КВЕСТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

КВЕСТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

14

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (120), Июнь ‘23

Дата публикации 08.06.2023

Поделиться

Фразеология изучается в 6 классе, на нее отводится лишь несколько часов, следовательно, этого недостаточно для формирования личности, способной свободно использовать фразеологизмы в своей речи.  Освоение фразеологии русского языка в среднем звене непосредственно связано с работой по развитию речи. И оно должно реализоваться системно.  Ученики, познакомившись с данной темой, редко используют фразеологизмы в собственной речи, не учитывают стилистические (аксиологические) особенности фразеологизмов и не умеют варьировать фразеологизмы в тексте, без чего невозможно свободное употребление фразеологизмов в речи. Таким образом, необходимо создать более эффективную систему построений заданий по освоению русской фразеологии в средней школе.

Фразеология изучается в 6 классе, на нее отводится лишь несколько часов, следовательно, этого недостаточно для формирования личности, способной свободно использовать фразеологизмы в своей речи.  С учетом большого объема материала часто для педагога становится непростой задачей объяснить ученику, что из себя представляет фразеологизм, каковы его признаки, роль в художественном тексте, каков объект фразеологии и т.д. Также является трудностью научить ребенка правильно использовать фразеологизмы в речи, анализировать их. Можно сказать, что из-за недостаточного количества учебного времени скудным остается и методический арсенал, которым располагает педагог, хотя сама методика накопила немало активных форм и методов обучения фразеологии русского языка. Итак, следует признать, что традиционная школьная практика обучения фразеологии русского языка не является в достаточной степени эффективной. На изучение фразеологии в 6 классе в школьных программах по русскому языку отводится 3-4 академических часа, хотя авторы учебников и методисты  сходятся на том, что «с работой по обогащению словаря школьника и предупреждению лексических ошибок теснейшим образом связана и задача обогащения фразеологии учащихся» [1, С.153], а внимательное отношение к преподаванию фразеологии в средней школе должно «повысить общий уровень культуры их речи и предупредить… распространенные фразеологические ошибки» [1, С.153].

По нашему мнению, выходом из сложившейся ситуации может стать разработка и реализация в школе элективного курса, который будет направлен на формирование как языковой, так и коммуникативной компетенции обучающихся в рамках изучения фразеологии русского языка. Освоение фразеологии русского языка в среднем звене непосредственно связано с работой по развитию речи. И оно должно реализоваться системно.  Ученики, познакомившись с данной темой, редко используют фразеологизмы в собственной речи, не учитывают стилистические (аксиологические) особенности фразеологизмов и не умеют варьировать фразеологизмы в тексте, без чего невозможно свободное употребление фразеологизмов в речи. Таким образом, необходимо создать более эффективную систему построений заданий по освоению русской фразеологии в средней школе.

Фразеология – это тот пласт языка, в котором народ средствами языка консервирует свое национальное самосознание, свою культуру, наработанную веками мудрость и житейскую философию. Она отражает этнографические, исторические и бытовые факты, данные о духовном развитии общества, которому принадлежит язык. Фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. 

Мы выделили такие основные активные формы и методы, которые подходят как: диалог (погружение в ситуацию, моделирование  каких-либо ситуаций), деловые игры, дискуссионные площадки, инсценировки.

Мы считаем, что одним из эффективных методов при обучении фразеологии  является – квест.  Его сценарий может выглядеть следующим образом.

Название квеста: «Страна Фразеология».

Центральное задание: организовать путешествие учащихся по стране Фразеологии, целью которого является слет путешественников, на котором каждой из групп необходимо представить результаты своего исследования и ответить на вопросы:

Так ли проста страна Фразеология, как кажется?

Что интересного есть в истории возникновения фразеологизмов?

Нужны ли нам фразеологизмы в письменной и устной речи или можно и нужно обходиться без них?

Работа над квестом формирует механизм взаимодействия учащихся; создает условия для формирования их информационной культуры; расширяет кругозор и углубляет знания.

Цели: углубить знания учащихся по русскому языку; формировать коммуникативную компетентность учащихся; развивать познавательный интерес школьников, способствовать развитию их креативного потенциала; повышать у школьников мотивацию к самообучению, личностную самооценку.

Задачи: формировать умение работать в команде, достигать компромисса;
развивать коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения.

Этапы квеста:

1. Приветствие.

2. Музей Словаря фразеологизмов.

3. Поселок мастеров.

4. Остров Синонимов и мыс Антонимов.

5. Город Перепутанных фразеологизмов.

6. Забывчивый паромщик.

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов.

Данный квест мы проводили на уроке русского языка в 6 классе средней школы № 12  г. Сургута в марте 2023 года. Он доказал свою эффективность. Контрольный срез показал повышение интереса к фразеологии, мотивации к ее изучению, а также активизацию познавательной деятельности обучающихся.

После квеста (2 урок) был проведен блиц-опрос, в котором учащиеся написали о том, что  им понравилась данная форма проведения занятия, что им бы хотелось глубже погрузиться в фразеологию русского языка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что активные формы и методы обучения в средней школе оправданны и эффективны. Существует огромное количество интересных форм, занимательных и развивающих упражнений и игр по фразеологии для детей разного возраста. Введение их на уроках русского языка внесет новизну и яркость в учебный процесс, а также сформирует интерес к изучению родного языка. Одной из таких форм по праву может считаться квест.

Список литературы

  1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1975. – 343 с.
  2. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. Учебник для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература». - М.: Просвещение, 1980. – 414 с.
  3. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. Учебник для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература». - М.: Просвещение, 1980. – 414 с.
  4. Телия В.Н. Что такое русская фразеология. - М.: Наука, 1966. – 84 с.
  5. Трудности преподавания русского языка в школе: Сб. научн. тр. – Л.: ЛГПИ, 1979. – 132 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее