаваемым в пределах своей компетенции письмам. Как правило, требования об исполнении установленных в письмах правоположениях предъявляет ИФНС, Минтруд, социальные фонды. Однако, данная практика является незаконной. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается3. Следовательно, можно сделать вывод, что письма не могут выступать источником права, они представляют собой акты толкования права.

Таким образом, можно сделать вывод, что функция письма ограничена информационными, разъяснительными целями, оно не может устанавливать права и обязанности субъектов права. Следовательно, применение судом писем в качестве источника прав и обязанностей участников спорного правоотношения, можно признать незаконным, нарушающим волю законодателя.

Список литературы

  1. Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 26. Ст. 3528.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 5 мая 2023 года).
  3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 5 мая 2023 года).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее